Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс «Диатонические колокольчики: методика исполнения по цветным партитурам»
Занятия по Музыке
Автор: Музафина Элиза Альбертовна   
18.12.2024 12:43

Мастер-класс «Диатонические колокольчики: методика исполнения по цветным партитурам»Мастер-класс «Диатонические колокольчики: методика исполнения по цветным партитурам»

Цель: Познакомить педагогов с методикой обучения детей на диатонических колокольчиках с использованием цветной грамоты.

Задачи: 1. Дать понятие о цветной грамоте.

2. Познакомить с диатоническими колокольчиками.

3. Научить методам и приемам игры на диатонических колокольчиках, используя цветные партитуры

А знаете ли вы что такое ноты? А сможете ли вы сыграть мелодию самой простой и знакомой песни по нотам? Возможно, взрослые и справятся с этой задачей. А как же дети? Им очень сложно запомнить ноты, расположенные на нотном стане, понять разнообразие длительности нот. А музицировать и играть они хотят здесь и сейчас. А теперь непосредственно определим с помощью каких музыкальных инструментов мы можем читать партитуры? (металлофон, колокольчик). Самыми яркими и притягательными являются диатонические колокольчики.

 

Почему нужно играть на диатонических колокольчиках?

Диатонические колокольчики формируют у детей навыки вербального и невербального общения, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию.

Что же означает цветовая гамма колокольчиков?....

Каждая нота имеет свое звучание, от ноты До 1 октавы, до ноты До 2й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш.

Цвета нот диатонических колокольчиков обозначают:

Красный цвет – нота до 1октавы,

Оранжевый цвет – нота ре,

Желтый цвет – нота ми,

Зеленый цвет – нота фа,

Голубой цвет – нота соль,

Синий цвет – нота ля,

Фиолетовый цвет – нота си,

Белый цвет – нота до 2й октавы.

Можно увидеть, что цвета колокольчиков полностью повторяют цвета радуги.

Мы все помним считалочку, с помощью которой дети с удовольствием запоминают цвета радуги:

Также на каждой ручке колокольчика изображено буквенное обозначение нот

Главная задача педагога на занятиях заключается в том, что он выступает в роли дирижера!

Как же использовать диатонические колокольчики в своей работе?

Для этого понадобиться большая предварительная работа педагога.

- В первую очередь педагог должен выбрать композицию, которую в дальнейшем буду исполнять дети. Композиция должна быть не сложной и легкой в исполнении.

- Затем педагог должен разработать не сложную партитуру, по которой будут играть в дальнейшем дети самостоятельно.

Если ребята впервые знакомятся с колокольчиками, необходимо обязательно провести ознакомительное занятие – на котором ребята смогут рассмотреть колокольчики, потрогать их, позвонить ими. Обязательно нужно объяснить, как правильно их держать. Рассказать, что у каждого колокольчика есть своя песенка и он её поет.

Например: красный колокольчик поет свою песенку, когда я показываю красную карточку, оранжевый поет – когда показываю оранжевую и т.д. Таким образом можно поиграть с детьми, чтобы каждый ребенок смог лучше ориентироваться по показу педагога.

Если ребята, уже знакомы с колокольчиками, можно приступать к следующему этапу — это ознакомление с композицией.

- Для начала, нужно настроить детей на прослушивание музыки, дать послушать ребятам ее, проанализировать ее вместе с детьми, определить характер, поделиться эмоциями и впечатлениями от композиции.

И только после этого начинается разучивание игры на колокольчиках.

- На следующем этапе к нам на помощь придет цветовая партитура.

Цветовая партитура – это доступный способ знакомства детей с миром музыки.

Цветовые партитуры предназначены для музыкальных занятий с группой детей 8 человек, именно для этого количества человек нужен будет 1 комплект колокольчиков.

Если у вас 2 комплекта колокольчиков – можно использовать большее количество детей для исполнения пьесы, или же ребенок играет на 2х колокольчиках в каждой руке.

Для использования нам понадобятся партитуры, в которых будут изображены не простые черные и неинтересные для детей закарлючки, а цветные ноты.

Партитуры можно изготовить самыми разными способами:

  • партитура изготовленная в программе «фотошоп» и других подобных программах
  • один из увлекательных способов является видеопартитура (ребята с огромным интересом и восторгом играют на колокольчиках)

- партитуры сделанные в ручную с использованием ватмана, цветной бумаги, картона, самоклейки и других подручных материалов (такие партитуры можно изготовить привлекая к работе детей, что доставит еще больше радости и ярких впечатлений для ребят).

Разновидностей партитур на самом деле огромное количество и можно использовать какой-то свой уникальный способ, главное, чтобы цвета нот совпадали с цветами колокольчиков.

В своей работе я использую цветные карточки, которые полностью отражают цветовую палитру колокольчиков (показ карточек).

Их очень легко изготовить своими руками и они просты в работе – достаточно показать ребенку карточку с определенным цветом – ребенок быстро ориентируется по цвету и с легкостью находит нужный колокольчик.

Чем мне нравится такой способ в работе – мне не нужно создавать отдельную партитуру под каждую композицию или упражнение, которые я буду разучивать с детьми.

Я могу использовать такой комплект карточек в простых упражнениях, при разучивании песенок, и при игре композиций. Один комплект — для всей работы. Это очень удобно!

Приступая к работе детей с диатоническими колокольчиками, главная задача состоит в том, чтобы научить правильно играть на них.

Исходная позиция – дети берут колокольчик правой рукой, держат за ручку прямо перед собой, язычком вниз,

обязательно ребенок должен держать колокольчик за ручку, потому, что если ребенок держит правильно – колокольчик будет звучать, ну а если держать за металлическую часть — звука не будет. (показать наглядно)

Продолжаем – ребенок держит колокольчик прям перед собой. Я показываю карточку совпадающую с цветом колокольчика и ребенок играет до тех пор, пока я не опускаю карточку вниз.

С помощью диатонических колокольчиков дети лучше интонируют, появляется интерес к изучению нотной грамоты, выступают с интересом на досугах и праздниках. На занятиях царит атмосфера дружелюбия, увлечённости и вдохновения.

Благодаря диатоническим колокольчикам музицирование для ребят становится одним из любимых дел на музыкальном занятии.

А сейчас, я хотела бы вместе с вами окунуться в мир музыки и почувствовать себя настоящими артистами.

Итак, я приглашаю 8 добровольцев из зала.

Встаньте, чтобы вас было видно, возьмите правильно колокольчики – правой рукой за ручку, язычком вверх. Представьте, что я ваш дирижер, а вы мой оркестр. Я вам все буду показывать.

Давайте для начала попробуем позвонить ими – потренируемся немного.

Я показываю вам цветную карточку и чей цвет колокольчика совпадает с ее цветом, тот и играет до тех пор, пока я не опущу вниз. Сейчас попробуем -голубой, желтый, красный цвет.

Молодцы, у вас все хорошо получается!

А теперь попробуем исполнить музыкальную композицию. Внимание на экран! Игра на колокольчиках

В заключении хотелось бы сказать: пользуйтесь этими замечательными инструментами, разрабатывайте свои партитуры. Можно использовать диатонические колокольчики с другими музыкальными инструментами, как часть оркестра. Все зависит от вашего творчества и фантазии.

Умелое и грамотное использование диатонических колокольчиках приведет к всестороннему развитию музыкальных способностей наших детей.

Автор: Музафина Элиза Альбертовна Музыкальный руководитель МОАУ СОШ с. Ташкиново

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год