Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект: «Празднование Нового года на Южном Урале»
Новый год
Автор: Хадиева Лейла Абдулхановна   
19.03.2019 20:46

Проект: «Празднование Нового года на Южном Урале»Проект: «Празднование Нового года на Южном Урале»

Воспитатель: Хадиева Л. А

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный – 3 недели.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность: Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам и их особенностям проведения в нашем регионе. Дети мало знают историю происхождения праздников, их традиции и обычаи. Родители не привлекают детей к изготовлению или выбору подарков, а дают уже всё готовое. А как детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от другого. Наш проект поможет осведомить детей об определенном жизненном укладе наро-дов Южного Урала, их традициях, обычаях, а также стать детям и родителям непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.

 

Скачать конспект

Цель проекта:

Познакомить детей с традициями празднования Нового года народов, населяющих Южный Урал: башкир и русских.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с дедом Морозом и Кыш Бабаем, как главными героями новогоднего праздника народов Южного Урала (русские, башкиры), а так же особенностями народного гостеприимства в семье;
  2. Расширять представления детей о народных играх, зимних забавах в связи с празднованием нового года народами Южного Урала;
  3. Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений о новогоднем празднике у народов Южного Урала, а также путём речевого творчества детей;
  4. Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику;
  5. Привлечь родителей к жизни группы и к подготовке к Новогоднему празднику.

Этапы работы над проектом:

1 этап:

Организационный

  • Определение темы проекта.
  • Формулирование цели и задачи проекта.
  • Составления плана реализации основного этапа проекта.
  • Подбор информационного, наглядного материала для проекта.
  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

2 этап

Практический Режимные моменты

Тематические занятия и беседы о Новом годе.

  • Беседа «Кто такой дед Мороз и Кыш Бабай. Чем похожи и чем отличаются», «Что такое Новый год и Яңы йыл».
  • Создание макета «Как празднуют Новый год на Южном Урале».
  • Просмотр презентации «Семейные традиции в русской и башкирской семье в праздновании Нового года и Яны Йыл» (из опыта сохранения традиций).
  • Чтение сказок «Морозко», «Снегурочка», «Снежная королева», слушание и разучивание стихов о Дед Морозе и Кыш Бабае, разучивание песен про Новый год и Яны Йыл.
  • Игры с макетами «Куклы в национальных костюмах встречают Новый год и яңы йыл».
  • Подвижные игры «Тимербай», «Дед Мороз», Игры эстафеты: «Санки», «Кто быстрее перенесет снежки», «Ледовые дорожки», «Бросание снежков».
  • Изготовление поздравительной стенгазеты для родителей.
  • Создание стенгазеты «Новый год в кругу семьи»
  • Украшение группы.
  • Чаепитие с детьми и родителями.
  • Новогодний утренник.

НОД

  • Изготовление поздравительной стенгазеты для родителей «Ёлочка, ёлочка зелёная иголочка».
  • Аппликация «Украшение к новому году жилищ Южного Урала».
  • Лепка «Угощения к чаепитию» (чак-чак, баурсак, сушки, бублики, баранки, крендельки).
  • Рисование «Юрта, русская изба зимой».
  • Рисование «Наряды для Деда Мороза и Снегурочки».

3 этап

Заключительный

В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана.

  • оформление приемной: Новогоднее поздравление для родителей, сделанное в ходе совместной деятельности
  • оформление выставки детского творчества, изготовленные совместно детьми и родителей «Украшение к новому году жилищ Южного Урала»

- приглашение для родителей на новогодний утренник.

-Украшение групповой и приёмной комнаты совместно с детьми и родителями.

- Итоговое мероприятие: Новогодний утренник.

Беседа «Кто такой дед Мороз и Кыш Бабай. Чем похожи и чем отличаются», «Что такое Новый год и яңы йыл».

Цель:

Расширять представления о праздновании Нового года народами, населяющими Южный Урал: русские и башкиры.

Задачи:

  1. Познакомить детей с башкирским Дедом Морозом – Кыш Бабаем; с названием башкирского Нового года — Яны Йыл, а так же с помощниками Кыш Бабая;
  2. Упражнять сравнивать традиции народов, проживающих на Южном Урале;
  3. Закреплять знания о народных костюмах;
  4. Воспитывать уважение к другим народам.

Ход беседы:

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас? (Зима)

- К какому празднику мы готовимся? (К Новому году)

- Назовите главных героев праздника? (Дед Мороз и Снегурочка)

- Кто такой Дед Мороз? (Дед Мороз – добрый волшебник, он главный в зимнем лесу, создающий нам праздник. Дед Мороз живёт в лесу, он дружит с лесными зверями и птицами, получает от нас почту, с удовольствием читает её и спешит исполнить желания хороших и послушных детей и их родителей.)

- Как вы думаете, ко всем ли народам Южного Урала приходит Дед Мороз? (Нет).

- Вы бы хотели отправиться на Новогодний праздник к ребятам из республики Башкортостан и посмотреть, кто же на Новогодний праздник приходит к ним? (Хотели).

- Тогда отправляемся с вами в путь к ребятам из Башкортостана, посмотреть, как же они встречают Новый год.

- Но перед этим, давайте вспомним, что мы знаем о респуслики Башкорстостан и людях, живущих на этой земле.

- Подойдите, пожалуйста ребята к столам: мальчики к столу с синей фишкой, девочки – к столу с красной фишкой. На столах у мальчиков лежат башкирский и русский мальчики Алеша и Алибек, а у девочек башкирская и русская девочки Айгуль и Алена. Помогите, пожалуйста, нарядить кукол в национальные наряды, чтобы они тоже смогли встретить Новый год.

- Спасибо, Рахмат, помогли вы нам собраться на Новогодний праздник. Торопитесь, скоро на детском утреннике появится главный герой праздника.

Появляется слайд 1 «Кыш бабай в детском саду»

- Вот мы и пришли с вами к ребятам из Башкортостана на новогодний утренник. Давайте будем здесь гостями и тихо будем наблюдать за новогодним утренником.

Дети садятся на стулья.

- Ребята, посмотрите, кто пришел в гости к ребятам в башкирский детский сад? (Дед Мороз и Снегурочка).

- Какой праздник празднуют ребята? (Новый год)

- По Башкирски этот праздник называется яңы йыл. Дети повторяют

Слайд 2.

- Башкирского Деда Мороза зовут Кыш Бабай. Кыш Бабай — кочевник, перемещается с места на место, как, собственно, и сами башкиры когда-то. Поэтому у него не может быть ни станицы, ни резиденции, он живет в юрте, которую можно легко разобрать. Передвигается Кыш Бабай на лошадях.

Слайд 3

У Кыш Бабая две шубы — зелёная и синяя, шитые золотом. На голове у Кыш Бабая теплая тюбетейка, на которой вышит национальный башкирский орнамент. Такой же орнамент присутствует на варежках, и на шубе и других элементах одежды. На ногах у Кыш Бабая национальные сапоги — ичиги. Их несколько пар под цвет костюмов.

Слайд 4.

Слайд 5.

У Кыш Бабая есть помощники: Кар Кызы (Снежная девочка), Тахир и Зухра — вечно влюбленная пара. Тахир — сын визиря, а Зухра — дочь хана. Хан был против их союза, поэтому поймал Тахира, запер в сундуке и бросил в Волгу..., Батыр (Русский богатырь), Алтынчэч (Златовласка), Убырлы (Баба-Яга), снеговик, шайтан (черт).

- Ребята, вы узнали, как празднуют Новый год в Республике Башкортостан, а нам пора возвращаться в детский сад и рассказать нашим друзьям Алексею и Алене, Айгуль и Алибеку, что мы узнали нового.

- На чем можно добраться обратно, в детский сад? (на лыжах, на машине, на автобусе)

- Мы поедем на лыжах. Дети иммитируют движения лыжника

Мы на лыжах в лес идем, (Дети машут руками, словно работают лыжными палками)

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер, (Вращение туловищем вправо и влево)

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По опушке зайчик скачет, (Прыжки)

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок –

Вот и скрылся наш дружок!

Хоть приятно здесь кататься,

Надо снова заниматься.

- Ну вот мы с вами вернулись в детский сад, где нас уже ожидают Алексей и Алена, Айгуль и Алибек. (Дети подходят к интерактивной доске).

- Что нового мы узнали, кто приходит в Новый год в Республике Башкортостан? (Кыш Бабай)

- Ребята, наши друзья хотят узнать, чем отличаются друг от друга Дед Мороз и Кыш Бабай, поможем?

Дети составляют сравнительную таблицу по плану: как называется главный герой Нового года в России и РБ, его жилище, на чем передвигается, во что одет (головной убор, цвет шубы, обувь), помощники.

- Спасибо, ребята, вы очень интересно рассказали о праздновании Нового года в России и Башкирии. Нам пора возвращаться в наш игрушечный детский сад, мы обязательно расскажем всем куклам, как празднуют Новый год народы Южного Урала. До свидания.

- Ребята, посмотрите, в группу кто – то принес посылку. Давайте ее распечатаем. Письмо от Деда Мороза и Кыш Бабая: «Ребята, вы большие молодцы, что рассказываете про нас другим ребятам. За это мы дарим вам раскраски Деда Мороза и Кыш Бабая. До свидания».

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Кому можно еще рассказать о путешествии? (друзьям, взрослым).

Подсказку о том, чем отличается Дед Мороз от Кыш Бабая обязательно мы повесим в уголок речи. На этом наше занятие окончено.

План по созданию макета «Как празднуют Новый год на Южном Урале» и развитию игры средствами макетирования с детьми 1 старшей группы.

Задачи:

  1. Приобщить детей к культурным традициям празднования Нового Года и Яңы йыл народами, населяющими Южный Урал (Башкиры, русские);
  2. Расширять представления детей о взаимоотношениях людей: совместное проведение досуга, пение колядок, ряжение;
  3. Формировать умение развивать и усложнять сюжет игры с макетом, используя полученные знания.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, к образу «Я».

Оборудование: картон, цветная бумага, клей, кисти, клеенки, салфетки, бросовый материал.

Предварительная работа: Беседа «Кто такой дед Мороз и Кыш Бабай. Чем похожи и чем отличаются», «Что такое Новый год и Яңы йыл», чтение сказок «Морозко», «Снегурочка», «Снежная королева», слушание и разучивание стихов о Дед Морозе и Кыш Бабае, разучивание песен про Новый год и Яны Йыл; п.и. «Тимербай», «Дед Мороз», игры эстафеты: «Санки», «Кто быстрее перенесет снежки», «Ледовые дорожки», «Бросание снежков», изготовление поздравительной стенгазеты для родителей, украшение группы, конструирование из бумаги «Дед Мороз», «Новогодняя елка».

Работа с родителями: создание образа Кыш Бабая, создание поделок на тему «Новый Год», «Яны Йыл».

Составление макета «Как празднуют Новый год на Южном Урале».

Задачи:

  1. Познакомить детей с макетированием, как видом художественно – конструктивной деятельности;
  2. Учить отбирать для макета наиболее выразительные работы для общей композиции, коллективно обдумывать способы расположения фигурок для передачи атмосферы образа Нового Года и Яны Йыл;
  3. Воспитывать желание обыгрывать макеты; развивать коммуникативные взаимоотношения.

Игры с макетом:

- «Куклы в национальных костюмах встречают Новый год и Яңы йыл»

- Игра-ситуация «Кукольные разговоры» с использованием кукол в народных костюмах»

- «Русская (башкирская) семья готовится к встрече Нового года и Яны йыл»

- «Традиции праздничного застолья русских, башкир»

- «Красота народного праздничного костюма»

Просмотр презентации «Новогодние традиции в русской и башкирской семье».

Задачи:

  1. Расширять знания о новогодних семейных традициях;
  2. Упражнять детей рассказывать по фотографиям о традициях в своей семье;
  3. Развивать познавательный интерес, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае;
  4. Воспитывать чувство любви к «малой родине», бережное отношение к историческому наследию;
  5. Формировать толерантность и толерантное поведение в условиях многонациональной страны и республики Башкортостан.

Презентация.

Слайд 1.

Мы с вами живем на Южном Урале.

Слайд 2.

Южный Урал – край, где живет много разных национальностей. Это русские, башкиры, татары, казахи.

Слайд 3.

Каждый человек: и ребенок, и взрослый с нетерпением ждет Нового года, деда Мороза, новогодних подарков, исполнения желания.

Традиция отмечать праздник Новый год существует у каждого народа. В этой праздничной презентации ты узнаешь, как празднуют Новый Год русские и башкиры.

Слайд 4.

У русского народа праздник называется Новый год. А у Башкир он называется по – башкирски Яны Йыл.

Слайд 5.

К русским детям приходит Дед Мороз, а к башкирским ребятам – Кыш Бабай.

Дед Мороз и Кыш Бабай немного похожи, а так же отличаются друг от друга.

Слайд 6

У Деда Мороза есть внучка – Снегурочка, а Кыш бабай путешествует с Кар Кызы. В отличии от внучки Снегурочки, Кыр Кызы – его дочка.

Слайд 7

Дед Мороз живет в Великом Устюге, а Кыш Бабай — кочевник, перемещается с места на место, как, собственно, и сами башкиры когда-то. Поэтому у него не может быть ни станицы, ни резиденции, он живет в юрте, которую можно легко разобрать.

Слайд 8

Передвигается Кыш Бабай, так же как и Дед Мороз на лошадях.

Слайд 9

Традиционно Дед Мороз одет в длинную, по щиколотки, красную шубу, отороченную белым мехом. Сначала шуба его была синей (указывая на северное, холодное происхождение персонажа). Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном или синем костюме. Шапка его полуовальная в тон шубы. На руках у любимца ребятишек варежки. В одной руке он держит посох, а в другой — мешок с подарками. На ногах у Деда Мороза – валенки.

Слайд 10

У Кыш Бабая две шубы — зелёная и синяя, шитые золотом. На голове у Кыш Бабая теплая тюбетейка, на которой вышит национальный башкирский орнамент. Такой же орнамент присутствует на варежках, и на шубе и других элементах одежды. На ногах у Кыш Бабая национальные сапоги — ичиги. Их несколько пар под цвет костюмов.

Слайд 11

У Деда Мороза – помощники: лесные животные, птицы, снеговик.

Слайд 12

А у Кыш Бабая — Тахир и Зухра — вечно влюбленная пара. Тахир — сын визиря, а Зухра — дочь хана. Хан был против их союза, поэтому поймал Тахира, запер в сундуке и бросил в Волгу..., Батыр (Русский богатырь), Алтынчэч (Златовласка), Убырлы (Баба-Яга), снеговик, шайтан (черт).

Слайд 15

Самое любимое занятие у Деда Мороза и Кыш Бабая – читать письма ребят, слушать стихи и их песни.

Слайд 16

Новогодняя традиция «Новый год встречать в кругу семьи».

Новый год вся семья собирается за праздничным столом. В это время начинался новый год в природе, а значит, и в жизни человека. Люди загадывали, каким будет Новый год, что он принесет человеку, каким будет новый урожай. Все поздравляют друг друга с Новым годом, с Яны Йыл. Желали здоровья, счастья, исполнения желаний.

Слайд 17

Новогодняя традиция «Украшать жилище к Новому году, наряжать елку».

В России и Башкортостане существует новогодняя традиция украшать елку. Елку покупают на Новогодних базарах или ставят искусственную. Наряжают елку всей семьей. Этого ждет все семья. Так же украшают свое жилище мишурой, гирляндами, самодельными игрушками, вместо снега под елку кладут вату.

Слайд 18

Новогодняя традиция «Наряжаться в Новый год».

В Новый год принято надевать все новое. Дети наряжаются в костюмы зайчиков, снежинок, принцесс, принцев.

Слайд 19

Традиция «На Новый год Дед Мороз и Кыш Бабай приходя к ребятам вместе с помощниками и дарят подарки».

Дед Мороз и Кыш Бабай приходят к детям в Новый год и Яны Йыл. Так же зимние волшебники могут становится невидимыми и тогда они залетают в дом через окно или балкон, оставляют подарок под елкой и улетают. В Новогоднюю ночь они должны успеть всем ребятам России и Республики Башкортостан подарить подарки. В этом им помогают помощники.

Слайд 20

Традиция «Подготовка к Новогоднему празднику. Традиция гостеприимства».

К празднику Нового года и Яны Йыл на Южном Урале долго готовились. Мужчины убирали двор, запасали дрова, продукты питания, чинили или шили новую одежду или обувь. Женщины наводили порядок в избе, доме, готовили еду к праздничному столу. На праздники пекли пироги с разной начинкой, курники.

Русские люди отмечали праздники у родственников и близких знакомых. В праздничные дни обязательно навещали родителей, угощали их вкусной едой, дарили подарки.

После вкусного обеда дети ходили по дворам, восхволяли всю семью, хозяина и хозяйку дома, просили себе праздничные угощения.

Слайд 21

Традиция Новогодних увеселений и забав.

После вкусного праздничного обеда выходили на улицу и под гармонь или балалайку устраивали шумное шествие.

В Новогодние праздники жители России и Башкортостана выходят на улицы веселиться. На улицах взрослые и дети катались с горы, водили хороводы, пели песни, прославляли Новый Год и Яны Йыл

Слайд 22

Новогодние традиции, связанные с укреплением здоровья.

Чтение сказок «Морозко», «Снегурочка», «Снежная королева», слушание и разучивание стихов о Дед Морозе и Кыш Бабае, разучивание песен про Новый год и Яны Йыл.

Конспект cовместной деятельности педагога и воспитанников по ознакомлению с художественной литературой по Р.Н. С. «Морозко» в старшей группе.

Задачи:

  1. Уточнить представление детей о таких моральных качествах как доброта и злость.
  2. Познакомить с такими моральными качествами, как вежливость и грубость.
  3. Развивать способность передавать с помощью жестов, мимики, интонации эмоциональное состояние персонажей сказок.

Материал: иллюстрации к сказке, атрибуты для театрализации, круги зеленого и красного цвета.

Ход совместной деятельности педагога с детьми

- Где можешь ты увидеть чудеса?

Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои.

Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди, говорят?

И добрые волшебники там чудеса творят?

Ты ответишь без подсказки.

Ну, конечно, это … (Сказки)

- Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о сказке, а как она называется, вам помогут понять загадки.

Без рук рисует,

Без зубов кусает (мороз)

Кто без брёвен мосты строит? (мороз)

– Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один – Мороз. Скажите ласково. (Морозко). И сказка наша называется «Морозко».

Воспитатель читает сказку.

Беседа по сказке

- Ребята, с какой сказкой мы познакомились?

- Понравилась вам сказка? (Да)

- Почему это произведение относится к жанру сказка? (Сказка начинается словами жили-были. Как во всех русских народных сказках. Потому что в ней есть сказочные персонажи: Морозко, говорящая собачка, волшебная дорога).

– Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.

– Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим).

– А родной дочке бабы? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим).

– На кого бы вы хотели быть похожими? И почему? (На Настеньку)

– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

– Как жилось дочке старика? И почему? (Плохо)

– Почему старик повез свою дочь в лес? (Мачеха приказала)

– Почему Морозко пожалел Настеньку? (Потому что она добрая, скромная и отнеслась к нему с уважением).

– Почему старуха отправила свою дочь в лес? (Из жадности, она хотела, что бы Морозко ее дочери тоже дал сундук серебра).

– Чему же учит нас сказка? (Сказка учит нас доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам.)

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю очутиться в сказке. Вы согласны?

Чтобы сказка началась нужно сказать заклинание. Повторяйте за мной:

Два раза хлопни,

Три раза топни.

Вокруг себя, обернись

И в сказочной стране очутись.

Детям предлагается разыграть два фрагмента сказки: «Встреча Морозко и падчерицы», «Встреча Морозко и старухиной дочки».

В мешке ещё есть костюмы. С их помощью мы сможем, как артисты показать фрагменты сказки. (Распределяют роли, артисты готовятся на «сцене», зрители рассаживаются перед «сценой»).

- Тепло ли было стариковой дочке когда к ней подходил Морозко? ( «нет», «холодно»).

- Для чего Настенька говорила неправду? (чтобы не обидеть Морозко, чтобы не расстроить, стеснялась и т. д.)

- Морозке было приятно слышать добрые слова?

- Понравилось ли Морозке, как ему отвечала старухина дочка?

Психоэтюд «Морозко»

- Давайте изобразим чувства героев сказки, вставайте в круг. (Дети изображают эмоции героев сказки).

Вот старуха стоит

И сердито глядит,

Она топает ногами,

Кулаком она грозит.

Дочка бабкина зевает,

Только спать и есть желает,

Разленилась, потому

Не поможет никому.

А вот дедушка — старик

Головою поник,

Он печален день и ночь –

Потерял свою дочь.

Вот Морозко идёт,

Дочку дедову ведёт.

Рукавицей белкам машет,

Ёлкам шубы раздаёт.

Дочка дедова ловка -

Пожалела старика:

Быстро выбила перины,

Пирогов напекла.

Послушайте пословицы, если вы считаете, что пословица подходит к сказке, хлопните в ладоши.

«Как аукнется, так и откликнется», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Что посеешь, то пожнёшь».

Д.у. «Угадай кто?»

- Я буду говорить качества героев сказки. А вы определите, кому они относятся.

«Добрая, трудолюбивая, скромная, вежливая, ласковая».

«Ленивая, грубая, жадная».

«Бессердечная, злая, жестокая».

«Справедливый, честный, весёлый».

«Робкий, грустный, нерешительный».

(Повесить иллюстрации героев)

Рефлексия

- Что было самым запоминающимся в этой сказке?

- Чему же нас учат русские народные сказки? (Доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию, не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам)

- Ребята, подумайте и оцените себя, а лично вам нужно чему ни будь научиться из этой сказки? Если да то возьмите зеленый кружок, если нет, то красный.

Конспект cовместной деятельности педагога и воспитанников по ознакомлению с художественной литературой по Р.Н. С. «Снегурочка» в старшей группе.

Задачи:

  1. Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы;
  2. Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки;
  3. Учить улавливать эмоциональный настрой произведение и понимать чувства героев;
  4. Развивать речь и мышление детей с помощью различных методов и приемов.

Материалы и оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», индивидуальные карточки с изображением Снегурочки; аудиозапись с отрывком оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»; презентация сказки;

Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

- Покажите, как вы съеживаетесь, когда замерзли; представьте, что вы согрелись, расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Красивые снеговики у вас получились. Мы сегодня с вами совершим небольшое путешествие в волшебную сказку. Чтобы нам попасть туда, давайте сначала отгадаем загадки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Шёл он долго, шёл он тихо,

Иногда кружился лихо.

Землю в белое одел

И мгновенно присмирел. (Снег)

Что за снежный человек,

Нос — морковка, тело — снег,

Вырос посреди двора,

Где гуляет детвора,

Нарядился в пуховик

Белоснежный. (Снеговик)

Я — внучка Мороза и Вьюги,

Являюсь сюда каждый год!

Со мною снежинки-подруги

Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)

Чтение русской народной сказки «Снегурочка» с показом презентации.

Внимательно послушайте сказку «Снегурочка».

- Образ Снегурочки вдохновлял поэтов, писателей композиторов.

Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку, а композитор Н. А. Римский – Корсаков создал ее образ в опере «Снегурочка». Сядьте поудобнее, давайте закроем глаза и послушаем отрывок из оперы.

(Звучит отрывок арии Снегурочки из оперы Н. А. Римского – Корсакова.)

- Какое настроение вызывает у вас конец сказки «Снегурочка»?

Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

Какая она была (Радостная, приветливая. Веселая, счастливая, улыбающаяся.)

- Какой Снегурочка стала летом? (Грустной. Печальной, задумчивой.)

- Как исчезла Снегурочка? Что с ней произошло? (Растаяла.)

- Во что превратилась Снегурочка? (В облако.)

- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облачка зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. А летом облачко прольется дождем и на земле распустятся белые нежные цветы, похожие на Снегурочку.)

Давайте сыграем в игру «Переводчики» — я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

  • Жили ладно – это как?
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как?
  • Работа в руках спорится –
  • Неможется –
  • Свечерело –
  • Стали кликать Снегурочку –

Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось».

- Грустный конец у этой русской народной сказки?

- А почему же нам грустно? (снегурочка испарилась)

- А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?

- А как?

- Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка» и запишем ее в книжку — малышку? (придумывание)

Картотека стихов на башкирском языке по теме «Новый год».

Яңа елга

Яңа елга бүләк алып

Кыш бабай килде.

Бакчадагы һәр балага

Бүләкләр бирде.

Кар кызы да яңа елга

Кунакка килгән.

Кыш бабай бездә икәнен

Ул каян белгән.

Уйнап — биеп яңа елны

Каршы алабыз.

Яңа елда матур теләк

Теләп калабыз.

Кыш бабай

Җилкәсенә капчык асып,

Кыш бабай килеп керде.

Төрле кызык сүзләр әйтеп,

Бүләк өләшеп йөрде.

Аннан Кыш бабай тыпырдап,

Бик шәп бии башлады.

Биемәскә, аягында:

Безнең апа башмагы.

Кыш бабай килә

Котлап бөтен кешеләрне

Яңа ел белән,

Җилдереп кенә пар атта,

Кыш бабай килә.

Зур капчык салган чанага,

Ә анда бүләк:

Уенчык төлке, аюлар,

Бизәкле чиләк.

Машина, мылтык, самолет

Керпе һәм туплар...

Җаныңа ни кирәк, анда

Бөтенесе бар.

Кыш бабай килә җилдереп,

Капчык кулында.

Кар бураннар тузып кала

Аның юлында.

Кыш бабай, тырыш бабай

Кыш бабай килгән, ап-ак тун кигән.

Әллә сагынып көткәнне белгән.

Алып килгән ул зур шугалаклар,

Өеп тә куйган бөтен җиргә кар.

Тәрәзәләргә ясаган атлар,

Ул биек таулар, чыршы, наратлар

Шуларга карап гаҗәпкә калам,

Ничек ясый? — дип сокланам аңа.

Рәхмәт сиңа, Кыш бабай

Рәхмәт сиңа, Кыш бабай,

Безнең белән дус бабай,

Сагынып килеп җиттең,

Яңа ел бүләк иттең.

Берәр яшькә үстердең,

Һәммәбезгә көч бирдең,

Рәхмәт сиңа, Кыш бабай,

Безнең белән дус бабай!

Чыршы

Бүлмәдә чыршы агачы:

Ул яшелдән киенгән.

Чыршы да урманнан безгә

Бәйрәм итәргә килгән.

Уенчыклар белән аны

Бизәдем төрле төскә.

Кызыл йолдыз ясап куйдым

Балкысын өчен өскә.

Конспект беседы «Кто такой Дед мороз».

Наверное, все дети знают, кто такой Дед Мороз. Кто ж в детстве не бежал в новогоднее утро к ёлке за подарками, которые Дед мороз специально доставил ночью? Кто из нас не писал Деду Морозу о том, какой подарок он хочет получить? В нашей Статье мы постараемся рассмотреть историю возникновения этого сказочного персонажа, а также его основную атрибутику.

Дед Мороз считается главным волшебным персонажем на новогоднем празднике. Основная функция которого состоит в том, чтобы дарить детям подарки. Свои корни Дед Мороз берёт в славянской мифологии, где его персонаж олицетворял зимние морозы, а также холод и лютую стужу. Создание новогодней традиции, дошедшей до наших дней, приходится на середину! 9 века, когда повсеместно по стране вводили некого сказочного дарителя Морозко, приходящего к детям зимой на Рождество и приносящего подарки. После революции Дед Мороз, как персонаж, подвергся гонениям вплоть до 1935 года, когда в стране решили восстановить празднование Нового года и провели первую ёлку. С тех пор Дед Мороз стал считаться символом Нового года, который исполняет детские желания и оставляет под ёлкой игрушки.

Тот, кто знает, кто такой Дед мороз, должен знать и место его обитания. Сейчас официально признанной родиной Деда мороза считается Великий Устюг, а его резиденции расположены в Архангельске, Мурманске, на Чунозере и под Петрозаводском. Если вы хотите написать Деду Морозу письмо, то вот его адрес: 162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу.

Атрибутика Деда Мороза

Русский Дед Мороз имеет ряд отличий от других рождественских дарителей, традиционно принятых в других странах. Чтобы иметь представление, кто такой Дед Мороз, мы опишем основные элементы его наряда, транспорта и появления:

Одежда Деда Мороза состоит из следующих элементов:

  • красное и сине-белое одеяние, покрытое узорами, серебристой вышивкой, белым мехом лебединым пухом (шуба, из под которой не видно ни каких штанов, так как короткая шубка способна уничтожить всякую солидность);
  • белый пояс с орнаментом;
  • боярская шапка с треугольным вырезом у лба, расшитая жемчугом;
  • белые валенки;
  • варежки расшитые серебром.

Никто не знает, что у Деда Мороза находится под шубой, так как это сакрально, обнародованию не подлежит.

Внешность Деда Мороза отличается следующими чертами:

  • борода буйная, седая, длинная, растрёпанная ветром (лишенная всякой кудрявости);
  • волосы густые и серебристые;
  • внушительный рост и размеры.

Посох представляет собой прямую хрустальную или серебристую палку, на которой сверху есть круглый набалдашник или рукоятка в виде звезды или головы быка как символа плодородия.

Роль транспорта у Деда Мороза выполняет только русская тройка. При этом ездит он не по небу, а По земле, так как, считаясь плотью от плоти снега, земли и природы, он не должен отрываться от корней. Дед мороз разъезжает в санях с бубенцами, объезжая свои широкие владения.

У Деда Мороза обязательно есть внучка Снегурочка, которая помогает ему во всём. Эта девушка одета в белые одежды, на голове которой одет венец из 8 лучей, украшенный жемчугом и серебром. Снегурочка символизирует собой застывшие морозные воды.

Появление Деда Мороза носит сугубо сакральный характер. Наш Дед Мороз не пролезет ни в один камин, поэтому в домах возникает он неким мистическим образом как дух. Точного описания его появления никто не знает, а все попытки объяснить на западный манер эту тайну считаются кощунством.

Конспект беседы

«Как мы празднуем Новый год»

Цель:

Познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира.

Задачи:

  • Систематизировать знания детей о празднования Нового года в разных странах
  • формировать познавательный интерес

Ход занятия:

Воспитатель:

- Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас. Ребята, посмотрите, как красиво и нарядно в нашей группе.

- Вы догадались, почему? Какой скоро праздник будет у нас?

Правильно, молодцы. — Дети, а вы как думаете, для чего украшают группы к празднику? (Чтобы было красиво, празднично, нарядно, радостно, весело, по волшебному).

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами поговорим о праздновании Нового года. Я думаю, что наша беседа будет интересной. Ведь встреча Нового года — древняя традиция, существующая у всех народов мира. И хотя этот праздник празднуется по-разному, основным её украшением, является что? (ёлка)

- А кто дома украшал ёлку?

-Какой была ваша ёлка?

- Какими игрушками вы её украшали?

Воспитатель:

- Дети, посмотрите у нас есть ёлочка. Но что то на ней не хватает? (Украшений). Давайте украсим ёлочку.

Воспитатель:

Ёлочка у нас получилась красивая и нарядная. О ёлке- новогодней красавице написано много рассказов, сказок, стихов.

-Кто из вас знает стихи про ёлочку? Пусть их нам расскажет.

1. Ёлочка, ёлочка

Яркие огни

Бусами, бусами

Ёлочка звени!

2. Отряхнула белый снег

Ёлочка с поклоном

И стоит красивей всех

В платьице зелёном.

3. Ей зелёный цвет к лицу

Ёлка знает это

Как она под новый год

Хороша одета!

Воспитатель:

- Молодцы, ребята замечательные стихи рассказали! – А теперь послушайте меня.

Новый год-праздник самый любимый и взрослыми и детьми. Раньше новый год праздновали в марте. Именно в это время начинались полевые работы, и март считался первым месяцем в году. Так, например в Азии новый год празднуется в самую жару, поэтому люди встречаясь, поливают друг друга водой. А в Болгарии, когда собираются на новогоднее торжество, на две или три минуты выключают свет. А в Италии перед новым годом люди выбрасывают Старые, ненужные вещи и заменяют их на новые. Сегодня почти везде Новый год отмечают в ночь с тридцать первое декабря на первое января.

Воспитатель:

- Дети, а кто является главным героем новогоднего праздника? Отгадайте загадку.

У этого дедушки много внучат

Внучата на дедушку часто ворчат

На улице дедушка к ним пристаёт

За пальцы хватает, за ушки дерёт. (Дед Мороз).

Воспитатель:

- Ну вот и подошла к концу наша с вами беседа. Она получилась у нас интересной. Сегодня вы многое узнали и сможете рассказать дома друзьям и знакомым. Спасибо вам!

Беседа по сказке «Снегурочка»

Цель:

Познакомить детей со сказкой «Снегурочка».

Задачи:

  • Развивать умение отвечать на вопросы
  • Обогащать словарь по теме «Зима»
  • Развивать речемыслительную деятельность

Беседа по содержанию сказки:

- Как вы думаете, это грустная сказка или весёлая? Почему?

- В какое время года появилась Снегурочка?

- А как она появилась?

- Почему её назвали Снегурочкой?

- Какая была Снегурочка?

- Почему Снегурочка грустила, когда весеннее солнышко стало согревать землю?

-Как растаяла Снегурочка? Что послужила этому?

- Во что превратилась Снегурочка?

Физкультминутка:

Зима

Мы сегодня на горе, (встать руки вверх)

Ну, а горка во дворе, (руки в стороны)

Кто на санках, (изобразить)

Кто на лыжах, (изобразить)

Кто подальше, (наклон вперёд, руки вперёд)

Кто поближе, (встать руки к груди)

В горку мчимся мы бегом, (бег на месте)

Ну, а с горки кувырком, (присесть, согнутые в локтях руки вращать перед грудью).

Беседа «Зима»

- Что происходит в природе зимой?

- Какую одежду носят зимой?

- Какие зимние праздники вы знаете?

- В какие игры вы любите играть зимой?

- Назовите зимние месяцы?

- Какими видами спорта можно заниматься зимой?

- Какие времена года вы знаете, кроме зимы?

Беседа по сказке «Морозко»

Цель:

Познакомить детей со сказкой «Морозко»

Задачи:

  • Формировать умение различать сказки от других жанров;
  • Развивать способность рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа;
  • Развивать способность понимания сказки, умение её пересказывать;
  • Развивать и побуждать у детей отношение к хорошим поступкам;

1. Организационный момент

Где можешь ты увидеть чудеса?

Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои.

Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди говорят?

И добрые волшебники там чудеса творят?

Ты ответишь без подсказки.

Ну, конечно, это … (Сказки)

2. Отгадывание загадок

-Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о сказке, а как она называется, вам помогут понять загадки.

Без рук рисует,

Без зубов кусает. (мороз)

Не огонь, а жжётся. (мороз)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежные сады. (мороз)

-Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один- Мороз. А сказка наша называется «Морозко».

Чтение сказки «Морозко».

3. Беседа по сказке

- Ребята, мы с вами познакомились со сказкой Морозко.

- Понравилась вам сказка?

-Почему это произведение относится к жанру сказка? (Потому что в ней есть сказочные персонажи Морозко, Баба Яга, старичок Лесовичок, говорящая собака, волшебная дорога).

- Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.

- Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим).

-А родной дочки бабы? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим).

- На кого вы хотите быть похожи?

- Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

Как жилось дочке старика?

- Почему старик повёз свою дочь в лес?

- Почему Морозко пожалел Настеньку?

- Почему старуха отправила свою дочь в лес?

- Чему же учит нас сказка? (Сказка учит нас доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам).

Конспект занятия по рисованию

«Наряды Деда мороза и Снегурочки»

Цель:

Закрепить знания о дымковской росписи.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о времени года -зима.
  • Приобщать к изобразительному искусству, формировать интерес к этому виду деятельности.
  • Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
  • Закрепить технические умения: концом кисти рисовать круги, волнистую линию, точки-горошины.
  • Пробудить желание помочь Деду Морозу и Снегурочке.

Предварительная работа:

Рассматривание дымковских изделий, иллюстраций, беседа о дымковской игрушке, рисование на занятии и вне его.

Материал:

Гуашь, кисти, бумажные шаблоны Деда Мороза и Снегурочки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Послушайте загадку.

Скатерть бела всю землю одела. (зима).

Воспитатель:

- Правильно это зима. А какие зимние месяцы вы знаете? Скажите какой самый любимый праздник у всех детей и взрослых?

- Правильно это Новый год!

Воспитатель:

-Я знаю, что вы готовитесь к этому празднику: учите стихи, хороводы, новогодние песни и стихи. Сейчас мы послушаем песенку о героях этого праздника и подумаем, кто же к нам сегодня придёт в гости, без кого не может быть этого праздника.

- Правильно и сегодня главные герои нашего праздника у нас в гостях.

Но что то с ними не так. Какие они грустные. Посмотрите, что –то случилось с красивыми нарядами. Давайте узнаем, что же с ними произошло.

Воспитатель:

Наши гости попали под снег, и их костюмы намокли и узоры исчезли. Что же делать? Надо им помочь! Поможем им, ребята, приведем наряды в порядок?

У каждого из вас на столе лежат шаблоны Деда Мороза и Снегурочки.

Но украсим мы с вами наряды наших гостей не просто обычными узорами, а дымковскими узорами.

- Ой, ребята. Дед Мороз шепнул, что ему очень жарко. Становитесь в круг. Сейчас проведём не большую гимнастику и Дед Мороз перестанет таять.

Физкультминутка

Давайте по кругу пойдём,

Холодных снежков соберём.

В снежки мы чуть-чуть поиграем,

Затем Дед Морзу подарим.

Дед Мороз ты не тай, а с ребятами играй.

Воспитатель:

Давайте вспомним, какие элементы элементы дымковской росписи мы уже знаем? (кружки, точки, колечки, волнистые линии). Какие цвета используют? (красный, жёлтый, синий, зелёный).

-А сейчас каждый из вас будет расписывать наряд Деда Мороза и Снегурочки.

Давайте превратимся с вами в дымковских мастеров и приступим к заданию. Но старайтесь, что бы у всех получились разные наряды.

Воспитатель:

Давайте оформим выставку наших работ и посмотрим, какие костюмы у нас получились.

- Скажите какими мастерами мы с вами были?

- А какой росписью мы украшали костюмы наших гостей?

- Какие элементы дымковской росписи мы с вами знаем?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год