Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Советы родителям по развитию слухового восприятия дошкольников
Занятия по Музыке
Автор: Янова Надежда Николаевна   
15.08.2010 16:55

Советы родителям по развитию слухового восприятия дошкольников

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно, слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире.
      Слух человека формируется на здоровой органической основе с самого раннего возраста под влиянием акустических (слуховых) раздражений. В процессе восприятия человек не только проводит анализ и синтез сложных звуковых явлений, но и определяет их значение. Качество восприятия посторонних шумов, речи других людей или собственной зависит от сформированности слуха.   Поэтому необходимо  с ранних лет развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь слуховое внимание и память; умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки.  

   Восприятие интонации.  

 

        Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями. В словах, например, «прошу вас» могут звучать по-разному: угроза, мольба или полное равнодушие.

 

         Кстати, известно, что женщины больше доверяют интонации, жесту, взгляду человека, чем тому, что он говорить. Мужчины, напротив, менее склонны обращать внимание на невербальный канал коммуникации.

 

          Детей важно научить слушать собеседников, но и самих себя; научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции так, чтобы это было понятно окружающим. Немало  людей смогли бы обойтись без услуг психотерапевта в зрелом возрасте, если бы в детстве их научили понимать состояние других и выражать свое собственное.

 

 Восприятие со звучащими предметами

 

Занятия со звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей. Дети с удовольствием со временем и сами по мере сил примут участие в их изготовлении.

 

 

 

Экспериментирование со звучащими предметами.

 

 

 

           Это особая форма проявления детской активности, которая стимулирует познавательное отношение к миру звуков и звучанию разных предметов, расширяет возможность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности, развивает мелкую моторику рук, формирует чувство ритма.

 

             Советы родителям по развитию слухового восприятия дошкольниковОчень хорошо, если у вас дома появляются различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос»:

 

·         банки из под кофе,  чая, соков, наполненные косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, пуговицами, горохом

 

·         шуршащие метелки из обрезков бумаги, полиэтилена и т.п.

 

·         погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических косточек. Бусинок

 

·         шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, шумящие морские раковины, стучащие палочки разной толщины из дерева разных пород

 

·         сосуды с разным количеством воды

 

·         перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра по которым можно ударять

 

·         нитки и резинки, натянутые по принципу струны так, чтобы ребенок мог сам менять силу из натяжения

 

·         свистки и дудочки из глины и дерева

 

 

 

Обратите внимание на то, какая звуковая среда окружает ваших детей

 
 
 
 

Источник звука

Воздействие звука

Оценка звука

 

Голоса самих детей

 

Создают шумовой фон, вызывают утомление нервной системы

В помещении, где много детей надо, чтобы дети говорили негромко, безусловно, следуя в этом положительному примеру взрослого

 

 

 

 

 

 

Голос взрослого

 

 

 

 

Воспринимается детьми как значимый источник информации, его интонация мгновенно отражается на душевном состоянии детей

Говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчетливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого, и на этой основе формируется их собственное звукопроизношение

Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов – это очень смягчает язык

Чаще пойте вместе с детьми

 

 

Пение птиц, журчание воды

 

Благотворное воздействие на психическое состояние детей

По возможности выезжайте на природу с детьми, побуждайте детей прислушиваться к голосам природы

Шум дороги, работающих механизмов; гудение аквариумных компресоров

 

Неблаготворно действующие шумы

Необходимо устранить или

ослабить шумы

 

 

Звучание музыки из радиоприемника, магнитофона и т.д.

 

Положительное воздействие на развитие музыкально-ритмических способностей, чувство ритма в сочетании с музыкой

Побуждайте детей прислушиваться к звучащей музыке, развивайте умение детей выполнять движения вместе с вами под музыку, меняя их в зависимости от смены характера музыки

 

Звучание музыкальных инструментов

 

Развитие тембрового, ладотонального, музыкального слуха детей

Прекрасно, если музыкальный инструмент настроен, музицирующий владеет им, отобранное музыкальное произведение соответствует данному моменту и понятно детям

 

 

 

            На улице по различным звукам и шумам также можно очень много узнать о мире. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны, благо они снова вошли в нашу жизнь. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям.     

 

 

 

 

 

Надежда Николаевна Янова музыкальный руководитель

 

 

МДОУ детский сад комбинированного вида № 10 «Малютка»

 

Г. Тамбов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 7 (116) выйдет 1 июля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год