Мастер-класс для педагогов: «Изготовление и использование нетрадиционного материала в виде шумовых музыкальных инструментов с дошкольниками» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Провоторова Людмила Михайловна | |||
03.01.2025 20:09 | |||
Мастер-класс для педагогов: «Изготовление и использование нетрадиционного материала в виде шумовых музыкальных инструментов с дошкольниками» Музыкальный руководитель Провоторова Л. М. МБУ д/с №162 «Олимпия» г. Тольятти Цель мастер – класса: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе передачи опыта работы музыкального руководителя и воспитателя по изготовлению и использованию нетрадиционного оборудования в видешумовых музыкальных инструментов с дошкольниками. Задачи:
Необходимый материал для работы: ножницы, точилка, шило, клей, скотч, цветная бумага, крупа, бросовый материал: пластмассовые яйца от киндер- сюрпризов, суши палки, пластмассовые вёдра от майонеза, и. т. д
Предварительная работа педагогов:
Ожидаемые результаты:
Теоретический этап: Выступление-презентация педагога по теме: «Актуальность нестандартного оборудования в виде музыкальных шумовых инструментов». Практический этап:
Ход мастер-класса Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в этом зале. Надеюсь, что сегодня мы с вами проведём время с пользой. Нужно ли тратить драгоценное время, на изготовление шумовых инструментов своими руками, когда можно приобрести готовые – современные, яркие, разные? Тем более, сейчас их ассортимент в магазинах очень большой. Из совместного опыта работымузыкального руководителя и педагога в группе для детей с ЗПР, стало ясно, что изготавливатьшумовые инструменты своими руками необходимо. Во время самостоятельной деятельности в группе, воспитанники стали редко использовать инструменты из музыкального уголка. И нашей задачей сталонайти способ, как вызвать интерес у воспитанников к шумовым музыкальным инструментам. В группе для детей с ЗПР была организована работа с педагогами, детьми и родителями по изготовлению музыкальных шумовых инструментов. Сколько выдумки и фантазии было вложено в эту работуи родителями и детьми, при изготовлении шумовых музыкальных инструментов из различных материалов. Воспитанникам группы для детей с ЗПР, очень понравились такие инструменты, потому что они были выполнены из очень необычных, ярких, оригинальных материалов: бумаги, пластиковых стаканчиков, одноразовых ложек, киндер-сюрпризы, пластиковые ведерки, палочки для суши и т.д. Звучание каждого инструмента, сделанного своими руками, заставляет ребёнка по-новому услышать мир звуков. Каждый звук, извлечённый на инструменте, может стать музыкой, надо только настроить ребенка, чтобы он эти звуки услышал. Фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки: «Марш ореховых скорлупок», «Полька разноцветных карандашей». Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Использование самодельных шумовых инструментовпримузицировании позволяет ребёнку сочетать игру с пением и с движениями, способствует развитию двигательной активности и чувства ритма. А еслиу ребенка вызывает затруднение управлять темпом ритмом, страдают все компоненты речевой деятельности: звукопроизношение, интонирование, нарушение фонематических процессов. Использование музыкальных шумовых инструментов развивает чувство ритма и способствует развитию речи, помогает лёгкому запоминанию стихотворений, и способствует повышениюи развитию интеллектуальных способностей ребёнка. В своей работе мы используем одну из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами — рассказывание сказок – шумелок. Озвучивание на музыкальных шумовых инструментах сказок, открывает увлекательный мир музыкального творчества для воспитанников. Благодаря использованию инструментов содержание становится более интересным и ярким. Уважаемые коллеги, предлагаем вам с помощью наших самодельных инструментов озвучить сказку. (Ведущий предлагает педагогам выбрать инструменты и даёт время проверить звучание.) Ябуду показывать жестами вступление каждого инструмента. «Трусливый заяц» Заяц- барабан, Ежик- шуршалка (разрезаннаяпластиковая бутылка) Дятел- (скорлупки грецких орехов) Ветер- лист бумаги Сова –трещотки (диски) Гром- (тарелки) Шум дождя- (ключи на вешалке) Лягушка- (ксилофон из карандашей) Жил – был в лесу заяц – трусишка. Вышел однажды заяц из дома (барабан). Ёжик в кустах вдруг как зашуршит. (шуршит разрезанная пластиковая бутылка) Испугался заяц, и бежать. (барабанит палочками по барабану) Бежал. бежал и присел на пенёк отдохнуть, А дятел на сосне как застучит (скорлупки орехов) Бросился заяц бежать (барабан) Бежал. Бежал, забежал в самую чащу, А там сова крыльями как захлопает (трещотки Диски) Побежал заяц из леса в поле (барабан) Но вдруг налетел ветер (дует на лист бумаги) Раздался гром, прямо над головой бедного зайца (гремелка — тарелки) Полил сильный дождь (шум дождя -ключи на вешалке) Заяц от страха забился под лист лопуха Дождь быстро закончился (шум дождя- ключи на вешалке) Заяц что есть силы помчался к реке (барабан) А на берегу речки лягушка сидела (гусли из карандашей) Увидела она зайца и прыгнула в воду Обрадовался заяц, что лягушка его испугалась, и смело поскакал обратно в лес (барабан) Основная часть мастер – класса Уважаемые коллеги, предлагаю Вам занять места за столиками, и внимательно изучить инструкцию по изготовлению музыкальных инструментов. Сегодня мы изготовим 5 музыкальных шумовых инструментов: погремушка, трещотка, маракас, барабан, бубенцы. «Погремушка» Для изготовления потребуется: пластмассовые яйцо от киндер-сюрприза, ложки одноразовые 2 шт, цветной скотч, крупа. Ход работы: заполнить яйцо от киндера- сюрприза крупой (можно гречкой, пшеном). Ложками обхватить яйцо киндера-сюрприза и закрепить скотчем. Можно украсить цветной лентой или бантиком. «Трещотки» Для изготовления потребуется: прищепки, бусы или пуговицы, верёвка или леска. Ход работы: На верёвку собрать прищепки, с пуговицами, концы можно закрепить пуговицами большего размера, сделав узел. «Маракасы» Для изготовления потребуется: отрезанные части пластиковой бутылки 1 л, можно и 1,5 л, крупа или бусы, полоски бумаги цветной, клей, ножницы, скотч. Ход работы: отрезные части бутылки (донышко 8см и верхнюю часть от горлышка бутылки (10 см) соединить скотчем. На шов приклеить яркую полоску из цветной бумаги с небольшими фигурками. Засыпать крупой бутылочку и закрыть крышкой. «Барабан с палочками» Для изготовления потребуется: Ведро отмайонеза с крышкой, суши – палочки, цветная бумага, скотч двусторонний, ножницы, футляр от бахил или от киндера. Дополнительные материалы: точилка, шило Ход работы: банку обклеить цветной бумагой, у палочек точилкой заточить один конец, а у киндера-сюрприза или (футляра от бахил), сделать с помощью шила отверстие. Палочки декорировать цветным скотчем. «Бубенцы» Для изготовления потребуется: крышки от минералки с отверстием, проволка (диаметр 2- 2,5 мм), 2 футляра от ручек шариковых, скрепка, верёвка, двусторонний скотч. Ход работы: вдеть на проволокукрышки от минералкии концы вставить в футляр от ручек. Закрепить другие два отверстия скрепкой. Полоски двустороннего скотча приклеить на ручки и верёвкой обмотать ручки, спрятав концы внутрь. Уважаемые коллеги, наши инструменты готовы, и мы сейчас их испытаем. Сейчас прозвучит музыка и каждый раз по показу дирижёра – будут звучать ваши музыкальные инструменты. «Музыканты мы сейчас» Музыка Г. Вихарёвой 1. Посмотрите – ка на нас, Музыканты мы сейчас. Инструменты вот у нас, Вот – они какие! (играют все инструменты) 2. Посмотрите – ка на нас, Музыканты мы сейчас. Барабаны взяли, Громко заиграли! (играют барабаны) 3. Посмотрите – ка на нас Музыканты мы сейчас, Мы шумелки взяли Звонко заиграли! (играют маракасы, погремушка, трещотка, бубенцы) 4. Посмотрите – ка на нас, Музыканты мы сейчас, Дружно с музыкой живём, Никогда, не устаём! (играют все инструменты) Молодцы! Артисты кланяются, и получают аплодисменты! Рефлексия И в конце мне хотелось, узнать, понравилось ли вам сегодня на нашем мастер-классе? Получили вы новую информацию и сможете ли вы полученные знания применять в своей работе? (Ответы педагогов). Желаю вам творческих успехов! Спасибо за внимание! Список литературы:
|