Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Слушание музыкального произведения «Одинокий пастух» (в исполнении оркестра под управлением Джеймса Ласта). |
Занятия по Музыке | |
Автор: Мошкова Елена Сергеевна Лущикова Наталия Борисовна | |
03.01.2025 20:25 | |
Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Слушание музыкального произведения «Одинокий пастух» (в исполнении оркестра под управлением Джеймса Ласта).
ГБОУ Вешняковская школа, город Москва Воспитатели высшей квалификационной категории Задачи:
1 этап: вступительная беседа.
Воспитатель: «Ребята, давайте представим себе, что мы с вами оказались в деревне. Раннее утро. Всё вокруг ещё спит: и солнце, и птицы, и цветы. Но уже не спит молодой пастух. Он просыпается до восхода солнца, собирает в свою пастушью сумку нехитрую еду, берёт рожок, дудочку, кнут и отправляется выгонять коров на пастбище с сочной, зелёной травой. Пастух трубит в рожок, собирая всех деревенских коров в стадо. Коровы пасутся на лугу, щиплют травку, а пастух, устроившись поудобнее на каком-нибудь пригорке, достаёт свою дудочку н начинает играть задумчивую, тихую мелодию. Вокруг тишина, всё находится в ожидании чего-то необычного. Но вдруг из-за горизонта показываются первые лучи солнца, которые озаряют ярким светом и пастбище, где гуляют коровы, и леса, и поля. Всё вокруг оживает: просыпаются цветы и тянутся своими лепестками к солнечному свету, просыпаются птицы и начинают петь восходящему солнцу свои прекрасные песни. Всё ликует и радуется рождению нового дня. Одинокий пастух также с волнением ожидал восхода солнца и теперь радуется новому дню, играя громче на своей дудочке спокойную, мечтательную мелодию. А теперь, ребята, мы с вами послушаем, как об этом рассказано в музыкальном произведении, которое называется «Одинокий пастух». Послушайте, пожалуйста». 2 этап: беседа после прослушивания музыкального произве-дения «Одинокий пастух». Воспитатель: «Ребята, сейчас мы с вами прослушали музыкальное про-изведение. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, какое настроение у этой музыки? Какая она?» Ответы детей: нежная торжественная задумчивая ликующая романтическая радостная мечтательная успокаивающая волнующая трепетная Воспитатель: «Ребята, скажите, пожалуйста, о чём эта музыка?» Ответы детей: «Эта музыка о том, как пастух рано утром пасёт коров, играет на дудочке нежную мелодию и первым встречает восход солнца. "Совершенно верно, и поэтому у музыки такое настроение: она задумчивая, нежная, мечтательная, романтическая, волнующая, трепетная, торжественная, ликующая, радостная, успокаивающая». Педагог ведёт обсуждение с детьми средств музыкальной выразительности в данном музыкальном произведении. «Ребята, как вы думаете, какой темп у этой музыки: быстрый или мед-ленный? Правильно, молодцы, эта музыка медленная, потому что она задумчивая, мечтательная, трепетная, нежная, успокаивающая. Ребята, чтобы получилась такая прекрасная музыка необходимо, чтобы её играли на разных музыкальных инструментах. Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?». Ответы детей: «Мы слышим скрипку, барабан, бубен, гитару, флейту, тру-бу». Воспитатель: «Ребята, а какие звуки мы слышали в этом музыкальном произведении: длинные или короткие звуки? (Ответы детей). Да, верно, мы слышали и длинные звуки, которые передавали спокойствие, торжественность (момент восхода солнца) и короткие, прерывистые звуки, которые передавали нам момент ожидания, напряжённости (перед восходом солнца, всё вокруг в ожидании чего-то необыкновенного). Ребята, скажите, пожалуйста, музыка, которую мы прослушали, была ти-хая или громкая? (Ответы детей). Молодцы, вы очень внимательно слушали и заметили, что сначала музыка была тихая, задумчивая, мечтательная, нежная, романтическая, трепетная (это до того, как проснулось солнце), а потом, когда начался восход солнца, музыка стала звучать громче: торжественно, радостно, ликующе, потому что и пастух, и цветы, и птицы — всё радуется началу нового дня, все приветствуют восход солнца. И в конце музыка опять стала тихой, успокаивающей: одинокий пастух играет свою задумчивую мелодию на дудочке, перекликаются птицы — начался новый день, всё пошло своим чередом". 3 этап: работа над углублением понимания образа. Воспитатель: "Ребята, давайте с вами попробуем изобразить на бумаге с помощью красок настроение музыкального произведения "Одинокий пастух". Вы можете использовать любые понравившиеся цвета красок и располагать их на листе свободно, как вам нравится". После того, как дети закончат рисовать, организуется выставка детских работ. Педагог вместе с детьми рассматривает и обсуждает их работы, что и какой краской они передали в своём рисунке, интересуется, кому, чья работа понравилась и почему.
|