Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ
Нравственное воспитаение
Автор: Шумеева Наталья Николаевна   
01.02.2016 08:25

Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУДуховно-нравственное воспитание детей в ДОУ

За последние годы развитие новых технологий привело к тому, что духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста отошло на второй план. Поэтому педагоги нашего МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» посчитали необходимым обратиться к истокам русской народной культуры, т.к. она отражает жизнь русского народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства.

Возрождать нравственные ценности, которые строились на истории культуре и традициях русского народа, нужно с раннего возраста.

Актуальность изучения православной культуры в нашем дошкольном образовательном учреждении обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций дошкольных учреждений в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике. Интеграция знаний о православной культуре в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России, свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей в нашей стране, возрождения нравственных ценностей, которые строились на истории культуры и традициях русского народа.

 

Исходя из всего вышесказанного, мною был разработан учебно-методический комплекс «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ», основанный на программе, разработанной в Ногинском благочинии и экспериментально апробируемой в Ногинске и Ногинском районе с сентября 1998 года. УМК имеет рецензию директора православной гимназии г. Кемерово и включает: рабочую программу, 38 конспектов занятий, т.е. одно занятие в неделю, диск с музыкальным сопровождение к занятиям.

Данные занятия с детьми проводятся на кружке по Основам православной культуры: «Возрождение», во время экскурсий. Дети получают знания во время бесед, наблюдений, дидактических и развивающих игр.

Целью программы является:

Формирование у детей навыков вдумчивого, осмысленного отношения к жизни, духовно-нравственных качеств личности, через ознакомление детей с родной культурой, русскими народными традициями.

Содействие развитию сферы чувств соучастия, сопереживания, патриотизма через занятия по основам православной культуры с использованием фольклора (сказки, песни, пословицы, частушки, поговорки, праздничные обряды).

Задачи:

  • дать представления о понятиях добра и зла и традициях русского народа;
  • научить детей работать сообща, помогать друг другу; расширять кругозор и словарный запас ребенка;
  • формировать интерес к православной культуре и всем видам народного искусства
  • развивать интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитать в детях любовь к родной культуре, частью, которой является православие.

Методы работы:

  • Беседы.
  • Игры нравственно-патриотического содержания.
  • Праздники.
  • Экскурсии.
  • Концерты.
  • Выставки декоративно-прикладного искусства.
  • Просмотр видеоматериала.
  • Прослушивание аудиоматериала.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Дидактические игры.
  • Рисование.
  • Творческая деятельность.

Программа состоит из разделов:

  • Мироведение
  • Жизнь людей на земле
  • Наши предки
  • Рождество Богородицы
  • Русские православные праздники
  • Храм

Занятия проводятся продуктивно 12-15 минут. В это время излагаются одна — две главные мысли занятия, которые преподносятся в яркой образной форме, используя простые, знакомые детям слова и наглядные материалы.

SAM_0980

Остальное время занятий посвящается другим видам деятельности раскрашиванию, рисованию, чтению поучительного рассказа. Вследствие проводимой работы с детьми постепенно, шаг за шагом меняется, растет их духовный опыт, развиваются интеллектуальные и творческие способности. Показателем того, что работа по духовно-нравственному воспитанию оказывает на детей благодатное влияние, является интерес детей к православной культуре, который они выражают в разнообразной деятельности: познавательной, продуктивной и игровой.

SAM_0976

В данном курсе даются основные религиозные понятия, которые будут необходимы для работы с детьми более старшего возраста, приобщают к истокам русской народной культуры. Кроме этого, занятия прививают навыки вдумчивого, осмысленного отношения к жизни, приучают к благочестивому поведению.

Программа включает в себя логически обустроенные разделы, представленные в доступной для детей формах и объеме. Она призвана раскрыть внутренний мир детей и помочь им стать добрее, чище, счастливее. В занятиях сочетаются три тенденции — воспитательная, образовательная и развлекательная. Пользующаяся приоритетом воспитательная тенденция основана на том, чтобы дать детям представление о добре и зле.

В нашем дошкольном образовательном учреждении создан уголок русского быта. В нем представлены предметы русского народа: люлька, ухваты, русские самовары и многое другое.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр использование специально-отобранных народных сказок и малых фольклорных форм. Детям по-новому открывается жизнь людей и природы через знакомство с музыкальными произведениями, чтение поучительных рассказов на евангельские темы. Реальными, значимыми, содержательными, непридуманными событиями наполняется целый год, в котором самое видное место занимают праздники, радостный мир православия. В течение года дети знакомятся с детской библией, историей Ветхого и Нового Завета, русскими народными традициями, обычаями русского народа. Через эти занятия воспитанники приобретают общечеловеческие ценности, идеи веры и добра, милосердия.

Занятия имеют системный, последовательный подход, через игры и упражнения, беседы и наблюдения, экскурсии и посещения детьми местного храма Святого Онуфрия в будние дни и праздничные происходит комплексное воздействие на познавательную деятельность детей. Дошкольники знакомятся с батюшкой, устройством храма. Батюшка проводит с детьми беседы на различные евангельские темы, такие как: «Воскресение Господа Иисуса Христа», «О святых иконах», «Кто изображается на иконах» и др. Используется наглядный материал и аудиозаписи.

Дети усваивают самые простые молитвы, такие как: «Слава Тебе Боже, Слава, Тебе», «Господи, помоги», «Господи, помилуй», разучивают стихотворения: «Мой Ангел», «Чувство умиления» Ф. Глинки. «Христос Воскрес» В. Шамонина. Дошкольники с большим желанием посещают кружок, особенно любят празднование светлой Пасхи. Ребята участвуют в русском обычаи всеобщего целования: берут в руки писанки (яйца) и, проговаривая «Христос воскрес» обмениваются яичками и целуются. Слушают звон колоколов «Пасхальный благовест», «Дева Мария» в аудиозаписи, исполняют танец с веточками вербами и платочками, играют в русские — народные игры: «Прокати по горке яичко, чье дальше?», «Чье яйцо дольше прокрутится».

В течение года ребята разучивают стихотворения о православных праздниках, народные приметы, инсценируют сказки: «Писанки для Аленки», «Три елочки», Рождество Христово». Поют песни «Ангелы», «К нам пришла весна».

По моим наблюдениям и наблюдениям со стороны родителей можно сделать вывод, что посещения кружка положительно сказывается на детей, так как они становятся более спокойными, отзывчивыми, совершают добрые дела и поступки, проявляют чувство доброты и милосердия к ближним и окружающим их людям, всегда готовы прийти на помощь, слушают родителей, не противоречат им и с уважением относятся к старшим и друг к другу.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 48 (219) выйдет
28 ноября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год