Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Влияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми на формирование нравственных качеств воспитанников
Нравственное воспитаение
Автор: Карапетян Инга Николаевна   
19.08.2017 08:57

Влияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми на формирование нравственных качеств воспитанниковВлияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми на формирование нравственных качеств воспитанников

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми рассматривается как основной принцип новой парадигмы образования. Это требование к дошкольному образованию на современном этапе, которое отражено в государственных документах. (1, 8)

Теоретической основой личностно-ориентированного взаимодействия является идея гуманизма (А. Маслоу, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Н. Вентцель, К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), которая отражает в общественном сознании обострившуюся потребность в преодолении определенных социальных явлений, попирающих права личности.

Гуманизм (человечный) – система мировоззрения, основу которой составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. В воспитании и обучении гуманизм выражается в идеи уважения к ребенку, глубокое понимание его потребностей и возрастных особенностей, неповторимости личности каждого.

 

Скачать конспект

Если преломить нравственно воспитание, под которым мы понимаем целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям, нормам и правилам, заложенные в данном обществе, через личностно-ориентированное взаимодействие, то можно увидеть, что оно нацелено на преодоление авторитаризма, на необходимость коренного изменения отношения к ребенку: признание его в качестве субъекта воспитания и обучения.

В общественно-педагогическом сознании ясно прослеживается мысль, что при учебно-дисциплинарном взаимодействие, побуждающий мотив выполнения моральных правил является не осознание их значимости и справедливости, а подчинение взрослому. При этом исчезает в общении с воспитателем эмоциональный комфорт, удовлетворяющий потребности детей; не проявляется, так необходимой для ребенка, настойчивости, целеустремленности.

Важную роль в формировании нравственности ребенка, то есть его моральных качеств, неких правил и этических норм, которыми будут он руководствуется в своём выборе, определяет стиль общения педагога с детьми. Личностно-ориентированный педагог выбирает тактику общения – сотрудничество, которая предполагает понимание, признание и принятие ребенка; умение стать на позицию, учесть точку зрения, не игнорировать чувства и эмоции (3).

Как будет поступать воспитатель, ориентировавшийся на личностный подход, при формировании нравственности у детей? Другими словами, как он работает с детьми? Например, воспитатель формирует коллективные взаимоотношения детей, особый акцент делая на дружеских отношениях между ними. За основу педагог возьмет следующие методами и приемами:

  • при решении конфликтных ситуаций учитывать точку зрения ребенка, а также его способы их решений
  • вместе с детьми вежливо и доброжелательно обсуждать проблемы, думать, как поступить, не давая готовых вариантов ответов; организовывать обмен мыслями и мнениями; при отсутствии правильных ответов предлагать образец желаемого действия или средства для исправления ошибок
  • успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться помочь в устранении дискомфорта
  • разговаривать с детьми, выбирает позицию «на уровне глаз»
  • обсуждать проблему не только с группой детей, которая вступила в конфликт, но и каждым ребенком индивидуально из этой группы
  • внимательно относится к эмоциям и чувствам ребенка
  • собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям
  • привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга — своим примером и предложениями побуждать детей к проявлениям взаимопереживания (сочувствия, жалости), чувства радости за другого, взаимопомощи
  • при организации совместной деятельности помогать координировать действия детей, учить их учитывать желания друг друга, выступать в качестве доброжелательного участника игры
  • стремится разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков.
  • помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.
  • использовать игровые приемы
  • обращать внимание детей на знаки дружбы, которые они оказывают (или не оказывают) друг другу (поделился, простил, помирился, помог; проявил сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброту).
  • выражать одобрение, радоваться находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей
  • находить время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, подбодрить, помочь справиться с трудным действием
  • стараться пробудить инициативу, самостоятельность, творческое проявление; подкреплять добрые намерения ребенка
  • создавать ситуации, когда ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля является общий
  • привлекать детей к принятию решений
  • ставить вопросы, побуждающие к размышлению
  • усиливать мотивацию деятельности детей через поощрение, одобрять стараний детей, развивать рефлексивную деятельность: осознание своих достижений, понимание ошибок
  • стимулировать эмоциональное переживание успешности разрешения конфликта/проявления дружбы; стремиться к созданию ситуаций успеха в коллективе для каждого ребенка
  • поощрять волевые проявления при достижении целей ребенка, инициировать потребность к раскрытию своей индивидуальности
  • указывать на ошибки детей мягко, не унижая перед сверстниками и не ущемляя достоинства ребенка
  • чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением
  • порицания относить только к отдельным действиям ребенка, но не адресовать их к его личности
  • хвалить при всех, а делать замечание индивидуально.

Эти методы и приемы, формирующие нравственные качества детей, будут личностно-ориентированными. Они выражают ценностные установки воспитателя, которые отражаются в отношениях детей между собой, в психическом микроклимате группы.

Общеизвестные слова К.Д. Ушинского о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя[7], подтверждают мысль о том, что личностные качества педагога во взаимодействии с детьми также играют огромную роль в формировании их нравственного воспитания.

Рассмотрим, такое нравственное качество педагога как гуманность. Оно определяется как совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку (всем субъектам образовательного процесса — ребенку, коллеге и т.д.) как к высшей ценности. Среди качеств, считает Г.М. Коджаспирова, характеризующих педагога-гуманиста, являются аттракция, способность к эмпатии, к рефлексии, креативность, сензитивность к потребностям ребенка. В.А. Сластенин пишет, что это любовь к детям, долг, самоотверженность, ответственность, такт, справедливость. (2, 6)

«Интериоризация гуманистических ценностей педагогической деятельности создает фундамент педагогической культуры педагога. И что особенно важно, гуманистические ценности приобретают для педагога личностный смысл, становятся внутренними детерминантами его саморазвития, самоопределения, саморегуляции» [2, С.45].

Воспитать детей гуманными невозможно, если сам педагог не обладает такими качествами, а только на уровне сознания принимает идеи гуманной педагогики, личностно-ориентированного подхода.

Согласно теории «личностных вкладов» В.И. Петровского, человек своей реальной деятельность и общением, производит существенные изменения и в себе, и в других людях, поскольку осуществляет определенные «вклады» себя, своих сил, способностей, ума, характера в других людей [4, 5).

Именно этими персональными «вкладами» в других измеряется личность, если руководствуется гуманистическими ценностями. Это положение в наибольшей степени относится к педагогу, так как суть его деятельности — содействие развитию воспитанника, ученика. Отражаясь в ребенке, он выступает как деятельное начало, меняющее взгляд этого ребенка на вещи, формирующее у него новое побуждение, ставящее перед ним новые цели. В результате взаимопроникновения профессиональных и индивидуальных черт личности воспитателя «оформляется воспитательная позиция личности» и она во многом зависит от конкретного устройства общества. Так, в эпоху тоталитаризма, проповедуя идеологию человека «винтика», воспитательная позиция педагога была «Делай, как Я!». В современных условиях при демократизации общественной жизни воспитательной позицией будет «Не рядом и не над, а вместе!». Очевидно, что эта позиция в рамках личностно-ориентированного похода.

Из выше сказанного следует, что личностный подход во взаимодействии с детьми, позволяет ребенку стать как бы творцом моральных правил, регулирующих его отношения к деятельности, к сверстникам, к самому себе, и, главное, затрагивает его эмоциональную сферу, позволяет достичь такого положения, при котором поступок, соответствующий моральному правилу, становится личностно значимым для него. Уходят двойные стандарты – для тети и для себя, когда за пределами контакта с воспитателем, поведение детей остается ожидаемым и должным.

Список использованной литературы:

  1. Закон Российской Федерации об образовании. — М: Мозаика — Синтез, 2013. — 272 с.
  2. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие. -М., 1994. — 344 с.
  3. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5. — С. 10-23.
  4. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 512 с.
  5. Петровский, В.А. Личность как субъект активности //Психология личности. Т. 2. Хрестоматия /Сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — С. 467- 488.
  6. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 7 (116) выйдет 1 июля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год