| ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
| Занятия по Музыке | |
| Автор: Медведева Надежда ФедоровнаЧернявская Анастасия Игоревна Чеченева Оксана Александровна | |
| 13.12.2025 20:09 | |
|
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородского района Белгородской области» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".
(Л. Н. Толстой) Цель позитивной социализации дошкольников – формирование у детей эмоционального благополучия, положительного отношения к окружающим и коммуникативной компетентности. Задачи:
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности. И в этом возрасте ребёнокначинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного членаобщества…» (И. С. Кон), а значит, он вовлекается в процесс социализации. Что же такое «социализация».
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Отечественный педагог С. И. Гессен, выделяет три ступени социализации личности:
Позитивная социализация детей дошкольного возраста играет важную роль в их развитии и формировании личности. Один из способов достичь этой цели ˗ это занятия музыкальной деятельностью. Многие современные ученые и педагоги такие как А.В. Торопова, В.П. Анисимов, Е.Н. Николаева и др. отмечают, что музыка – это необходимое и незаменимое средство социализации детей. Музыкальная деятельность играет неотъемлемую роль в полноценном развитии ребенка в дошкольном возрасте. Она позволяет заложить прочный фундамент для дальнейшего умственного, эмоционального, социального и физического становления личности. Также она способствует развитию у детей таких качеств, как внимание, концентрация, творческое мышление и чувство ритма. Однако, помимо индивидуального развития, музыкальная деятельность также способствует социализации детей. Процесс обучения музыке создает благоприятную атмосферу для общения, взаимодействия и сотрудничества между детьми. Дети учатся слушать друг друга, совместно выполнять музыкальные задания, делиться идеями и поддерживать друг друга. Пение песен, прослушивание музыки, игры и танцы помогают детям понять музыкальные произведения, разжечь в них любовь к искусству и культуре различных народов, а также получить базовые знания в области музыкального искусства. На своих занятиях я применяю формы работы, которые направлены на развитие позитивной социализации в процессе музыкальной деятельности:
Каждая музыкальная игра, танец и хоровод имеют образовательное значение, помогая мне, как педагогу научить детей воспринимать музыку, передавать ее эмоции и особенности, а также развивать их музыкально-творческие способности. В процессе коллективных занятий, творческих заданий и импровизаций дети учатся проявлять инициативу, самостоятельность, а также умение взаимодействовать со сверстниками. Музыкальная деятельность требует от детей активности, находчивости и решительности, а музыка, которая сопровождает занятия повышает энергию детей, развивает ритмичность и координацию. Результатом музыкальных занятий становятся развлечения: тематические вечера, утренники, викторины, квесты. Все эти мероприятия, играют важную роль в позитивной социализации ребенка. Например, утренники в честь Праздника Осени, Нового года, Дня защитника Отечества, Международного женского дня, Дня Победы и так далее. Благодаря музыкальной деятельности дети учатся работать в коллективе, учитывать мнение других, совместно принимать решения и решать проблемы. Они учатся быть терпимыми, уважать различия и находить общий язык с другими детьми. Все это формирует у детей навыки коммуникации и социальной адаптации, которые пригодятся им в будущем. Кроме того, музыкальная деятельность способствует развитию эмоционального интеллекта детей. Они учатся выражать свои чувства и эмоции через музыку, понимать и воспринимать чувства других людей. Таким образом, музыкальная деятельность является отличным инструментом для позитивной социализации дошкольников. Поэтому важно поощрять детей заниматься музыкой и создавать для них условия для развития их социальных навыков. Список литературы:
|



ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ










