Формирование социокультурных ценностей дошкольников через ознакомление с музыкальной культурой народов России. |
Занятия по Музыке | |
Автор: Романюк Татьяна Александровна | |
24.12.2024 13:56 | |
Формирование социокультурных ценностей дошкольников через ознакомление с музыкальной культурой народов России. Романюк Татьяна Александровна Музыкальный руководитель МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 44 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Предназначены для музыкальных руководителей и педагогов для организации по формированию социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста в образовательных организациях и в консультационной работе с родителями. Рекомендации содержат направления и методику работы по формированию эстетической культуры средствами русской народной музыкальной культуры в дошкольных образовательных организациях, по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной музыкальной культуре. Цели предлагаемых методических рекомендаций оказать методическую помощь педагогам-практикам, по вопросам формирования эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной музыкальной культуры, составить цикл мероприятий, направленных на её формирование.
Рекомендации составлены на основе практического опыта, полученного при проведении экспериментальной работы в рамках написания выпускной бакалаврской квалификационной работы, музыкального руководителя МДОУ № 49 города Североморска, Мурманской области, (1 квалификационная категория), студентки 4 курса психолого-педагогический института кафедры педагогики «Мурманского арктического государственного университета», направление подготовки — педагогическое образование, профиль — дошкольное образование. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На современном этапе развития отечественной системы образования актуальным становятся вопросы обновления воспитательного процесса на основе отечественных традиций, что нашло отражение в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29. 05. 2015 № 996-р, в котором утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Стратегия определяет приоритетной задачей воспитания в Российской Федерации — развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. Это требует от педагогов, учреждений образования осуществлять духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей за счет:
Также в развитии отечественной системы дошкольного образования важным шагом стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором особое внимание уделено различным формам творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, формирование у него эстетической культуры. Формирование социокультурных ценностей происходит не стихийно, а целенаправленно, в результате проведения продуманной системы эстетического воспитания и образования в детском саду, в семье, в дошкольной организации. На основе анализа научно-методической литературы, рассматривающей вопросы формирования эстетической культуры у дошкольников, эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, можно сказать, что эстетическая культура ребенка дошкольного возраста не может быть определена однозначно. Это не сумма каких-либо качеств и признаков, а динамическое, процессуальное образование, представляющее собой постоянно изменяющуюся и обогащающуюся совокупность эстетических знаний, умений и навыков, эстетической деятельности на основе собственного конкретного жизненного опыта ребенка. Процесс формирования эстетической культуры дошкольника – это целенаправленный педагогический процесс эстетического воздействия на ребенка, включения его в эстетическую деятельность, организуемый педагогом и осуществляемый им совместно с детьми. В своих работах ученые А.И. Бурова, Л.П. Печко, Ю.Н. Петрова отмечали, что эстетическая культура человека есть единство трех составных частей:
Развитию всех компонентов эстетической культуры, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (знакомство с произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развития художественного вкуса. Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народная культура, в которой объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. Сущность развития личности ребенка, по определению Л.С. Выготского, состоит в присвоении им накопленного человеком опыта, как духовного, так и материального. Что заложено в начале жизни, то остаётся навсегда. Поэтому особенно важно напитать душу ребенка высокими ценностями, зародить интерес к истории и культуре своей Родины, своего народа. В народной культуре обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество играет огромную роль в формировании у детей системы ценностей и воспитании культуры чувств. Фольклор – универсальная педагогическая система, в которой собирались и отбирались самим народом самые естественные, органичные, действенные (доказанные тысячелетним жизненным опытом), а значит и самые необходимые «методики», «технологии» воспитания и развития человека, его речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных понятий и знаний. Этот опыт нельзя рассматривать как сумму неких методических приемов, поскольку он обрёл художественную форму. Народная культура и фольклор в процессе нравственного воспитания: Почти все детские сказки нравоучительны. Дидактизм есть и в бытовых, и в сатирических, и в волшебных, и в богатырских сказках. При этом воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. Недаром их называют народной педагогической энциклопедией. Но эта энциклопедия также и художественная, воплощается в образах и сюжетах. Любое нравоучение достигается здесь не назойливой морализацией, а ненавязчиво, как бы само собой. Пословицы, поговорки — учат, наставляют, приобщают к сокровищам народной мудрости, к правилам и моральным нормам «неписанных законов» народной жизни: «Не плюй в колодец, случится напиться»; «Жизнь дана на добрые дела»; «Береги платье снову, а честь смолоду»; «Не смейся над старостью, и сам стар будешь»; «Труд человека кормит, а лень портит»; «И с родной земли – умри, не сходи». Народная культура и фольклор как средство познавательного развития: Знакомясь с русской народной песней, дети не только узнают историю своего народа, они словно проживают её, участвуя в исполнении. Разучивая напевы и слова старинных народных песен, ребята знакомятся и с красотой русского языка, богатством его образов. «Доброе братство сильнее богатства», – так лирическая песня учит любить людей, живущих рядом, помогать им, сочувствовать им, делить с ними горе. Дети знакомятся с русскими народными праздниками и обрядами, многие из которых и по сей день сохранил наш народ, но истоки которых всё–таки порой стали забываться. Именно в поисках этих истоков краеведение и обретает настоящий смысл, возникает интерес к истории своего края, семьи, народным традициям, обрядам, промыслам. Народная культура и фольклор как средство формирования эмоциональной отзывчивости: Русское народное музыкальное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально — положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Произведениям детского фольклора свойственны особые признаки, отграничивающие его от фольклора взрослых: простота конструкций, несложный, но динамично развивающийся сюжет, запоминающиеся образы, несложные синтаксические конструкции, четкий внутренний ритм, звукоподражание. Народная культура и фольклор в деятельностном подходе к воспитанию: Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и.т. п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОО Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста будет успешным при реализации комплекса условий:
Работу необходимо вести по всем направлениям музыкально-эстетического воспитания детей с использованием музыкального материала русской народной культуры:
Восприятие музыки. «Восприятие музыки» — ведущий вид деятельности дошкольников. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней — основная задача музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Накопление слуховых впечатлений – основа для развития исполнительской и творческой деятельности детей дошкольного возраста. В репертуар музыкальных произведений для прослушивания необходимо включать русские народные песни, аудиозаписи с инструментальной и вокальной музыкой в исполнении народных коллективов, фрагменты русской классической музыки 19 века, в которых были использованы русские народные мелодии или их стилистика, русская народная музыка в обработке русских и советских композиторов. В работу по этому разделу необходимо вести по трем познавательным направлениям, каждое из которых имеет свои цели и задачи: 1. Знакомство с жанрами, характером музыки. Необходимо расширить знания и представления о жанрах вокальной и инструментальной музыки. В рассказе о русских народных песнях подчеркнуть связь жанра с укладом жизни, видами деятельности русского крестьянина. Жанр песни связать с её характером, настроением:
Говоря об использовании русской народной песни композиторами-классиками в жанре инструментальной музыки можно вводить понятия «тембр», «оркестр», «имитация звучания», знакомить с музыкальными инструментами. Детям необходимо сравнивались пьесы разных композиторов, определялся характер пьес. 2. Знакомство с формами произведений. Дети определять форму произведений, исходя из смены характера музыки в разных частях пьесы. Во время определения эмоционально-образной характеристики есть возможность обогатить я активный и пассивный словарный запас старших дошкольников. 3. Знакомство со средствами музыкальной выразительности. Необходимо связывать характер и настроение пьесы с этими средствами. Это поможет осознать и воспринять ребёнку музыкальное произведения в целом. Самый основной метод работы – целостное восприятие музыкального произведения. Этот дает педагогу возможность показать постепенное развитие образа, изменение в его настроении. Навыки восприятия музыки закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиям. Например, прослушивание можно сопровождать творческим заданием – изобразить движением музыкальный образ, «озвучить» знакомую музыку игрой на шумовых музыкальных инструментах. Восприятие формируется не только в процессе музыкальных занятий, но и в культурно-досуговой деятельности: на праздниках, во время развлечения, отдыха, спортивных мероприятий, на занятиях в группе. Музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Пение – основной вид музыкальной – исполнительской деятельности детей. Интерес к музыке легко закрепить через активное пение, тем самым развить музыкальные способности, повысить восприимчивость к музыке. Дети в этом возрасте уже могут петь, чисто интонируя мелодию, и способны освоить ряд певческих навыков. Первоосновой является подражательное пение, поэтому ребёнку нужно показывать хорошие образцы пения, продолжать учить слушать, повторять услышанное, исправлять недостатки. В работе с детьми по пению необходимо систематически использовались упражнения на развитие голоса и слуха способствующие становлению голосового аппарата, выработке автоматизированных действий — русские народные песни — заклички (наидревнейший пласт русской музыкальной истории). Тем более что эти короткие песенки — попевки наделены игровым содержанием, что соответствует возрастным особенностям восприятия детей старшего дошкольного возраста. Работа над пением необходимо проводить в три этапа: Первый этап – вступительное слово педагога, художественный показ. В беседе необходимо отметить звуковые особенности песни, высказать свое мнение. Все это завершается коллективным пением. Второй этап – собственно разучивание. Оно начинается с пения вместе с педагогом, обязательно а-капелла. Затем начинается процесс разучивания по фразам. При этом приемы используются разные: петь фразы по — очереди с педагогом, цепочкой, что помогает целостному восприятию. На третьем этапе – работать над выразительностью пения, стоит задача активизировать детей. Использование песенного репертуара на основе русской народной песни с её особенностью – повторяющегося напева и слов способствовало лучшему запоминанию и эмоциональному исполнению. Музыкально-ритмические движения. Работа над обучением ритмике тоже должна быть направлена на развитие музыкального восприятия, на общее двигательное развитие дошкольников, ознакомление с основными движениями русского народного танца, приобретение устойчивого интереса к нему и подчинена общей задаче: подготовить детей физически и психологически к публичному показу танцевальных номеров на утренниках, развлечениях и других мероприятиях. Освоение движений русского народного танца необходимо начинать с подготовительной работы, в которую входят танцевальные шаги, позиции ног, рук, принятые в русском народном танце. Постепенно, одновременно с освоением элементарных шагов необходимо начать изучение лексики народного танца, доступной дошкольникам: Сначала — с простыми, интересными упражнениями, отражающими в движении характер, динамические оттенки музыки – разновидности качаний, пружинные или одиночные полуприседания, притопы простой, и в сочетании с «точкой». На этом этапе осваиваются некоторые фигуры хоровода. При работе над разучиванием более сложных движений необходимо следить за осанкой, координацией движений. Используется наглядный материал. Поскольку безукоризненный практический показ движений педагогом не всегда возможен, будут необходимы подборки видеофрагментов с записью видеоуроков по русскому танцу, выступлений детских хореографических коллективов. Усложнять и добавлять упражнения надо постепенно. Методы и премы могут быть разнообразные и должны быть ориентированы на возможности детей, особенности каждого произведения. Работа совмещается с рассказами о танцевальной культуре прошлых столетий с использованием репродукций, книжных иллюстраций, фотографий и видеофрагментов. Игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле и оркестре – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Она является замечательной формой приобщения детей к совместной, коллективной деятельности со сверстниками — элементарному музицированию, (что является частью содержанием социально-коммуникативной образовательной области по ФГОС ДО). Дети всегда проявляют живой интерес к инструментам, и к своему участию в музицировании. Работа по обучения игре на русских народных шумовых музыкальных инструментах строиться поэтапно: Первый этап «Молчим – слушаем – играем» — ознакомить с приемами игры на инструментах, освоить паузы, потом темпы (сначала быстрый, потом медленный и их различные чередования), после этого — ритмы или разные ритмические рисунки по мере их усложнения. Одновременно происходит освоение приемов игры на этих инструментах. Причем каждое занятие дети должны менять инструменты по своему желанию, с целью освоить несколько инструментов, привлечь внимание к выразительности тембра каждого инструмента, дать почувствовать им выразительные возможности инструмента. Необходимо добиться, чтобы, чтобы процесс чередования тишины и игры стал произвольным. Второй этап «Медленно – быстро» — добиваться ритмического исполнения. Для этого удобно, например, использовать двухчастное произведение, с разными по ритмическому рисунку частями – медленное, мелодичное начало, и ритмичнае, весёлая вторая часть. Постепенно происходит освоение двух контрастных темпов, что создает предпосылки для исполнения разнообразных ритмов. На третьем этапе «Слушаем – играем» учить начинать играть не с начала музыки, а с того момента, где это необходимо по смыслу по подгруппам или индивидуально. Это задание даст воспитанникам важное ощущение игры в оркестре – когда все музыканты играют согласовано, вместе. Участие детей в общей игре станет осмысленным. На этом этапе дети стали получат большое эмоциональное удовольствие от осознания себя частью общего дела – игры в ансамбле. На четвертом этапе «Освоение ритмических рисунков». Этот этап важен для формирования чувства ритма. Необходимо подобрать музыкальные произведения с ярко выраженной сильной долей, и учиться играть её равномерно. Затем можно подключить произведения с совмещением сильной доли и ритмического рисунка, что поможет детям осознать форму построения музыкальной фразы. Обучение игре на детских музыкальных инструментах развивает все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально — слуховые представления и чувство ритма. Музыкальные игры на материале русской народной игры привлекательны и как жанр русского народного устного творчества но и как побудитель двигательной активности детей. Педагогическая ценность игр — это приучение к согласованным действиям и уважительное соблюдение и выполнение всех принятых правил. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов, эмоционально раскрепощает и снимает у детей старшего дошкольного возраста психологическое напряжение. Музыкальные игры, а точнее русские народные игры с пением проводятся на каждом музыкальном занятии, используются на прогулке, в свободное время в группе и в музыкально-досуговой деятельности. Разучивание игр происходит по-разному: Сначала разучивается песня, обсуждается характер, строение, содержание описанных в песне событий. Потом игра проводиться с детьми по показу воспитателя, а только потом, уже в разученную игру дети игрют самостоятельно. Если игра с песней проста и не трудна для запоминания, то знакомство с песней проходит сразу во время игры. Во всех играх дети проявляют инициативу, с удовольствием исполняют роль водящего, эмоционально исполняют песню, следят за выполнением правил, что помогает формировать самоконтроль. Желание непременно быть водящим, практически всех детей влечет за собой необходимость разучивания считалок. Подбирая игровой репертуар, необходимо учитывать годовое тематическое планирование воспитания, поскольку многие игры – календарные, отражают повседневную жизнь русского человека, содержат информацию о приметах времен года, об элементах сезонного труда и быта, имитируют занятия взрослых, сопровождают обрядовые праздники, посвящены циклам земледельческого календаря. Музыкально-досуговая деятельность. Народный праздник – веками отработанный способ единения людей в коллективном сопереживании событий. Здесь нет деления на исполнителей и зрителей-потребителей. Праздник, как и игра, для ребенка – способ познания окружающего мира во всей его многогранности, духовности. Он с удовольствием становится соучастником событий, праздничных действий. И задачей педагога становиться укрепление положительных перспектив на формирование эстетической культуры. В процессе подготовки к праздникам как и в самом праздничном действе необходимо приложить усилия для помощи детям творчески проявить себя, приобщиться к радости коллективного сотворчества. Начинать надо с с общего знакомства с праздником и традициями, связанными с ним. Выбрать музыкальный, танцевальный репертуар, игры подвижные с пением в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными способностями детей. Можно изготовить элементы костюмов, реквизит, декорации. На праздниках используются русские народные песни, хороводы, пляски, подвижные игры с пением. Эмоциональный отклик детей на празднике достаточно силен, чтобы в этот вид деятельности использовать для его воспитания, формирования эстетической культуры. Развлечения влияют на познавательное развитие старших дошкольников. Они знакомятся с историей праздника, песнями, танцами, украшениям. В процессе подготовки к празднику изменяется ценностное отношения к себе, другим детям, окружающим взрослым людям, обогащается опыт творческой деятельности в использовании различных средств организации праздника, увеличивает самостоятельность, ответственность. Организация предметно-пространственной развивающей среды группы и музыкального зала с учетом русских национально-культурных традиций Окружающие детей предметы могут оказывать огромное влияние на формирование эстетической культуры ребёнка. Погрузить его в атмосферу настоящей, живой русской культуры – задача, которая была выполнена совместно с педагогами группы. Создание среды, наполненной предметами – носителями русской традиций, образцами русского народного искусства, русской старины, это необходимое условие формирования эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста, а также национального самосознания, необходимого для полноценного развития личности. Начните работу с оснащения тематических уголков в группе. Это могут быть меняющиеся по месяцам мини-выставки на такие темы как: «Русские народные музыкальные инструменты», «Русская матрёшка», « «Народная игрушка» с образцами игрушек различных народных промыслов: дымковской глиняной игрушки, филимоновской глиняной игрушки, богородской резной деревянной игрушки, городецкой деревянной расписной игрушки В группе должен быть оснащен музыкальный уголок с русскими народными музыкальными шумовыми инструментами, для создания возможности самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием, развивать самостоятельную творческую деятельность. Необходимо проводить консультации для педагогов группы о наполняемости музыкальных уголков в группе и использовании музыкальных инструментов в самостоятельной деятельности детей. В процессе формирования эстетической культуры детей важную роль играют наглядные пособия. Они могут быть различными:
Заключение. К концу года дети способны воспринимать различные жанры, имеют любимые песни, пьесы, танцы, игры, обладают музыкальной памятью, певческими навыками, певческим слухом, вокально-слуховой координацией, владеют танцевальными движениями, навыками творческими. Работа, проводимая на материале русской народной музыкальной культуры, способствует повышению мотивации дошкольников. Новизна данной работы в том, что в методической литературе по предлагаемому направлению работы широко и полно освящены процессы формирование музыкальной культуры старших дошкольников. В некоторых программах достаточно полно и разносторонне освящены вопросы ознакомления дошкольников с традициями, обычаями, бытом русского народа, но не рассмотрена взаимосвязь этого процесса с формированием эстетической культуры дошкольника.
|