Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Нравственное воспитание дошкольника
Нравственное воспитаение
Автор: Карапетян Инга Николаевна   
19.08.2017 09:05

Нравственное воспитание дошкольникаНравственное воспитание дошкольника

Нравственное воспитание человека происходит на протяжении всей жизни, и определяющее значение в становлении его нравственности играет среда, в которой он развивается и растет: семья, общество, СМИ. Роль семьи в нравственном воспитании является ведущей.

В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но именно в это время закладываются азы нравственной культуры человека, приобретается первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества в конкретном обществе.

 

Скачать конспект

Выделяют три основных задачи, на которых направлено нравственное воспитание.

  • воспитание культуры поведения (гуманных отношений между детьми и взрослыми, выполнение элементарных правил общежития, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.);
  • воспитание коллективизма, формирование коллективных взаимоотношений детей;
  • воспитание любви к Родине (патриотизм), уважения и симпатии к людям разных национальностей (толерантность).

Эти задачи включают также в себя воспитание доброжелательности, уважения к старшим и окружающим людям, отзывчивости, сочувствия; бережного отношения к результатам чужого труда, желания посильно помогать, активности и инициативы в самостоятельной деятельности; готовности выполнять советы взрослых, указания и поручения; воспитание дружеских взаимоотношений со сверстниками; ответственности к своим обязанностям, старательного их выполнения; способности делиться с другими своими знаниями, замыслами, игрушками.

И, исходя из этого, важно формировать у ребенка представления о нравственных ценностях и качествах, адекватное эмоциональное отношение, нравственное поведение, коммуникативные навыки.

Формирование будет происходить в процессе приобщения ребенка к духовной и материальной культуре, созданной человечеством. И как говорил А. С. Запорожец, приобщать надо «не пассивно, а активно, в процессе деятельности». Именно характер деятельности и особенности взаимоотношений, складывающиеся у ребёнка с окружающими людьми, во многом определят его личность.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Для того, чтобы понимать, как правильно воспитывать ребенка в нравственном плане, рассмотрим механизм формирования нравственного качества, который описан в педагогических трудах отечественных исследователей (Р. С. Буре, С.А., Козлова, Т.А. Куликова, З.К Шатова и др.).

Нравственное качество = (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношение) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение)

Поясним данную формулу. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Далее у ребенка должно появится желание овладеть этим качеством, т.е. возникновение мотива. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и тем самым влияют на прочность складывающегося качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, в поведении. Они берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Этот механизм проявляется всегда при формировании любого качества личности. Его главной особенностью является отсутствие принципа взаимозаменяемости, т.е. каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен ничем, но при этом последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности) и от возраста объекта воспитания.

Что, например, произойдёт, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребёнка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты? Понятно, что опираться на понимание и осознание важности формирования того или иного качества личности у ребёнка младшего дошкольного возраста, конечно, нельзя. Но значит ли это, что ещё не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет! Надо изменять последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Педагог- демократ Генрих Песталоцци говорил: «Только нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям».

Осваивая культурные и нравственные нормы и правила, закономерности общественной жизни, у ребенка приходит способность оценивать свои поступки и поступки сверстников. Он уже осознает не только себя, не только свою ценность, но и ценность товарища, партнера. Развитие представлений детей о нравственных качествах и нормах морали формирует для него новое отношение к сверстникам и взрослому человеку, к установлению причинно – следственных связей между поведением и поступками людей.

Дошкольный возраст отмечается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Поэтому роль взрослого, как «социального проводника» очень важна и ответственна.

В детском саду воспитатель должен ясно понимать, чему, как и когда учить ребёнка. Ведь от характера общения с ним зависит отношения ребенка с другими детьми. К примеру, если педагог предрасположен больше авторитарному стилю общения, то и дети между собой будут подражать его манере. В результате их взаимоотношения между собой нельзя будет назвать благополучными.

Ценностные установки воспитателя также отражаются в отношениях детей между собой, в психическом микроклимате группы. Легко предположить, что будут присваивать себе дети, если установкой воспитателя будут не убеждения и совет, а запрет и указания. Педагогическое общение будет лишено дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности. В результате дети будут относиться к воспитателю с отчуждением, с боязливостью, с опаской.

Дети, получая знания в детском саду об искусстве человеческих взаимоотношений, благодаря специально разработанным играм, упражнениям, проблемным ситуациям формируют эмоционально- мотивационные установки по отношению к себе и окружающих их людей, включая сверстников. Например, дети не всегда правильно могут оценить свои чувства, не говоря уже о понимании чувств своего сверстника. Для этого воспитатели используют игру «Покажи грустного зайку (веселого, огорченного). Ребенок учится оценивать состояние другого человека и действовать сообразно с ним. «Маша потеряла свою куклу. Ей грустно. Иди пожалей Машу и помоги, пожалуйста найти ее игрушку».

Для работы по нравственному воспитанию детей, педагог также использует беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, рассматривание и обсуждения картин, иллюстраций, диафильмов, презентаций и т. д. Воспитатель проводит беседу, например, по прочитанному произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». В данной беседе важно, чтобы ребенок включился в обсуждение, задумался к чему приведет тот или иной поступок, поразмышлял, а как бы он поступил сам.

Родители и воспитатели должны всегда помнить, что, формируя нравственные представления, суждения, оценки, они являются примером для детей. И только тогда нравственное воспитание будет успешным, когда не только между взрослыми наблюдается высоконравственный стиль взаимоотношений, но и между взрослыми и детьми.

Список используемой литературы:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
  2. Болотина Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: 2-е изд. — М., 1997.
  3. Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.
  4. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. – М., 1984.
  5. Буре Р.С., Година Г.Н, Шатова А.Д. и др. Под ред. А. М. Виноградовой. Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с
  6. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. — М., 1998г
  7. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: 2-е изд., доп. – М., — 1985.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 7 (116) выйдет 1 июля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год