Путешествие в страну Доброты и Вежливости |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Черкасова Галина Николаевна | |||
08.09.2025 15:55 | |||
Цель: формирование элементарных этических представлений, умений, навыков и привычек вежливого обращения с окружающими людьми. Задачи:
Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация; музыкальное сопровождение; сундучок; листы бумаги; ручки; карточки с началом и окончанием пословиц; солнышко; лучики со словами: улыбка, здоровье, красота, душевность, взаимопонимание, отзывчивость, любовь, тепло, жизнь, ласка, счастье, щедрость, бескорыстие, понимание. Ход мероприятия: 1. Организационный момент. Дети заходят под песню «Если добрый ты» и рассаживаются на места. Воспитатель: Дорогие ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души). Откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну интересную волшебную страну. Она необычна, её нет на карте, однако она существует. В этой стране может жить каждый из нас, но там свои правила. А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами. В этой Стране люди приветливы и внимательны к другим, помогают друг другу, не грубят, не оскорбляют окружающих ни словом, ни делом, говорят только добрые и вежливые слова, совершают добрые поступки. Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется? Дети: Страна Вежливости и Доброты. Воспитатель: Верно! Яприглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты. По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:
Итак, мы отправляемся в путешествие! Давайте выберем транспорт, на котором мы отправимся в путешествие, для этого надо отгадать загадку: Земля дрожит, силач бежит. Тянет за собой Хвост огромный стальной. Дети: Поезд. 2. Основная часть. Воспитатель: Первый пункт, который, мы посетим– этоаллея Приветствий. Звучит песня «Мы едем – едем – едем в далёкие края». Дети двигаются паровозиком друг за другом. Затем садятся на свои места. Воспитатель: Вот мы и подъехали к аллееПриветствий. Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение? Дети: Со слова «Здравствуйте!» Воспитатель: Правильно, люди начинают общаться со слова «Здравствуйте!» Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово. А что же значит это слово? Мы с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово. В очень далёкие времена, когда жили пещерные люди, у них не было слов ни «здравствуйте», ни «до свидания». Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им: – Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово «Здравствуйте» – это значит будьте здоровы. «Здравствуйте» – сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово «здравствуйте» – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении. А какие еще слова приветствия вы знаете? Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, здравствуй и т.д. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что разных людей мы приветствуем по-разному? Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь:
А теперь скажем все вместе: «Здравствуйте все!» и поаплодируем друг другу. Дети здороваются и аплодируют. Воспитатель: Молодцы, ребята! Едем дальше! Звучит песня «Мы едем – едем – едем в далёкие края» Дети встают со своих мест и двигаются паровозиком друг за другом. Затем садятся на свои места. Воспитатель: Ребята, перед нами море Вежливых слов, и нам его нужно переплыть. А помогут нам при этом волшебные слова. Мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Доскажите доброе слово хором в загадках о вежливости: 1. Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «…» (Привет!) 2. А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!) 3. Старшим людям не грубите И не панибратствуйте, Им при встрече говорите Не «привет», а… (Здравствуйте!) 4. Говорить друзьям не лень, Улыбаясь… (Добрый день!) 5. К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…» (До свиданья!) 6. Неуклюжий пёсик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…» (Извини!) 7. Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно-то как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят. (Спасибо!) 8. Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!) 9. Говорит лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!» «Ты, Лиса, не жалуйся, А скажи: «…» (Пожалуйста!) 10. Бегемот и Слон, поверь, Не пролезут вместе в дверь. Тот, кто вежливей, сейчас Скажет: «Только…» (После вас!) 11. Дал Ивану царь Гундей За спасенье пять гвоздей, А Иванушка царю Говорит: «…» (Благодарю!) 12. Бык ромашек накосил И барана пригласил. Тот один съел угощенье, Но сказал: «…» (Прошу прощенья!) 13. Обнаружив на рассвете, Что роса попалась в сети, Паучиха Шудра-Вудра. Ей сказала: «…» (С добрым утром!) 14. Олениху в два часа Навестить пришла лиса. Оленята и олень Ей сказали: «…» (Добрый день!) 15. Увидали обезьяны, Слон под пальмой ест бананы, И кричат ему они: «Вкусно? Ты хоть намекни!» Вежлив слон, не сомневайтесь, Он им скажет: «…» (Угощайтесь!) 16. В чужой разговор Никогда не встревай, И взрослых ты лучше … (Не перебивай!) Дети выполняют задание. Воспитатель: Молодцы, ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть море Вежливых слов. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение. Старайтесь, как можно чаще пользоваться только добрыми словами, от которых становиться теплее, радостнее и светлее. Мы на острове Внимание. А сейчас, ребята, давайте немножко отдохнем, поиграем в игру «Будь внимателен». Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово». Физкультурная минутка. Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста. Будьте любезны, руки вперед. Опустите руки, пожалуйста. Будьте добры, наклоните голову вперёд. Наклоните, назад, пожалуйста. Влево. Вправо. Будьте любезны, садитесь на свои места. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Воспитатель: Ребята, какие пословицы о доброте вы знаете? Ответы детей. Игра «Составь пословицу». Детям раздаютсякарточки, на которыхвперемешкуданыначалоиокончаниепословиц. После составления пословиц дети объясняют их смысл. Воспитатель: Всё правильно, много пословиц вы знаете. Едем дальше! Звучит песня «Мы едем – едем – едем в далёкие края». Дети встают со своих мест и двигаются паровозиком друг за другом. Затем садятся на свои места. Вот мы на поляне Добрых дел. Ребята, как красиво на этой поляне. Не только наши слова, но поступки должны быть красивыми – вежливыми. Ведь не зря говорится в пословице – «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Как вы понимаете её? Ответы детей. Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Вежлив ли Витя?» и ответьте на вопрос. Малыша обидел Витя, На урок пришёл учитель Спор давно ведётся в школе, Ребята, вежлив ли Витя? Почему? Ответы детей. Воспитатель: А теперь поговорим о ситуациях, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека. Ситуация 1. Петя стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери. – Витька, привет! – изо всех сил закричал Петя. – Где ты пропадал? Как дела?.. Пассажиры в недоумении пожимали плечами. В чём ошибка Пети? Разве он невежливо поприветствовал друга? (Ответ: Пете не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.) Ситуация 2.Ваня покупал в магазине мороженое. – Так, – сказал он, – дайте вон то мороженое, нет, лучше вот это! И побыстрее, а то я от жары погибаю! Ответьте, почему у продавца испортилось настроение? Какие ошибки допустил Ваня? (Ответ: Ваня невежливо разговаривал с продавцом, забыв о волшебных словах. Ваня не продумал заранее, какое именно мороженое он хочет купить.) Ситуация 3.Маша и Рома ехали в гости к бабушке в переполненном автобусе. По дороге они рассказывали друг другу интересные истории и так увлеклись, что чуть не проехали свою остановку. Пробираясь к двери, они нечаянно толкнули дяденьку, отдавили наступили на ногу тётеньке и свалили на пол малыша. Какие грубые ошибки допустили дети? Как избежать подобных ошибок? (Ответ: В транспорте нужно быть собранным и внимательным. К выходу желательно готовиться заранее, спрашивая у впереди стоящих пассажиров: выходят ли они на следующей остановке. Если пассажиры не выходят, нужно извиниться и обратиться с просьбой пропустить (вас) тебя. Причинив неудобства пассажирам, не забудь попросить прощения: «Извините, я не хотел...», «Простите, я случайно...» и т. д.) Ребята, а вы когда-нибудь совершали добрые дела? Расскажите о них. Дети рассказывают про свои добрые дела. Ребята, посмотрите, пожалуйста: на поляне стоит сундучок добрых дел. Давайте наполним его теми добрыми дела, которые вы когда-то совершали. Напишите об этом. Дети выполняют задание. Воспитатель: Давайте прочтём, какими добрыми делами вы наполнили сундучок. Воспитатель зачитывает то, что написали дети. Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие! Звучит песня «Мы едем – едем – едем в далёкие края» Дети двигаются паровозиком друг за другом. Затем садятся на свои места. Воспитатель: Ребята, мы приехали водворец Важных советов. Много славных дел ждёт вас, но прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми, добрыми, смелыми, вежливыми, отзывчивыми. Этому нужно учиться с детства. Группа детей читают стихотворение Самуила ЯковлевичаМаршака «Ежели вы вежливы». Ежели вы Вы место Ежели вы Вы поможете И ежели вы С товарищем Поможете То есть сами. И с дедушкой, И с бабушкой Вы их не перебьёте. И ежели вы Вежливы, То вам, товарищ, надо Всегда без опоздания Ходить на сбор отряда, Не тратить же Товарищам, Явившимся заранее, Минуты на собрание, Часы на ожидание! И ежели вы вежливы, То вы в библиотеке Некрасова и Гоголя Возьмёте не навеки. И ежели вы Вежливы, Вы книжечку вернёте В опрятном, не измазанном И целом переплёте. И ежели вы Вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея. Знал одного ребёнка я. Гулял он с важной нянею. Она давала тонкое Ребёнку Воспитание. Был вежлив Этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших Мячик, Он их благодарил, «Спасибо!» – говорил. Нет, ежели вы Вежливы, То вы благодарите, Но мячика У мальчика Без спросу Не берите! Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелёгком пути, и поэтому двери волшебной страны Вежливости и Доброты для вас открыты. Добро пожаловать! А так, как эта страна волшебная, то вы, ребята, должны стать добрыми волшебниками. Что для этого нужно сделать? Дети: Нужно соблюдать правила вежливости и доброты, о которых мы говорили сегодня. Воспитатель: Народная мудрость гласит: «Доброта что солнышко». Это не случайно. Добрый человек любит не только себя, но и всё, что его окружает. А любовь согревает как солнышко. Представьте, что добро – это яркое солнышко, где живут добро и доброта. Перед вами на полосках (лучиках) написаны слова, выберите только те, которые ассоциируются с этими словами (добро и доброта). На доске прикреплено солнышко. Дети прикрепляют лучики со словами: улыбка, здоровье, красота, душевность, взаимопонимание, отзывчивость, любовь, тепло, жизнь, ласка, счастье, щедрость, бескорыстие, понимание. Воспитатель: Вот мы с вами создали солнышко добра. Пускай, в каждом из вас живёт такое солнышко доброты! Всем окружающим дарите только добрые слова и улыбки. 3. Итог мероприятия. В завершении нашего мероприятия хотелось прочитать стихотворение Виктора Семёновича Кудлачёва. «До свиданья!», «Спасибо», «Простите», «Пожалуйста», «Здравствуйте» – Щедро дарите! Дарите прохожим, Друзьям и знакомым. В троллейбусе, В парке, И дома. Слова эти очень И очень важны. Они человеку Как воздух Нужны. Без них невозможно На свете прожить. Слова эти надо С улыбкой дарить. На этом наше мероприятие подошло к концу. Я надеюсь, что для каждого из вас оно не прошло даром. Давайте закончим наше путешествие весёлой дружной песней. Исполнение песни «Улыбка».
|