Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Нравственное воспитание старших дошкольников
Нравственное воспитаение
Автор: Пучкова Галина Васильевна   
26.01.2019 23:01

Нравственное воспитание старших дошкольниковНравственное воспитание старших дошкольников

Проблема нравственно — патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания нравственно-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста.

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. В период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

Для меня эта тема особенно актуально, так как она трудна и требует большого такта и терпения, ведь в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

 

Анализ диагностики нравственно – патриотического воспитания показал, что дети не имеют достаточных знаний по данной теме. А ведь не зная этого, никогда не станешь уважительно относиться к народу, природе, которая нас окружает. Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской.

В своей работе я руководствовалась принципами: — «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); — непрерывность и преемственность педагогического процесса; — дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; — рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту; — развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Как писал академик Д. С. Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Поэтому свою работу я проводила последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, улица), к более сложному – город, страна.

Свою работу разделила на блоки.

В основе блоков «Семья» и «Детский сад» лежит содержание работы по формированию у детей социального опыта, воспитанию привязанности к близким людям. В процессе работы у ребенка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы, подарки, вместе отдыхать в туристических походах и др.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Поэтому очень важной считаю работу по ознакомлению с традициями семей наших воспитанников. Использую разные формы организации педагогического процесса: занятия, на которых дети рассказывают о своих родителях, близких и дальних родственниках, посещение мини – музея «Изба», оформление интерьеров коридоров и помещений ДОУ стендами, выставками, «Генеалогическое дерево семьи», «Герб семьи», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Работа наших родителей» «Вместе работаем – вместе отдыхаем», Права ребенка).

  • Создание предметно–развивающей среды в группах подбором альбомов, фотографий, художественной литературы, дидактических игр, образцов народно – прикладного искусства и т.д
  • Создание в ДОУ речевой среды (Использование в повседневной жизни, в общении с детьми устного народного творчества: потешек, пословиц, поговорок, народных примет; лучших образцов литературного языка; поэтических произведений)
  • Формирование у детей представлений об истории, культуре, традициях народа, об его социальной жизни в настоящее время через систему занятий познавательного цикла, в продуктивной, игровой, исследовательской деятельности (Циклы занятий: «Быт и традиции», «Символика России», «Моя страна», «Мы и природа», «Военная слава России», «Моя Родина – Россия», «Любить и знать свою малую Родину»).
  • Повышение компетентности родителей и привлечение их к решению вопроса нравственно-патриотического воспитания детей, вовлечение их в детскую деятельность, как равных по общению партнёров.

Позиция родителей является основой «семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Для более эффективного формирования нравственно-патриотических чувств у детей я установила тесную связь с семьей. Родителям советовала использовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с достопримечательностями города; посещение краеведческого музея и т. д.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Я предложила родителям вместе с детьми составить древо своей родословной, они с большим удовольствием выполнили поручение (создание генеалогического дерева семьи, книжки-малышки «Познакомьтесь – это я»). Провела анкетирование родителей «Воспитание патриота в семье», Родительские собрания «Воспитываем будущего гражданина». «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», «Роль традиций в воспитании ребенка». Родители активно принимали участие в таких мероприятиях как «День матери», «Этих дней не смолкнет слава» и т. п.

Такие мероприятия очень сближают детей и родителей, создают бодрое, радостное настроение. Важно, чтобы все были вместе – как в хорошей дружной семье.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводила их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: — повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); — везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; — повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; — люди берегут и охраняют природу; — есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Проводимая мною работа, способствовала повышению уровня знаний дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию. Они узнали много нового о нашем городе, улицах, его достопримечательностях, предприятиях на которых работают родители, о жизни жителей нашего города, об их обычаях и традициях. Улучшились дружеские отношения между детьми в игре, в труде. Ребята больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к другу, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи. У них появилось стремление порадовать взрослых хорошими поступками. Дети стали с уважением относиться к людям других национальностей, к труду взрослых и их отдыху. Работа по приобщению детей к народной культуре ведется в тесном контакте с родителями, которые принимают активное участие в проводимых мероприятиях. Полученные в детском саду знания, очень пригодятся ребятам не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 25 (146) выйдет
5 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год