Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ CКАЗОК.
Нравственное воспитаение
Автор: Савельева Людмила Олеговна   
16.04.2019 07:44

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ CКАЗОК.ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ CКАЗОК.

Автор: Савельева Людмила Олеговна, воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад №112» г.Сыктывкара

Свою статью хотелось бы начать с цитаты В.В. Путина:
"Интеллектуальный потенциал и культура нации зависят не только от того, сколько мы читаем, но и какие нравственные, духовный ценности, морально-этические ориентиры формируют книги, заставляют ли они думать, размышлять, анализировать."

Президент РФ Владимир Путин поставил новую общенациональную задачу – повышение интереса к чтению. Одна из важных тем дискуссии – сбережение русского языка и литературы.

Пугающие факты: Россиянин сегодня читает 9 минут в сутки. А уж говорить по-русски правильно – настоящее искусство! Исконно русские слова заменяются «брендовыми» и «трендовыми» словами.

Не секрет, что эта тема актуальна и в настоящее время… Мы с вами воспитываем будущее поколение нашей страны и только от нас зависит дальнейшая судьба нашего народа.

 

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установление более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «в те далекие времена, когда животные умели разговаривать…», и ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой.

Уровень развития представлений о духовно-нравственных качествах у дошкольников характеризуется наличием обобщенных представлений о справедливости, правдивости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости.

Усвоение моральных эталонов идет в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

Изменения уровня духовно- нравственного развития у дошкольников связано с занятиями, которые соответствуют программным требованиям, в процессе которых к каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход, учитывается его уровень интеллектуальных способностей, его интересы.

В самостоятельной деятельности у детей начинает проявляться творческое воображение, они обогащаются новыми представлениями, умениями и навыками.

Сказка играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка.

Представляю вам свой сказочный календарь:

Сентябрь-октябрь: «Теремок», «Коза-дереза», «Про петушка и меленку», «Петушок-золотой гребешок и жерновцы» и т.д. «Бедняг и богач» (бр. Гримм), «Про глупого змея и умного солдата», «Никита Кожемяка», «Хрустальная гора».

Ноябрь: «Чиви-чиви-чивичок», «Кривая уточка», «Гуси-лебеди», «Чернушка», «Три перышка» и т.д. «Три счастливца», «Золотой гусь» и «Пчелиная матка» (бр. Гримм).

Декабрь: «Морозко», «Заклятый царевич», «Шеповничек» и т.д. «Звездные талеры».

Январь-февраль: «Два мороза», «Ермилка и лесной Боров», «12 месяцев», «Госпажа метелица», «Лесная избушка» и т.д. «Птица-найденыш» (бр. Гримм), «Как медведя переворачивали».

Март-апрель: «Емеля-дурачок», «Крылатый, мошнатый и масляный» (обр. И.Карнауховой) -к Маслинеце, «Как весна зиму поборола» и т.д. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волшебная дудочка», «Хаврошечка», «Белая уточка», «Красная шапочка», «Белоснежка и Алоцветик» (бр. Гримм) – к Пасхе.

Май: «Золотой луг», «Скатерть, барашек и сума», «Ведьма и солнцева сестра» и т.д. «Золушка» (к Троице), «Дочь-семилетка».

Иногда я рассказываю маленькие истории, рассказы и собственные сказки: «Волшебное слово» (В. Асеева), «Золотой луг» (М. Пришвина), «Как Муравьишка свой домик искал», «Синичкин календарь» (В. Бианки), «Сказка про ложечку и вилочку», «Про маленькое зернышко» и т.д.

В течении года проводилась большая кропотливая работа с семьей: консультации по теме: «Дорога Добра», «Положи твоё сердце у чтения», «Духовно-нравственное воспитание в детском саду и дома», «Русская мудрость в воспитании», «Семья и семейные ценности»; реализованы проекты «Моя любимая сказка», «Книжки нашим мам и пап»; родители принимали активное участие в фестивале «Мир игры и игрушки», «Душа по капле собирает свет». Воспитатели группы приняли участие в IХ городском православном фестивале «Светлая Пасха — 2016». Подготовлены папки-передвижки на темы: «Роль ОТЦА в жизни ребёнка», «Значение книги в жизни ребенка», «Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка», «Десять «почему» детям необходимо читать»; беседы и консультации на темы: «Учимся дружить», «Важность общения в совместной деятельности с детьми». В течении года прошли родительских собраний на темы: «Знакомство с программой «Социокультурные Истоки», «Духовно — нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье»; «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня»; «Воспитываем добротой»; проведение совместных народных и православных праздников «Рождество», «Здравствуй, Масленица», «Светлая Пасха», «День Матери», посиделки-чаепития с родителями и детьми на праздник «День Матери», «Масленица».

В конце учебного годы я провела открытый показ совместной деятельности с детьми 2-3 года по теме «Добрая книга» на республиканском семинаре «Подготовка педагога ДОО к практической реализации ФГОС ДО». На мероприятие пригласили родителей принять активное участие, как в образовательной деятельности, так и в подготовке реквизитов: бабушки и мамы связали цветы; сшили костюмы для детей; нарисовали длинную тропинку, кусты, деревья. С опытом работы по данной теме выступили на площадке Ресурсного центра МАДОУ №96 на городском уровне и на педагогических советах в рамках обмена опытом между сотрудниками по темам «Взаимодействие ДОУ и семьи», «Ярмарка педагогических идей по духовно-нравственному воспитанию», «Пропедевтика в реализации программы Социокультурные истоки».

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Решая воспитательные задачи, я стараюсь научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – труду любви, умению трудиться душой. Глядя на них, я уверена, что нам это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год