РОЛЬ МУЗЫКИ И ЕЕ СЛУШАНИЕ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Пацукова Ксения Александровна | |||
23.07.2025 22:01 | |||
Музыка с давних времен является неотъемлемой частью в жизни каждого человека, с самого рождения нас окружают различные звуки и их переплетения, которые можно назвать мелодией — своеобразной музыкой. В настоящее время существует множество жанров и поджанров музыки, которые могут оцениваться как большим количеством людей со всего мира, так и популярны только среди очень узкого круга лиц. Но факт остается фактом, музыка преследует человека с самого начала и до конца, любое мероприятие сопровождается музыкальными композиции различного рода. У каждого праздника есть свои определенные песни, которые создавались именно по этому случаю и ни для каких более.
Однако эта статья будет посвящена не разбору музыки как социального феномена, а сосредоточимся на очень важном аспекте — анализ роли музыки и ее слушания в определенном возрасте (с 2 до 3 лет). Ведь в это время возможно увидеть, как музыка влияет на социализацию ребенка, на его предпочтения, а также, как с помощью музыки можно воспитывать подрастающее поколение. Роль музыки в воспитании ребенка действительно является темой актуальной на сегодняшний день, поскольку сейчас, как никогда, брошены силы на воспитание новых граждан страны, которые наполнены патриотизмом и желанием сохранить важные ценности. Можно говорить о различных инструментах, которые так или иначе могут это сделать, например, занятия, праздники и т.д., но и музыка является неотъемлемой частью. В первую очередь, музыка – это искусство (оно бывает разным, как и самих музыкальных жанров); если отталкиваться от самого понятия, то «в античном словоупотреблении оно относилось либо к ремеслу, либо к тайному знанию о предметах божественной деятельности муз» [Большая российская энциклопедия 2004-2017]. Из данного описания видно, что изначально музыка являлась неким божественным искусством, предположительно которое было доступно лишь единицам. Однако в настоящих реалиях музыка стала всецело социальным феноменом, абсолютно каждый может не только ее слушать и воспроизводить, но и создавать, иногда для этого не нужны определенные инструменты — лишь желание. Во все времена музыка не только изменялась, но и пользовалась популярность в определенные периоды времени, в одно время определенный жанр преобладал над другими, после чего уходил и сменялся жанром другого направления, тем самым впоследствии и изменяя всех людей. Все поколения несут за собой определенный жанр музыки, иногда даже непонятный другим поколением, и так – далее. Переходя к основной теме поставленной проблематики — роль музыки и ее слушание в дошкольном возрасте, — то здесь стоит уделить внимание основным аспектам влияния, которые являются важными в дошкольном возрасте:
- память и внимание: через песни дети лучше запоминают не только новые слова, но и правильность их произношения, а также контекст, через сопутствующие танцы дети тренируют мышечную память, и тем самым учатся сосредоточенности и умении концентрироваться, внимательности. Мы выделили не все аспекты, конечно, их можно дополнить, но здесь сосредоточены лишь основные, на которые так или иначе необходимо обращать внимание педагогам во время своей работы. Не забывая о каждом аспекте, а также комбинируя, возможно добиться самого важного — всестороннего развития ребенка. Также хотелось бы разобрать вопрос, связанный с тем, а какие именно композиции лучшего всего слушать детям от 2-х лет, какая музыка может дать необходимый результат. Возраст от 2-х до 3-х лет — это дети первой младшей группы, где, как уже говорилось ранее, идет первичное формирование детей. Здесь необходимо в большей степени уделять внимание именно затрагиванию интереса к музыке как к искусству – это подпевание и выполнение простейших танцевальных движений, то есть все то, что необходимо делать в самом начале любого обучения — развитие интереса. Далее уже можно вводить педагогические методики с элементами обучения: прослушивание различного репертуара, включающие и спокойные, и бодрые песни – реагирование на их содержание, выражение эмоций и чувств, а также дальнейшее обсуждение. Кроме этого здесь, в свою очередь, уделяется внимание на обучение понимания различия звуков: они могут быть высокими и низкими, например, как звучит колокольчик и с чем ассоциируется или как звучит барабан и т.д. Затем можно говорить о подражании, то есть подпевании; дети слышат и стараются повторить песню, оттачивая внимательность к деталям в песнях, а также учиться понимать смысл новых слов в контексте с теми, которые уже знакомы. Танцевальные и ритмические движения приходят с уже понимание самой песни: где можно похлопать, а где можно и попрыгать – это можно назвать выражением музыки через собственные движения. Не обязательно показывать сложные связки, самым удачным вариантом будет использовать что-то очень знакомое малышам, например, образы окружающего мира: птичка летает, зайка скачет или рыбка плавает. Что касается самого репертуара, то здесь не стоит использовать очень сложные и неизвестные композиции, лучше обратить внимание на уже давно знакомую музыку, а с течением времени можно добавлять что-то и посложнее. Например, можно использовать следующие композиции:
Это небольшое количество композиций, которые можно использовать на музыкальных занятиях в детском саду, но, чтобы понимать, какого рода песни необходимы для развития определенных аспектов, то их лучше разделять и использовать на занятиях. Помимо этого, чтобы с самого детства воспитывать в детях любовь к своему Отчеству время от времени необходимо знакомить детей с народными музыкальными произведениям, например, это можно делать в праздники, принятые в нашей стране (например, Масленица, День России, Новый год и т.д.). Такие песни будут укреплять в детях понимание и различие музыкального репертуара своей Родины, вместе с тем можно использовать композиции, например, малочисленных народов, где очень ярко выражены определение инструменты, а впоследствии возможно воспитать в детях толерантность и принятие других национальностей – их разнообразие и особенности. И не стоит забывать о зарубежных произведениях, тем самым расширяя кругозор подрастающего поколения, а также показывать различия между странами. Подводя итоги всему вышесказанному, мы можем сделать вывод, что занятия с музыкальным руководителем в детском саду благоприятно влияют на развитие ребенка в полном объеме, затрагивая как физические стороны ребенка, так и его духовные и ментальные. Нельзя забывать, что с помощью музыки у подрастающей личности более детально складывается картина мира, поэтому будет полезно давать возможность слушать такие композиции, которые наполнены смыслом и несут за собой важные составляющие для активного развития и взросления. Библиография
|