Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия по Музыке
Автор: Медведева Надежда ФедоровнаЧернявская Анастасия Игоревна Чеченева Оксана Александровна   
13.12.2025 20:09

ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Чеченева Оксана Александровна, музыкальный руководитель
  • Медведева Надежда Федоровна, учитель-логопед
  • Чернявская Анастасия Игоревна, Инструктор по физической культуре

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородского района Белгородской области»

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".

 

(Л. Н. Толстой)

Цель позитивной социализации дошкольников – формирование у детей эмоционального благополучия, положительного отношения к окружающим и коммуникативной компетентности.

Задачи:

  • развитие социальных навыков,
  • умения взаимодействовать в группе, проявлять эмпатию и уважать других через знакомство с музыкой как видом искусства,
  • умение участвовать в совместной музыкальной деятельности.

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности. И в этом возрасте ребёнокначинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного членаобщества…» (И. С. Кон), а значит, он вовлекается в процесс социализации. Что же такое «социализация».

  1. Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
  2. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
  3. Социализация с точки зрения педагогики – это организация особым образом образовательного процесса, в ходе которого ребенок целенаправленно усваивает опыт культуры, систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности, осваивает свой путь вхождения в общество, или овладевает ключевыми компетентностями.

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

Отечественный педагог С. И. Гессен, выделяет три ступени социализации личности:

  • Первая ступень – дошкольный период, где социализация происходит преимущественно с помощью игровой формы;
  • Вторая ступень – период, когда ребенок активно познает окружающий мир, его законы и правила;
  • Третья ступень – заключительный этап, период самообразования, внешкольного и университетского образования.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста играет важную роль в их развитии и формировании личности. Один из способов достичь этой цели ˗ это занятия музыкальной деятельностью. Многие современные ученые и педагоги такие как А.В. Торопова, В.П. Анисимов, Е.Н. Николаева и др. отмечают, что музыка – это необходимое и незаменимое средство социализации детей. Музыкальная деятельность играет неотъемлемую роль в полноценном развитии ребенка в дошкольном возрасте. Она позволяет заложить прочный фундамент для дальнейшего умственного, эмоционального, социального и физического становления личности. Также она способствует развитию у детей таких качеств, как внимание, концентрация, творческое мышление и чувство ритма. Однако, помимо индивидуального развития, музыкальная деятельность также способствует социализации детей. Процесс обучения музыке создает благоприятную атмосферу для общения, взаимодействия и сотрудничества между детьми. Дети учатся слушать друг друга, совместно выполнять музыкальные задания, делиться идеями и поддерживать друг друга.

Пение песен, прослушивание музыки, игры и танцы помогают детям понять музыкальные произведения, разжечь в них любовь к искусству и культуре различных народов, а также получить базовые знания в области музыкального искусства.

На своих занятиях я применяю формы работы, которые направлены на развитие позитивной социализации в процессе музыкальной деятельности:

  • Коллективное пение — побуждает ребёнка к слиянию с коллективом, он прислушивается к пению других детей и ощущает себя частью единого целого.
  • Музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы) — помогают ребёнку преодолеть скованность и неуверенность в себе, вызывают желание взаимодействовать друг с другом, формируя отзывчивость и дружелюбие. Например, «Мишка косолапый» — ходьба на внешней стороне стопы, имитируя медведя, «Петя –петушок» — ходьба с высоким подъемом ног и имитацией пения петушка, «Деревянные куклы» — поочередная смена напряженных и расслабленных поз под музыку. Эти игры развивают чувство ритма, координацию, воображения и умение действовать в коллективе, способствуя позитивной социализации.
  • Игра в оркестре на музыкальных инструментах — воспитывает чувство ответственности и ощущение собственной значимости, что благотворно сказывается на коррекции эмоционально-волевой сферы. У детей формируется умение контролировать себя и прислушиваться к игре других.
  • Тактильный контакт в танце — способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализует социальный климат в детской группе. Например, парные танцы и танцы со сменой партнера «Поссорились, помирились», «Потанцуй со мной дружок». Детям очень нравятся танцевальные игры – превращалки, например, «Зеркало» или «Обезьянки», «Чудо-юдо», «Мокрые котята», «Снеговик».
  • Музыкальные коммуникативные игры — направлены на развитие динамической стороны общения, инициативности, позитивного самоощущения, уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия. Например, игры «Музыкальный круг», «Музыкальный зонтик» — направлены на работу в команде, слушать и выполнять задания. «Лавата» — игра с элементами танцев, где дети меняются партнерами, чтобы наладить дружеские контакты.

Каждая музыкальная игра, танец и хоровод имеют образовательное значение, помогая мне, как педагогу научить детей воспринимать музыку, передавать ее эмоции и особенности, а также развивать их музыкально-творческие способности. В процессе коллективных занятий, творческих заданий и импровизаций дети учатся проявлять инициативу, самостоятельность, а также умение взаимодействовать со сверстниками. Музыкальная деятельность требует от детей активности, находчивости и решительности, а музыка, которая сопровождает занятия повышает энергию детей, развивает ритмичность и координацию.

Результатом музыкальных занятий становятся развлечения: тематические вечера, утренники, викторины, квесты. Все эти мероприятия, играют важную роль в позитивной социализации ребенка. Например, утренники в честь Праздника Осени, Нового года, Дня защитника Отечества, Международного женского дня, Дня Победы и так далее.

Благодаря музыкальной деятельности дети учатся работать в коллективе, учитывать мнение других, совместно принимать решения и решать проблемы. Они учатся быть терпимыми, уважать различия и находить общий язык с другими детьми. Все это формирует у детей навыки коммуникации и социальной адаптации, которые пригодятся им в будущем.

Кроме того, музыкальная деятельность способствует развитию эмоционального интеллекта детей. Они учатся выражать свои чувства и эмоции через музыку, понимать и воспринимать чувства других людей. Таким образом, музыкальная деятельность является отличным инструментом для позитивной социализации дошкольников. Поэтому важно поощрять детей заниматься музыкой и создавать для них условия для развития их социальных навыков.

Список литературы:

  1. Олейник, М.А. Проблемы музыкальной коммуникации в современной культуре / М.А. Олейник // Философия и общество. – 2009. – № 1. – С. 167-173.
  2. Понамарева, Е.В. Возможности музыкально-образовательного пространства детского сада в развитии социальных эмоций дошкольников // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (4-6 декабря 2013 г.). – Ч.1. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 33-43
  3. Ступакова, Л.В. Социальная направленность работы дошкольного образовательного учреждения / Л.В. Ступакова, М.Д. Масанова // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 417-420. — URL https: //moluch. ru/archive/69/11806/ (дата обращения: 10. 07. 2024).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год