Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс «Диатонические колокольчики: методика исполнения по цветным партитурам»
Занятия по Музыке
Автор: Музафина Элиза Альбертовна   
18.12.2024 12:43

Мастер-класс «Диатонические колокольчики: методика исполнения по цветным партитурам»Мастер-класс «Диатонические колокольчики: методика исполнения по цветным партитурам»

Цель: Познакомить педагогов с методикой обучения детей на диатонических колокольчиках с использованием цветной грамоты.

Задачи: 1. Дать понятие о цветной грамоте.

2. Познакомить с диатоническими колокольчиками.

3. Научить методам и приемам игры на диатонических колокольчиках, используя цветные партитуры

А знаете ли вы что такое ноты? А сможете ли вы сыграть мелодию самой простой и знакомой песни по нотам? Возможно, взрослые и справятся с этой задачей. А как же дети? Им очень сложно запомнить ноты, расположенные на нотном стане, понять разнообразие длительности нот. А музицировать и играть они хотят здесь и сейчас. А теперь непосредственно определим с помощью каких музыкальных инструментов мы можем читать партитуры? (металлофон, колокольчик). Самыми яркими и притягательными являются диатонические колокольчики.

 

Почему нужно играть на диатонических колокольчиках?

Диатонические колокольчики формируют у детей навыки вербального и невербального общения, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию.

Что же означает цветовая гамма колокольчиков?....

Каждая нота имеет свое звучание, от ноты До 1 октавы, до ноты До 2й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш.

Цвета нот диатонических колокольчиков обозначают:

Красный цвет – нота до 1октавы,

Оранжевый цвет – нота ре,

Желтый цвет – нота ми,

Зеленый цвет – нота фа,

Голубой цвет – нота соль,

Синий цвет – нота ля,

Фиолетовый цвет – нота си,

Белый цвет – нота до 2й октавы.

Можно увидеть, что цвета колокольчиков полностью повторяют цвета радуги.

Мы все помним считалочку, с помощью которой дети с удовольствием запоминают цвета радуги:

Также на каждой ручке колокольчика изображено буквенное обозначение нот

Главная задача педагога на занятиях заключается в том, что он выступает в роли дирижера!

Как же использовать диатонические колокольчики в своей работе?

Для этого понадобиться большая предварительная работа педагога.

- В первую очередь педагог должен выбрать композицию, которую в дальнейшем буду исполнять дети. Композиция должна быть не сложной и легкой в исполнении.

- Затем педагог должен разработать не сложную партитуру, по которой будут играть в дальнейшем дети самостоятельно.

Если ребята впервые знакомятся с колокольчиками, необходимо обязательно провести ознакомительное занятие – на котором ребята смогут рассмотреть колокольчики, потрогать их, позвонить ими. Обязательно нужно объяснить, как правильно их держать. Рассказать, что у каждого колокольчика есть своя песенка и он её поет.

Например: красный колокольчик поет свою песенку, когда я показываю красную карточку, оранжевый поет – когда показываю оранжевую и т.д. Таким образом можно поиграть с детьми, чтобы каждый ребенок смог лучше ориентироваться по показу педагога.

Если ребята, уже знакомы с колокольчиками, можно приступать к следующему этапу — это ознакомление с композицией.

- Для начала, нужно настроить детей на прослушивание музыки, дать послушать ребятам ее, проанализировать ее вместе с детьми, определить характер, поделиться эмоциями и впечатлениями от композиции.

И только после этого начинается разучивание игры на колокольчиках.

- На следующем этапе к нам на помощь придет цветовая партитура.

Цветовая партитура – это доступный способ знакомства детей с миром музыки.

Цветовые партитуры предназначены для музыкальных занятий с группой детей 8 человек, именно для этого количества человек нужен будет 1 комплект колокольчиков.

Если у вас 2 комплекта колокольчиков – можно использовать большее количество детей для исполнения пьесы, или же ребенок играет на 2х колокольчиках в каждой руке.

Для использования нам понадобятся партитуры, в которых будут изображены не простые черные и неинтересные для детей закарлючки, а цветные ноты.

Партитуры можно изготовить самыми разными способами:

  • партитура изготовленная в программе «фотошоп» и других подобных программах
  • один из увлекательных способов является видеопартитура (ребята с огромным интересом и восторгом играют на колокольчиках)

- партитуры сделанные в ручную с использованием ватмана, цветной бумаги, картона, самоклейки и других подручных материалов (такие партитуры можно изготовить привлекая к работе детей, что доставит еще больше радости и ярких впечатлений для ребят).

Разновидностей партитур на самом деле огромное количество и можно использовать какой-то свой уникальный способ, главное, чтобы цвета нот совпадали с цветами колокольчиков.

В своей работе я использую цветные карточки, которые полностью отражают цветовую палитру колокольчиков (показ карточек).

Их очень легко изготовить своими руками и они просты в работе – достаточно показать ребенку карточку с определенным цветом – ребенок быстро ориентируется по цвету и с легкостью находит нужный колокольчик.

Чем мне нравится такой способ в работе – мне не нужно создавать отдельную партитуру под каждую композицию или упражнение, которые я буду разучивать с детьми.

Я могу использовать такой комплект карточек в простых упражнениях, при разучивании песенок, и при игре композиций. Один комплект — для всей работы. Это очень удобно!

Приступая к работе детей с диатоническими колокольчиками, главная задача состоит в том, чтобы научить правильно играть на них.

Исходная позиция – дети берут колокольчик правой рукой, держат за ручку прямо перед собой, язычком вниз,

обязательно ребенок должен держать колокольчик за ручку, потому, что если ребенок держит правильно – колокольчик будет звучать, ну а если держать за металлическую часть — звука не будет. (показать наглядно)

Продолжаем – ребенок держит колокольчик прям перед собой. Я показываю карточку совпадающую с цветом колокольчика и ребенок играет до тех пор, пока я не опускаю карточку вниз.

С помощью диатонических колокольчиков дети лучше интонируют, появляется интерес к изучению нотной грамоты, выступают с интересом на досугах и праздниках. На занятиях царит атмосфера дружелюбия, увлечённости и вдохновения.

Благодаря диатоническим колокольчикам музицирование для ребят становится одним из любимых дел на музыкальном занятии.

А сейчас, я хотела бы вместе с вами окунуться в мир музыки и почувствовать себя настоящими артистами.

Итак, я приглашаю 8 добровольцев из зала.

Встаньте, чтобы вас было видно, возьмите правильно колокольчики – правой рукой за ручку, язычком вверх. Представьте, что я ваш дирижер, а вы мой оркестр. Я вам все буду показывать.

Давайте для начала попробуем позвонить ими – потренируемся немного.

Я показываю вам цветную карточку и чей цвет колокольчика совпадает с ее цветом, тот и играет до тех пор, пока я не опущу вниз. Сейчас попробуем -голубой, желтый, красный цвет.

Молодцы, у вас все хорошо получается!

А теперь попробуем исполнить музыкальную композицию. Внимание на экран! Игра на колокольчиках

В заключении хотелось бы сказать: пользуйтесь этими замечательными инструментами, разрабатывайте свои партитуры. Можно использовать диатонические колокольчики с другими музыкальными инструментами, как часть оркестра. Все зависит от вашего творчества и фантазии.

Умелое и грамотное использование диатонических колокольчиках приведет к всестороннему развитию музыкальных способностей наших детей.

Автор: Музафина Элиза Альбертовна Музыкальный руководитель МОАУ СОШ с. Ташкиново

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год