«Развитие музыкальных способностей и творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Сорокина Ксения Сергеевна Сотник Оксана Николаевна Роговец Виктория Петровна | |||
31.12.2024 15:06 | |||
«Развитие музыкальных способностей и творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование» «Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом». Т. Э. Тютюнникова. Дошкольный возраст – это возраст, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одарённых, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребёнка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. Музыкально-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Актуальность. В последнее время в жизни нашего государства произошли значительные изменения, что вызвало необходимость в людях, обладающих инициативой и способных мыслить нестандартно. Готовой к творческой активности и умеющей генерировать креативные идеи в своей деятельности. В связи с этим работа музыкальных руководителей в дошкольных образовательных учреждениях на нынешнем этапе приобретает новое содержание – воспитание человека, способного к самостоятельному творчеству, активной и исследовательской личности.
Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности. Задача:
Новизна данной темы заключается в следующем:
Синтез искусств: Элементарное музицирование может быть интегрировано с другими видами искусства, такими как театр, танец и изобразительное искусство. Адаптация к современным условиям: В условиях быстрого изменения общества и технологий, данный подход адаптируется к новым вызовам, обеспечивая детей навыками, необходимыми для успешной адаптации в будущем; Основными видами деятельности творческого музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация. На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический подход. Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты). Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела (хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т. д). Позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Но самое основное, это то, что звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека. (пример видео обзор) 1. Давайте познакомимся и поздороваемся. «Представься по имени» (каждый по цепочке прохлопывает своё имя. Вся группа следом проговаривает это имя ласково, сопровождая шлепками по передней части бёдер: Один. «Ка-тя» – (хлопки) Все. «Ка-тень-ка (шлепки по коленям), и.т. д. 2. Игра «Сороконожка» Идут друг за другом змейкой. Топают все ножки У сороконожки Ножка, ножка, попляши, Своё имя расскажи – (останавливаются и первая проговаривает свое имя с интонацией движением ног. И так далее по очереди. В конце все произносят своё имя с движением ног.) 3. Музицирование с инструментами. Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления, когда происходит перенос природных (дождь, буря) и бытовых звучаний (часы) на инструмент. Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных.). Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. 4. Поем молча (участвуют зеленые нотки) Упражнение «Испорченная пластинка» Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками Четная строка поется вслух, нечетная про себя. В траве сидел кузнечик, (вслух) В траве сидел кузнечик, (про себя) Совсем как огуречик (вслух) Зелененький он был. (про себя) Представьте себе, представьте себе (вслух) Совсем как огуречик. (про себя) Представьте себе, представьте себе (вслух) Зелененький он был. (про себя) Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей. Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Вывод. Развитие музыкальных способностей и творческого мышления у дошкольников через элементарное музицирование представляет собой важный и актуальный аспект образовательной практики. Данный подход отличается новаторским взглядом на музыкальное образование, предлагая детям не просто слушать и повторять готовые композиции, но активно участвовать в создании музыки, экспериментируя с простыми инструментами и голосом. Кроме того, индивидуальный подход, предлагаемый программой элементарного музицирования, позволяет учитывать особенности каждого ребенка, помогая ему раскрыть свои таланты и найти собственный музыкальный стиль. Интеграция современных технологий и синтез разных видов искусства делают процесс обучения более интересным и доступным, способствуя всестороннему развитию детей.
|