Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Игровое распевание как эффективный метод вовлечения детей дошкольного возраста в активную вокально-хоровую деятельность»
Занятия по Музыке
Автор: Храпкова Анна Константиновна   
15.12.2025 20:07

«Игровое распевание как эффективный метод вовлечения детей дошкольного возраста в активную вокально-хоровую деятельность»«Игровое распевание как эффективный метод вовлечения детей дошкольного возраста в активную вокально-хоровую деятельность»

Методическая разработка

Автор: педагог дополнительного образования Храпкова Анна Константиновна ГБУ ДО ДДТ Курортного района Санкт-Петербурга «На реке Сестре»

Каждый новый учебный год в любом хоровом коллективе начинается одинаково: в хор приходят малыши 5-6 лет, "подготовишки", как их ласково называют. Многие из них уже спели на предварительном прослушивании любимую песенку, прохлопали ритмический рисунок, ответили на вопросы и с радостью готовы погрузиться в мир музыки. И перед педагогом встает сложная задача: как заинтересовать, чем увлечь юных певцов, как построить занятие и какие применить методы, чтобы они полюбили это прекрасное занятие: пение в хоре. Ведь именно на начальном этапе важен каждый шаг, каждое слово поддержки, даже каждая улыбка. Особенно важно создать доброжелательную атмосферу, ситуацию успеха, вызвать и сохранить интерес к занятиям, дать ребенку право на ошибку и время на ее исправление. Все это — кропотливый труд педагога, требующий огромного терпения, профессионализма, любви к музыке и детям.

 

На занятиях с малышами первого года обучения многие озвученные выше вопросы поможет решить метод так называемого "игрового распевания".

Целью этого метода является приобщение малышей к вокальному исполнению посредством игровой коллективной деятельности.

Задачи, которые с его помощью предстоит решить:

  • развитие навыков правильного певческого дыхания
  • преодоление логопедических проблем и дикционных трудностей в процессе работы над музыкальным материалом
  • развитие голосообразующего аппарата
  • вовлечение в активную исполнительскую деятельность с помощью игры на шумовых инструментах
  • работа над артистизмом и эмоциональностью исполнения
  • знакомство с хоровой сценической культурой.

Цель и задачи вытекают из содержания самого термина "вокально-хоровая деятельность".

Давно доказано, что основная деятельность детей дошкольного возраста — это игра. Так же следует учитывать особенности современных детей: повышенные психо-эмоциональная и физическая активность, так называемое "клиповое мышление", быстрая утомляемость без смены деятельности, логопедические проблемы, проблемы социализации, СДВГ и другие.

Если говорить о постепенном вовлечении малышей в вокально — хоровую деятельность, каждая музыкальная игра должна быть направлена на решение конкретных задач.

Давайте рассмотрим каждое направление подробно:

  • игры на приобретение и совершенствование навыков вокального дыхания — это всевозможные дыхательные упражнения, на начальном этапе без вокализации, но для малышей обязательно с включением образности: вдыхаем аромат розы, шипим как змея, задуваем свечку и другие;
  • игры, направленные на активизацию, а в определенных случаях и исправлению работы артикуляционного аппарата и дикции: набор слогов, скороговорки, сначала в медленном темпе, затем с ускорением, с движением руками ( «часы стучат тик-так, тик-так часы стучат прибавьте шаг»), с изменением динамики (уменьшение звука при ускорении). Все скороговорки сразу исполняются на простые мелодии-попевки, с использованием двух-трех звуков, то есть работаем над артикуляцией, преодолеваем дикционные трудности и распеваемся одновременно;
  • игры на развитие голосообразующего аппарата и расширение диапазона певческого голоса — это веселые, интересные детские распевки, с показом ручными знаками штрихов, динамики, которые исполняются с повышением /понижением по полутонам;
  • игры на совершенствование и закрепление навыков правильной интонации, на развитие музыкального слуха, правильного взаимодействия слуха и голосового аппарата. Это интонирование восходящих и нисходящих простейших мелодий, интересных попевок, интервалов, удержание мелодии на одной ноте, смена тональности с голоса, игры «интонационный дирижер», «эхо» и другие. Для активизации музыкально-слуховой и интонационной деятельности все упражнения исполняются без сопровождения инструмента, а"capella;
  • игры на развитие музыкальной памяти включают в себя запоминание и воспроизведение исполненной голосом или на инструменте мелодии, повторение отрывка из детской песни, со сменой лада или в заданной тональности, с сохранением движения мелодии, текста и ритмического рисунка;
  • игры, связанные с изучением, запоминанием и умением применять в практической деятельности музыкальные термины (staccato, legato, p, f, мажор, минор и др.) — все на основе песенного материала, то есть в процессе игрового распевания поем все время;
  • игры на развитие чувства ритма (с любым возможным акцентированием долей: слабая и сильная, музыка быстрая и медленная), любимая детьми игра «ритмический дирижер», «топни нога», ритмические викторины с делением на команды, к примеру, игра «испорченный телефон»;
  • игры с шумовыми инструментами особенно нравятся малышам, поскольку мы понимаем, что не все смогут сразу заиграть к примеру, на рояле, скрипке, флейте, а шумовые инструменты — это то, что просто, доступно, при этом эффектно, дает огромное поле для творчества без страха ошибиться, формирует уверенность в себе, возможность справиться с многозадачностью, когда ребенок поет и играет одновременно;
  • игры на развитие эмоциональности исполнения, театрализация, артистичность — это практически школа начинающего артиста, где возможно научиться переживать вместе с музыкой, выражать и показывать на сцене любые эмоции в процессе исполнения песенного материала различного характера;
  • игры — перевоплощение, когда малыши примеряют на себя роль дирижера – «я дирижер», или зрителя – «я зритель». В процессе таких игр активизируется внимание и формируется критическое мышление. Выступающие в роли дирижера или зрителя хвалят, исправляют ошибки, говорят, что понравилось в исполнении, кто был самый эмоциональный, самый артистичный, делают замечания или аплодируют друзьям-исполнителям. Замечая чужие ошибки, дети в дальнейшем очень стараются не повторять их сами;
  • игры на развитие творческого мышления, к примеру, игра «я композитор», когда ставится задача сочинить песенку с определенным характером (грустную или веселую), в определенном темпе (быструю или медленную), в определенной динамике (тихую или громкую). Игра «композитор уснул» (необходимо досочинить заданную мелодию, которую он недописал), придумать мелодию на заданный простой текст, игра-разучивание с хором собственного сочинения, игра «оркестровка» (раздача шумовых инструментов, самостоятельный их выбор в соответствии с характером сочинения -создание акцентов с помощью ударных (ложек, бубнов, трещоток и др.), или образа (треугольник, чаймс, палка дождя и др.);
  • игры — знакомство с хоровой сценической культурой. К примеру, игры «генеральная репетиция», «идет концерт» и другие, в процессе которых идет активная подготовка именно к сценическим концертным выступлениям перед публикой. И перед коллективом в целом и перед каждым отдельным певцом стоит задача представить ситуацию выступления, преодоления страха сцены, если он есть. Ведь так важно понять, что хор — это команда, когда все вместе, один за всех, именно так и происходит формирование чувства долга, ответственности за общий результат, когда нельзя подвести друзей.

Подводя итог, следует отметить, что именно игровое распевание является наиболее эффективным методом для вовлечения детей дошкольного возраста в активную вокально-хоровую деятельность. Метод позволяет сделать хоровые занятия динамичными, интересными, продуктивными и результативными.

Таким образом создается прочный фундамент для формирования дружного, активного, веселого, творческого и поющего хорового коллектива.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год