Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ CКАЗОК.
Нравственное воспитаение
Автор: Савельева Людмила Олеговна   
16.04.2019 07:44

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ CКАЗОК.ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ CКАЗОК.

Автор: Савельева Людмила Олеговна, воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад №112» г.Сыктывкара

Свою статью хотелось бы начать с цитаты В.В. Путина:
"Интеллектуальный потенциал и культура нации зависят не только от того, сколько мы читаем, но и какие нравственные, духовный ценности, морально-этические ориентиры формируют книги, заставляют ли они думать, размышлять, анализировать."

Президент РФ Владимир Путин поставил новую общенациональную задачу – повышение интереса к чтению. Одна из важных тем дискуссии – сбережение русского языка и литературы.

Пугающие факты: Россиянин сегодня читает 9 минут в сутки. А уж говорить по-русски правильно – настоящее искусство! Исконно русские слова заменяются «брендовыми» и «трендовыми» словами.

Не секрет, что эта тема актуальна и в настоящее время… Мы с вами воспитываем будущее поколение нашей страны и только от нас зависит дальнейшая судьба нашего народа.

 

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установление более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «в те далекие времена, когда животные умели разговаривать…», и ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой.

Уровень развития представлений о духовно-нравственных качествах у дошкольников характеризуется наличием обобщенных представлений о справедливости, правдивости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости.

Усвоение моральных эталонов идет в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

Изменения уровня духовно- нравственного развития у дошкольников связано с занятиями, которые соответствуют программным требованиям, в процессе которых к каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход, учитывается его уровень интеллектуальных способностей, его интересы.

В самостоятельной деятельности у детей начинает проявляться творческое воображение, они обогащаются новыми представлениями, умениями и навыками.

Сказка играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка.

Представляю вам свой сказочный календарь:

Сентябрь-октябрь: «Теремок», «Коза-дереза», «Про петушка и меленку», «Петушок-золотой гребешок и жерновцы» и т.д. «Бедняг и богач» (бр. Гримм), «Про глупого змея и умного солдата», «Никита Кожемяка», «Хрустальная гора».

Ноябрь: «Чиви-чиви-чивичок», «Кривая уточка», «Гуси-лебеди», «Чернушка», «Три перышка» и т.д. «Три счастливца», «Золотой гусь» и «Пчелиная матка» (бр. Гримм).

Декабрь: «Морозко», «Заклятый царевич», «Шеповничек» и т.д. «Звездные талеры».

Январь-февраль: «Два мороза», «Ермилка и лесной Боров», «12 месяцев», «Госпажа метелица», «Лесная избушка» и т.д. «Птица-найденыш» (бр. Гримм), «Как медведя переворачивали».

Март-апрель: «Емеля-дурачок», «Крылатый, мошнатый и масляный» (обр. И.Карнауховой) -к Маслинеце, «Как весна зиму поборола» и т.д. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волшебная дудочка», «Хаврошечка», «Белая уточка», «Красная шапочка», «Белоснежка и Алоцветик» (бр. Гримм) – к Пасхе.

Май: «Золотой луг», «Скатерть, барашек и сума», «Ведьма и солнцева сестра» и т.д. «Золушка» (к Троице), «Дочь-семилетка».

Иногда я рассказываю маленькие истории, рассказы и собственные сказки: «Волшебное слово» (В. Асеева), «Золотой луг» (М. Пришвина), «Как Муравьишка свой домик искал», «Синичкин календарь» (В. Бианки), «Сказка про ложечку и вилочку», «Про маленькое зернышко» и т.д.

В течении года проводилась большая кропотливая работа с семьей: консультации по теме: «Дорога Добра», «Положи твоё сердце у чтения», «Духовно-нравственное воспитание в детском саду и дома», «Русская мудрость в воспитании», «Семья и семейные ценности»; реализованы проекты «Моя любимая сказка», «Книжки нашим мам и пап»; родители принимали активное участие в фестивале «Мир игры и игрушки», «Душа по капле собирает свет». Воспитатели группы приняли участие в IХ городском православном фестивале «Светлая Пасха — 2016». Подготовлены папки-передвижки на темы: «Роль ОТЦА в жизни ребёнка», «Значение книги в жизни ребенка», «Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка», «Десять «почему» детям необходимо читать»; беседы и консультации на темы: «Учимся дружить», «Важность общения в совместной деятельности с детьми». В течении года прошли родительских собраний на темы: «Знакомство с программой «Социокультурные Истоки», «Духовно — нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье»; «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня»; «Воспитываем добротой»; проведение совместных народных и православных праздников «Рождество», «Здравствуй, Масленица», «Светлая Пасха», «День Матери», посиделки-чаепития с родителями и детьми на праздник «День Матери», «Масленица».

В конце учебного годы я провела открытый показ совместной деятельности с детьми 2-3 года по теме «Добрая книга» на республиканском семинаре «Подготовка педагога ДОО к практической реализации ФГОС ДО». На мероприятие пригласили родителей принять активное участие, как в образовательной деятельности, так и в подготовке реквизитов: бабушки и мамы связали цветы; сшили костюмы для детей; нарисовали длинную тропинку, кусты, деревья. С опытом работы по данной теме выступили на площадке Ресурсного центра МАДОУ №96 на городском уровне и на педагогических советах в рамках обмена опытом между сотрудниками по темам «Взаимодействие ДОУ и семьи», «Ярмарка педагогических идей по духовно-нравственному воспитанию», «Пропедевтика в реализации программы Социокультурные истоки».

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Решая воспитательные задачи, я стараюсь научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – труду любви, умению трудиться душой. Глядя на них, я уверена, что нам это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 7 (116) выйдет 1 июля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год