Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию «Сказочная страна» для детей 6-7 лет
Нравственное воспитаение
Автор: Игнатьева Ольга Анатольевна   
11.02.2017 17:41

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию «Сказочная страна» для детей 6-7 летПрограмма дополнительного образования по духовно-нравственному развитию «Сказочная страна» для детей 6-7 лет

(срок реализации программы 1 год)

Разработала: Игнатьева Ольга Анатольевна воспитатель высшей категории МБ ДОУ «Детский сад № 33» Новокузнецк, 2016 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста и отражает содержание педагогической модели образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Рабочая программа составлена в целях реализации Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21. 12. 2012г. в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17. 10. 2013 г., далее ФГОС ДО)
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Требования к приёму детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса» (утв. постановлением Главного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013 г.)
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000 г. № 65/23- 16

Скачать конспект

в соответствии с локальными актами МБДОУ:

  • Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №33» (далее МБДОУ)
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ, разработанная с учётом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Вступивший в силу ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов дошкольного образовательного учреждения является – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В соответствии с целевыми ориентирами духовно- нравственная культура дошкольников складывается из способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; установки положительного отношения к миру, адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность – основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-духовная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно – нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театр –это самый доступный вид искусства детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Театральная деятельность позволяет ребенку формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение для детей имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Сказанное выше и определило подход к составлению программы театрализованного кружка «Сказочная страна».

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам.

Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4. 1. 2660-10.

Количество занятий– 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий– 30 минут.

К занятиям планируется привлечение детей 6-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Учебный план состоит из 35 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг в сентябре 2 занятия на 2 рабочих неделях и в мае 2 занятия и 31 занятие обучающего характера.

Программа составлена с учетом ФГОС по областям:

  1. «Речевое развитие», где дети знакомятся с литературными произведениями, некоторые из которых лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (бесед, театрализованных игр).
  2. «Социально-коммуникативное развитие», где дети знакомятся не только с содержанием сказки, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений.
  3. «Художественно-эстетическое развитие», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету сказки, учатся рисовать разными материалами по сюжету или отдельных его персонажей. Знакомятся с музыкой к очередному представлению, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, разучивают песни.
  4. «Познавательное развитие», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
  5. «Физическое развитие», где дети совершенствуют двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений. Развивают мелкую моторику руки в сочетании с речью. Развивают способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела с помощью жестов и мимики.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с детьми.

Цель программы: развитие духовно – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения;
  2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

Воспитательные:

  1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умение уступать, помогать друг другу;
  2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений, воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие
  3. Воспитывать трудолюбие, работать старательно и аккуратно, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда;

Развивающие:

  1. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, связной речи;
  2. Развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
  3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия;
  4. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
  5. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

В основе данной программы лежит системно — деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

духовно- нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок;

сотрудничество со сверстниками, взрослыми в процессе различных видов деятельности.

Направленность программы – духовно- нравственное; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

Актуальность.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжение всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию духовно-нравственных качеств у воспитанников.

Для успешной реализации задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладушки, информационные стенды, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам театрализованной деятельности детей.

При составлении программы учитываются психолого- педагогические принципы:

  1. системность (от простого к сложному);
  2. гуманность;
  3. доступность;
  4. индивидуальный подход;
  5. поэтапное обучение;
  6. наглядность;
  7. драматизации;
  8. активность.

Обеспечение программы:

  1. систематизированный литературный материал (книги стихов, сказок, пословиц, поговорок, авторских произведений);
  2. фонотека (произведения детской литературы, музыка – народная, классическая, современная);
  3. мультимедийное оборудование;
  4. картотека пальчиковых игр, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика;
  5. скороговорки на развитие дикции;
  6. игры драматизации, музыкальные игры и игры превращения;
  7. театральные этюды;
  8. костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  9. сценарии сказок, пьес.

Формы организации образовательного процесса, позволяющие включить старших дошкольников в различные виды деятельности:

  • иры-драматизации; упражнения для социально эмоционального развития детей; коррекционно – развивающие игры;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры – превращения ( «учись владеть своим телом»), образные упражнения;
  • ритмические минутки (логоритмика);
  • пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
  • упражнение на развитие выразительной мимики;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения во время драматизации;
  • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • самостоятельная деятельность;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и с средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
  • диагностика, драматизация сказок.

Данная программа разработана с учетом современных педагогических технологий, которые отражаются:

в принципах воспитания и обучения (доступность изложения теоретического материала, наглядность подачи практического материала, учет возрастных особенностей, преемственность современных форм обучения);

формах обучения (интегрированные занятия, викторины, конкурсы);

методах обучения (метод игрового моделирования, метод «погружения» в тему, метод проблемного обучения, моделирование педагогической ситуации);

средствах воспитания и обучения.

За основу выбрана социоигровая технология Е.Е. Шулешко. Именно эта технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение детей, ребенок выступает здесь как субъект деятельности. Процесс усвоения знаний здесь происходит естественным путем– в процессе игры и способствует успешной социализации детей в коллективе, позволяет привить такие необходимые качества, как самостоятельность, коммуникабельность, умение работать сообща.

Разделы программы (виды творческой деятельности):

  1. чтение художественной литературы;
  2. театрально-игровая деятельность детей;
  3. основы актерского мастерства;
  4. драматизация;
  5. самостоятельная театральная деятельность;
  6. работа над спектаклем.
  7. Ожидаемые результаты освоения программы

Воспитанник будет знать:

отличия духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость;

окружающий мир через литературную и музыкальную культуру;

пословицы и поговорки о Родине, семье, дружбе, воинской чести и отваге;

считалки, заклички;

наиболее важные православные праздники, их смысл и значение.

Воспитанник будет уметь:

  • выбирать модель поведения в общении со сверстниками и взрослыми;
  • активно включаться в речевую, музыкальную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
  • работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, радовать близких результатами своего труда;
  • отличать хорошее и плохое в сказке и в жизни, делать нравственный выбор;
  • подражать положительным героям сказок;
  • видеть, ценить и беречь красоту;
  • уступать, помогать друг другу;
  • рассказывать сказки, используя манеру сказочного повествования;

Воспитанник будет способен:

  • проявлять интерес к сказкам, задавать вопросы в ходе беседы, делиться впечатлениями.
  • Воспитанник сможет участвовать в развлечениях, театрализованных представлениях.
  • Воспитанник сможет использовать моральные ориентиры, народные принципы и заповеди «простых норм нравственности».

Формой подведения итогов реализации программы является участие детей и их родителей в развлечениях, концертах, театральных постановках.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год