|
«Игровое распевание как эффективный метод вовлечения детей дошкольного возраста в активную вокально-хоровую деятельность»
Методическая разработка
Автор: педагог дополнительного образования Храпкова Анна Константиновна ГБУ ДО ДДТ Курортного района Санкт-Петербурга «На реке Сестре»
Каждый новый учебный год в любом хоровом коллективе начинается одинаково: в хор приходят малыши 5-6 лет, "подготовишки", как их ласково называют. Многие из них уже спели на предварительном прослушивании любимую песенку, прохлопали ритмический рисунок, ответили на вопросы и с радостью готовы погрузиться в мир музыки. И перед педагогом встает сложная задача: как заинтересовать, чем увлечь юных певцов, как построить занятие и какие применить методы, чтобы они полюбили это прекрасное занятие: пение в хоре. Ведь именно на начальном этапе важен каждый шаг, каждое слово поддержки, даже каждая улыбка. Особенно важно создать доброжелательную атмосферу, ситуацию успеха, вызвать и сохранить интерес к занятиям, дать ребенку право на ошибку и время на ее исправление. Все это — кропотливый труд педагога, требующий огромного терпения, профессионализма, любви к музыке и детям.
На занятиях с малышами первого года обучения многие озвученные выше вопросы поможет решить метод так называемого "игрового распевания".
Целью этого метода является приобщение малышей к вокальному исполнению посредством игровой коллективной деятельности.
Задачи, которые с его помощью предстоит решить:
- развитие навыков правильного певческого дыхания
- преодоление логопедических проблем и дикционных трудностей в процессе работы над музыкальным материалом
- развитие голосообразующего аппарата
- вовлечение в активную исполнительскую деятельность с помощью игры на шумовых инструментах
- работа над артистизмом и эмоциональностью исполнения
- знакомство с хоровой сценической культурой.
Цель и задачи вытекают из содержания самого термина "вокально-хоровая деятельность".
Давно доказано, что основная деятельность детей дошкольного возраста — это игра. Так же следует учитывать особенности современных детей: повышенные психо-эмоциональная и физическая активность, так называемое "клиповое мышление", быстрая утомляемость без смены деятельности, логопедические проблемы, проблемы социализации, СДВГ и другие.
Если говорить о постепенном вовлечении малышей в вокально — хоровую деятельность, каждая музыкальная игра должна быть направлена на решение конкретных задач.
Давайте рассмотрим каждое направление подробно:
- игры на приобретение и совершенствование навыков вокального дыхания — это всевозможные дыхательные упражнения, на начальном этапе без вокализации, но для малышей обязательно с включением образности: вдыхаем аромат розы, шипим как змея, задуваем свечку и другие;
- игры, направленные на активизацию, а в определенных случаях и исправлению работы артикуляционного аппарата и дикции: набор слогов, скороговорки, сначала в медленном темпе, затем с ускорением, с движением руками ( «часы стучат тик-так, тик-так часы стучат прибавьте шаг»), с изменением динамики (уменьшение звука при ускорении). Все скороговорки сразу исполняются на простые мелодии-попевки, с использованием двух-трех звуков, то есть работаем над артикуляцией, преодолеваем дикционные трудности и распеваемся одновременно;
- игры на развитие голосообразующего аппарата и расширение диапазона певческого голоса — это веселые, интересные детские распевки, с показом ручными знаками штрихов, динамики, которые исполняются с повышением /понижением по полутонам;
- игры на совершенствование и закрепление навыков правильной интонации, на развитие музыкального слуха, правильного взаимодействия слуха и голосового аппарата. Это интонирование восходящих и нисходящих простейших мелодий, интересных попевок, интервалов, удержание мелодии на одной ноте, смена тональности с голоса, игры «интонационный дирижер», «эхо» и другие. Для активизации музыкально-слуховой и интонационной деятельности все упражнения исполняются без сопровождения инструмента, а"capella;
- игры на развитие музыкальной памяти включают в себя запоминание и воспроизведение исполненной голосом или на инструменте мелодии, повторение отрывка из детской песни, со сменой лада или в заданной тональности, с сохранением движения мелодии, текста и ритмического рисунка;
- игры, связанные с изучением, запоминанием и умением применять в практической деятельности музыкальные термины (staccato, legato, p, f, мажор, минор и др.) — все на основе песенного материала, то есть в процессе игрового распевания поем все время;
- игры на развитие чувства ритма (с любым возможным акцентированием долей: слабая и сильная, музыка быстрая и медленная), любимая детьми игра «ритмический дирижер», «топни нога», ритмические викторины с делением на команды, к примеру, игра «испорченный телефон»;
- игры с шумовыми инструментами особенно нравятся малышам, поскольку мы понимаем, что не все смогут сразу заиграть к примеру, на рояле, скрипке, флейте, а шумовые инструменты — это то, что просто, доступно, при этом эффектно, дает огромное поле для творчества без страха ошибиться, формирует уверенность в себе, возможность справиться с многозадачностью, когда ребенок поет и играет одновременно;
- игры на развитие эмоциональности исполнения, театрализация, артистичность — это практически школа начинающего артиста, где возможно научиться переживать вместе с музыкой, выражать и показывать на сцене любые эмоции в процессе исполнения песенного материала различного характера;
- игры — перевоплощение, когда малыши примеряют на себя роль дирижера – «я дирижер», или зрителя – «я зритель». В процессе таких игр активизируется внимание и формируется критическое мышление. Выступающие в роли дирижера или зрителя хвалят, исправляют ошибки, говорят, что понравилось в исполнении, кто был самый эмоциональный, самый артистичный, делают замечания или аплодируют друзьям-исполнителям. Замечая чужие ошибки, дети в дальнейшем очень стараются не повторять их сами;
- игры на развитие творческого мышления, к примеру, игра «я композитор», когда ставится задача сочинить песенку с определенным характером (грустную или веселую), в определенном темпе (быструю или медленную), в определенной динамике (тихую или громкую). Игра «композитор уснул» (необходимо досочинить заданную мелодию, которую он недописал), придумать мелодию на заданный простой текст, игра-разучивание с хором собственного сочинения, игра «оркестровка» (раздача шумовых инструментов, самостоятельный их выбор в соответствии с характером сочинения -создание акцентов с помощью ударных (ложек, бубнов, трещоток и др.), или образа (треугольник, чаймс, палка дождя и др.);
- игры — знакомство с хоровой сценической культурой. К примеру, игры «генеральная репетиция», «идет концерт» и другие, в процессе которых идет активная подготовка именно к сценическим концертным выступлениям перед публикой. И перед коллективом в целом и перед каждым отдельным певцом стоит задача представить ситуацию выступления, преодоления страха сцены, если он есть. Ведь так важно понять, что хор — это команда, когда все вместе, один за всех, именно так и происходит формирование чувства долга, ответственности за общий результат, когда нельзя подвести друзей.
Подводя итог, следует отметить, что именно игровое распевание является наиболее эффективным методом для вовлечения детей дошкольного возраста в активную вокально-хоровую деятельность. Метод позволяет сделать хоровые занятия динамичными, интересными, продуктивными и результативными.
Таким образом создается прочный фундамент для формирования дружного, активного, веселого, творческого и поющего хорового коллектива.
|