Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО»
Занятия по Музыке
Автор: Новикова Татьяна Сергеевна   
06.11.2024 06:32

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО»«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО»

Новикова Татьяна Сергеевна Музыкальный руководитель ГБДОУ ЛНР «ЯСЛИ-САД №68»

«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, то он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами». В.А. Сухомлинский

Проблема педагогического взаимодействия специалистов и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности всех педагогов (воспитателя, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре) можно достигнуть цели, поставленной в программе. Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а его первый помощник – это воспитатель.

 

Скачать презентацию

Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем Индивидуальные консультации: -Знакомство с задачами предстоящих занятий -Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски) -Продумывание форм индивидуальной работы с детьми -Продумывание внесения музыки в быт Групповые консультации: -Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах) -Составление сцен праздника -Обдумывание сюрпризных моментов -Обсуждение различных вопросов

Существуют традиционные способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:

Музыкальное занятие — это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей.

Умственное: дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Духовно-нравственное: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах, воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое: в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетическое: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно, её чувствовать, понимать прекрасное.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу, ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2. Слушание музыки.

3. Пение и песенное творчество.

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах.

5. Танец.

6. Игра.

1. В 1-ой части занятия воспитатель участвует в показе всех видов упражнений. Это позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Во 2-ой части занятия при слушании музыки воспитатель личным примером воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо делает замечания детям, следит за дисциплиной. 2. В распевании не участвует, чтобы не сбить детей. 3. При разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную артикуляцию, правильное произношение слов (на мелодии). Но ни в коем случае не учит слова до знакомства с мелодией. 4. В играх несюжетных даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами играет на всех этапах разучивания игры. В сюжетных играх является или только наблюдателем, делает указания, или (в сложной игре, проводимой 1-2ой раз, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. То же самое происходит и во время исполнения детьми плясок. Новую пляску парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем.

5. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал. 6. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте. 7. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.

Воспитателю необходимо усвоить и четко знать:

  1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию в своей возрастной группе.
  2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
  3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
  4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
  5. Разучивать движения с отстающими детьми.
  6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств, звуковых носителей.
  7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения музыкально-дидактических игр в группе.
  8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
  9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
  10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
  11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
  12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
  13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
  14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
  15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
  16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
  18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам, разучивание стихов, инсценировок, слов песен.
  19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, украшений, в оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
  20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом.

2. Воспитатель перебивает исполнение.

3. Воспитатель дает словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).

4. Воспитатель нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

5. Отвлекается на мобильный телефон!

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

 

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время, вечеров развлечений, перед сном). Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Основная цель праздника в ДОУ: формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

Существуют 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем.

1. Индивидуальные консультации (проводятся 1 раз в 2 недели).

2. Групповые консультации.

Проводя утренник, воспитатель должен: 1. Знать порядок номеров наизусть. 2. Следить за дисциплиной поправлять детей корректно. 3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения. 4. Брать на себя роли в спектаклях. Не отказываться от принятой роли. 5. В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз. со стороны ведущих (т. к. внимание у детей неустойчивое). 6. Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести оборудование. 7. Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условных сигналов. 8. Роль своего героя выделить цветным карандашом сразу после получения сценария. 9. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель. 10. Видеть на празднике каждого ребёнка. 11. Стараться не критиковать и не дергать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу.

ВЫВОД: Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник — яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год