Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогический проект "Повышение родительской компетентности как средство ранней профилактики зависимого поведения"
Нравственное воспитаение
Автор: Маленок Ольга Владимировна   
24.09.2015 16:29

Педагогический проект Повышение родительской компетентности как средство ранней профилактики зависимого поведенияПедагогический проект "Повышение родительской компетентности как средство ранней профилактики зависимого поведения"

Наркотическая ситуация в России динамично усугубляется. Идёт процесс «омоложения» потребителей. Сейчас наркозависимость регистрируется даже у детей младшего школьного возраста. В связи с этим возникает необходимость, в разработке профилактических мер начиная уже с дошкольного возраста. Большинство зарубежных стран столкнулось с проблемой наркозависимости намного раньше наших соотечественников, в связи с этим за рубежом существуют системы работы, где антинаркогенное обучение начинается уже в дошкольном возрасте.

 

Скачать проект

На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика наркотизации детей и подростков. Поколение молодых людей, которому сейчас до 20 лет, оказывается повально вовлеченным в употребление наркотиков. “Благополучный район”, “престижное учебное заведение”, наличие железных дверей не являются больше преградой, запрет, и запугивание не работают. Идет “охота” на детей из благополучных семей.

Следует учитывать, что приобщению дошкольников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ, способствуют специфические психологические факторы. К таким факторам относится: восприимчивость, внушаемость, которые, в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, и желанием копировать поведение взрослых могут в неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление ПАВ.

К сожалению, современные дети рождаются уже с различными отклонениями в здоровье, причиной которых является сложная беременность, травмы при родах, неблагоприятное течение периода новорожденности. Таким образом, отклонения в здоровье, слабость нервной системы, психическая неуравновешенность так же могут быть причиной употребления детьми ПАВ.

И самым главным, на мой взгляд, фактором, стимулирующим детей употреблять ПАВ, является социальная ситуация, и в первую очередь семья. Родительские установки, особенности семейного воспитания, ценности, моральные принципы и семейные традиции, образцы поведения родителей все это оставляет неизгладимый след и формирует определенное мировоззрение у еще незрелой личности.

Семья для ребёнка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. К сожалению, у современных родителей не всегда возникает потребность задуматься над тем какое воспитание и развитие они осуществляют и к чему это может привести, чаще ждут быстрых экстренных мер, когда проблема становится непреодолимой. Обеспечение психологической поддержки семейного воспитания в современной ситуации, является одной из насущных задач, стоящих перед образовательными учреждениями.

С психологическими проблемами сталкиваются не полные семьи. Матери-одиночки несут дополнительную экономическую нагрузку, у них уже не остается сил на выстраивание гармоничных отношений со своими детьми, и дети в таких семьях испытывают дефицит общения, любви и приятия, что вызывает у них социальную тревожность, отклонения в поведении с целью привлечения внимания взрослого любой ценой.

С психологическими проблемами сталкиваются и более обеспеченные семьи. Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребёнок больше времени проводит с нянями, чем с родителями.

Затрудняют общение ребёнка и взрослого и некоторые достижения цивилизации. Своё свободное время родители предпочитают проводить за просмотром телевизионных передач или за компьютером, что тоже увеличивает дефицит общения ребёнка с взрослым.

Для большей части родителей при взаимодействии с детьми характерны низкий уровень требовательности и одновременно строгость и контроль.

Современные родители достаточно информированы в вопросах развития детей и их воспитания. Этой проблеме уделяют внимание средства массовой информации. Статьи на эти темы содержат периодические печатные издания, выпускается много книг и брошюр, при необходимости можно найти нужную информацию в интернете. Но, как показывает опыт, знания родителей оказываются недостаточными, чтобы применять их для решения практических задач и возникает чувство родительской некомпетентности.

Все чаще возникает необходимость в создании родительских клубов, где родители могли бы получать практические знания и умения, которые помогут им лучше понять своего ребёнка и строить гармоничные отношения, построенные на любви, доверии и уважении. Семейная атмосфера, где ребенка уважают, любят, заботятся о его потребностях в первую очередь социально-нравственных, и будет наиболее действенной формой профилактики употребления ПАВ детьми.

Адресат

Программа адресована родителям детей старшего дошкольного возраста. Группы могут формироваться по инициативе самих родителей.

Цель и задачи программы

Цель:

Информированность родителей по ряду интересующих их вопросов, с целью создания условий для формирования конструктивных детско-родительских отношений.

Задачи:

  • Актуализировать потребность участников в повышении родительской компетентности;
  • Расширить возможности родителей в понимании своего ребёнка;
  • Научить участников новым способам взаимодействия с ребёнком;
  • Оказать помощь в реализации творческого потенциала родителей в создании благоприятного микроклимата в семье, основанного на принятии и взаимном уважении.

Содержание программы

Программа состоит из 5 занятий с родителями, построенных в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга. Далее по инициативе родителей занятия продолжаются, тематика выбирается исходя из запросов родителей.

Наряду с этими основными темами по запросу родителей программа может быть дополнена групповыми консультациями и на другие темы с целью повышения родительской компетентности по вопросам воспитания и развития детей. Так же проводятся индивидуальные консультации по запросам родителей, осуществляется дистанционное консультирование и оформляются уголки психолога в группах.

Методика построения программы

Занятия с родителями проводятся в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга, на которых применяются следующие методические средства:

  • психогимнастические упражнения на создание и поддержание работоспособности, формирование позитивной эмоциональной атмосферы, на групповое сплочение;
  • короткие лекции (15-20 мин.);
  • групповое обсуждение;
  • упражнения на овладение навыками;
  • работа в парах и малых группах;
  • индивидуальная работа;
  • практические задания;

Краткое содержание занятий

Тема 1. Окно в мир ребенка. Поиски взаимопонимания

Цель:

Формирование мотивации и эмоционального настроя на совместную работу.

Задачи:

  • познакомить участников друг с другом и с групповой формой работы;
  • выяснить ожидания и опасения родителей,
  • познакомить участников с особенностями и преимуществами принимающего поведения.

Тема 2. Аддиктивные формы поведения личности. Причины и пути профилактики

Цель:

Формирование представлений о формах аддиктивного поведения. Причины аддиктивного поведения и возможные пути профилактики.

Задачи:

  • Сформировать представления об аддиктивных проявлениях личности, причинах, видах и факторах такового.
  • Сформировать представления о том, что причины возникновения аддиктивного поведения и профилактика такового идет из семьи.

Тема 3. Типы семейного воспитания

Цель:

Осознание участниками возможности изменения стиля родительского отношения к детям.

Задачи:

  • проанализировать разные типы семейного воспитания,
  • исследовать установки участников, унаследованные ими в родительской семье.

Тема 4. Тревожный ребенок

Цель:

Формирование представлений о причинах тревожного состояния детей и возможностях профилактики.

Задачи:

  • проанализировать причины тревожного сотояния детей
  • познакомиться с формами проявления тревожного состояния
  • актуализация потребности к изменению неконструктивных родительских установок, как одной из причин вызывающих тревогу у детей.
  • Обучение игровым приемами упражнениям по профилактике тревожного состояния

Тема 5. Агрессивный ребенок

Цель:

Формирование представлений о причинах агрессивного поведения детей и возможностях его профилактики.

Задачи:

  • проанализировать причины агрессивных поведенческих проявлений детей
  • познакомиться с формами проявления агрессивности
  • актуализация потребности к изменению неконструктивных родительских установок, как одной из причин, провоцирующих у детей агрессивное поведение.
  • Обучение игровым приемами упражнениям по профилактике агрессивного поведения

Организационно-педагогические условия

Временные и материальные ресурсы

Программа построена из 5 занятий с родителями по 2 часа каждое. Продолжительность всей программы 10 часов. Частота встреч определяется с учётом пожеланий участников группы. Перерывы между занятиями должны быть, с одной стороны, достаточно малы, чтобы у участников сохранялся настрой на психологическое общение, с другой стороны, достаточно велики, чтобы родители имели возможность применять получаемые навыки в общении с детьми и анализировать это. Наиболее рациональным является режим занятий 1 раз в неделю. В группу может входить от 7 до 12 человек.

Занятия проводятся в отдельном помещении, достаточно просторном, чтобы участники могли сесть в круг и имели достаточно места для выполнения психогимнастических упражнений, требующих их перемещения.

Требования к квалификации ведущего

Ведущий, реализующий программу, должен иметь психологическое образование, иметь опыт работы в психологических группах в качестве участника, опыт проведения тренинговых групп и опыт работы с детьми дошкольного школьного возраста. Ведущий должен владеть навыками поддержки, активного слушания, «Я-высказывания» и применять их по отношению к участникам группы во время их совместной деятельности.

Литература

Литература для психологов

  1. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. Ред. М.С. Мацковского – СПб.: Дениздат, 1992.
  3. Коноваленко С.В. Как подготовить ребёнка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.: Эксмо, 2003.
  4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
  5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  7. Сиратюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  8. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н / Д: Феникс, 2006.
  9. Шингаева И.В. Коротковская И.Е. Программа психолого-педагогического сопровождения "Родительское счастье" СПб.: АППО 2011
  10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2009.
  11. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/3, с. 47–54.
  12. Короленко Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4, с. 17–29.
  13. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с. 8–15.
  14. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М. 1995.

Литература для родителей

  1. Баркан А.И. Его Величество Ребёнок какой он есть. Тайны и загадки. – М.: АО «Столетие», 1996.
  2. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008
  3. Васильева И. Книга сказочных игр. Волшебный сундучок. – СПб.: Речь, 2009.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2009.
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Игры для задиристых детей. – СПб.: Речь, 2011.
  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Игры для гиперактивных детей. – СПб.: Речь, 2011.
  9. Плотникова Н.В. 100 и 1 игра на развитие у ребенка навыков общения и уверенности в себе. СПб.: Речь, 2011
  10. Настольные игры для всей семьи. / Сост. Барышникова Т. – СПб.: КРИСТАЛЛ, 1999.
  11. Популярная психология для родителей: 2-е изд, испр. / Под ред А.С. Спиваковской. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
  12. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
  13. Слуцкий В.И. Мои дорогие дети. – СПб.: Речь, 2009.
  14. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребёнок как личность. – М., 1994.
  15. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
  16. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

Составитель: Маленок О.В. Педагог ГБДОУ д/с №61 Санкт-Петербург 2015

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (214) выйдет
24 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год