Дидактическое пособие «Волшебная подушка». Музыкально-дидактическая игра «Сказки, которые звучат». |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Стерликова Ирина Алексеевна | |||
09.11.2024 08:07 | |||
Дидактическое пособие «Волшебная подушка». Музыкально-дидактическая игра «Сказки, которые звучат». Музыкальный руководитель МБДОУ «Болошневский детский сад» Стерликова Ирина Алексеевна Введение: Музыкально-дидактические игры «Сказки, которые звучат» раскрывают совершенно иной подход к развитию музыкальных способностей детей. Это освоение музыкальными формами, которое проходит на сказочном материале, к которому звучит музыка, то есть озвучиваются сказки. «Волшебная подушка» – это подушка со съёмными наволочками, на которых изображены различные картинки: домики, избушки, лес, картинки времён года, а также плоскостные персонажи героев сказок, выполненные из яркого цветного фетра: грибы, цветы, деревья, листья, снежинки. Дети в музыкальной сказке запоминают мотив, развивают тембр голоса, музыкальный слух. У детей появляется интерес к классической музыке, любовь к народному творчеству. Новизна: Музыкально-дидактическая игра «Сказка, которая звучит» положительно влияет на психофизические функции, развивают творческо-поисковую практику детей, способствуют развитию двигательно-изобразительной направленности. Очень важна доступность этого пособия. Благодаря мобильности этой игры, дети могут играть в любом месте групповой комнаты: на столе, положить на колени или просто прилечь с подушкой на диван. Данный методический материал имеет более яркое образное восприятие. Актуальность: Эмоциональный настрой проходит в течение всей игры. Взаимосвязь игры и музыки с использованием игровых действий самих детей формирует желание фантазировать самим, сочинять и показывать звучащие сказки. Цель: Развитие музыкальных способностей детей.
Задачи:
Оборудование: Подушка со съёмными наволочками, фетровые плоскостные фигурки. Методы и приемы: -наглядный, словесный, практический -игра, как метод музыкального воспитания (одновременно является формой) Методика проведения игр Сказка помогает восприятию музыки, а музыка эмоционально окрашивает восприятие сказки. Музыкальные сказки позволяют сделать обучение детей пению, слушанию, игре на музыкальных инструментах ярким, интересным и привлекательным. Проведение музыкально-дидактической игры «Сказка, которая звучит» включает в себя:
-Содержание игры должно быть доступным и занимательным, красочно и эстетически оформленным. Образы яркими-это должно вызывать желание играть. Обязательно показываю рассказываю, как и во что будем играть. Дети должны видетьзрительный образ персонажей, представлять природные явления, умение владеть инструментами, голосом, выполнять определенные игровые действия. -Игровые правила-слушать объяснения, не мешать педагогу и другим детям. -У каждого ребенка в игре своя роль. Распределяя, и показывая действия, учитываю индивидуальные способности ребенка. Волшебная подушка сказок подходит не только для совместной игры, но и игры одного ребенка. Я не исключаю использование детьми импровизации, которая происходит в процессе исполнения музыкальной сказки. -В конце каждой игры обязательно нужно похвалить детей, указывая на положительные стороны его действий. Ведь игра это на занятие, и должна вызывать эмоциональный комфорт. -Подводя итог, можно сказать, что, занимаясь с музыкально-дидактическим пособием «Волшебная подушка», дети научились увлеченно слушать музыку, владеть голосом при подаче образа, а также приобщились к сказочному миру музыки. Музыкальные игры-игры познавательные. Они составляют органическую взаимосвязь между игровой деятельностью и усвоением знаний. Музыка и детская музыкальная деятельность ведут ребенка в мир искусства. Музыкальные сказки развивают большие добрые чувства в маленьком человеке. Жанр музыкальной сказки доступен дошкольникам, а язык сказкиблизок и понятен. Дети с нетерпением ждут новых увлекательны игр. Музыкально-дидактическая игра «Домик в волшебном лесу» в средней группе Цель игры: развитие умения определять характер музыки и голосом передавать образ героя сказки, дополнить образ различными приемами пальчиковой гимнастики. Ходигры На столе «Волшебная подушка», на которой лесная полянка и домик. По очереди к домику приходят Мышка, Лягушка, Лиса, Волк, Медведь. Музыкальный руководитель предлагает по мелодии определить характер произведения-образ лесного жителя, который пришел поселиться в сказочном домике, и придумать песенку. С помощью пальчиковой гимнастики показать движения сказочных героев. Пальчиковая игра активизирует речевые центры, способствует развитию ловкости пальцев, развивает ритмический слух, координацию движений. Музыкально-дидактическая игра «Братья Мажор и Минор» в средней группе Цель игры: развитие восприятия и понимания ладовой основы музыки, учить определять настроение героев сказки. Ход игры Перед детьми «Волшебная подушка», на которой два домика. Над одним домиком светит солнце, над другим серая тучка. Музыкальный руководитель рассказывает, что в одном домике живет братец Мажор, в другом-братец Минор. Дети выбирают грустного и веселого человечка. Братья никогда не ссорились, хотя Минор любил слушать грустную музыку, а Мажор-веселую. Они всегда ладили между собой. Лад – это мир, согласие и порядок. В музыкальных произведениях лад помогает передать характер инастроение музыки. И не важно, кто какую любит слушать музыку-задумчивую и печальную или веселую и радостную, главное, чтобы у братьев всегда был лад. Музыкальные произведения: «Грустное настроение» А.Штейнвиля «Пляска зайчиков» Ю.Рожавской «Петрушка» И.Стравинский «Колыбельная» А,Гречаниновой Музыкально-дидактическая игра «На лесной полянке» в младшей группе Цель игры: формирование представления детей о ритме, усвоение в игровой практике музыкальных знаний. Ход игры На столе «Волшебная подушка», на одной стороне подушки лес, на другой полянка. Под веселую песенку про зверят одни дети «отбивают» кулачками ритм музыки, а другие выбирают лесных зверят-игрушек из фетра и играют с ними то на полянке, с одной стороны подушки, то в лесу-на другой стороне «Волшебной подушки». Музыкально-дидактическая игра «Сочини и покажи сказку» в средней группе Цель игры: учить детей понимать эмоции и чувства, выраженные в музыке, рассказать о них, показать на картинке (подушке). Развивать речь, память, фантазию, мелкую моторику пальцев. Ход игры Музыкальный руководитель предлагает прослушать музыкальные произведенияпро осень, зиму и лето. «Вальс снежных хлопьев» Шуберта «Осенняя песенка» Т. Васильевой «Полянка» р.н. м. Предлагает детям сочинить сказку и показать её на «Волшебной подушке». Пример: На подушке дерево без листьев. Прозвучала р.н. м. «Полянка» Ребенок украшает картинку солнышком, облаками, зелеными листьями, цветами, грибами, ягодами, бабочками, сопровождает придуманной сказкой. На лесной полянке выглянуло солнце, расцвели цветы, поспели ягоды и грибы, прилетели бабочки. Прибежали на полянку веселые бельчата и стали танцевать, потому, что музыка веселая, светлая и радостная. Так же надо придумать и показать свою сказку про зиму и осень. Музыкально-дидактические игры «Сказки, которые звучат», объединяют все виды музыкальной деятельности, обогащают новыми впечатлениями детей. В игровой форме дети не только приобретают необходимые знания, у них формируется необходимые черты личности. Используя «Волшебную подушку» в играх можно придумывать и показывать детям бесконечное множество музыкальных сказок, песен и увлекательных историй. Дидактическое пособие «Волшебная подушка» выполнена из безопасных экологически-чистых материалов: наполнитель подушки, съемные наволочки из натурального хлопка и бязи, которые можно постирать, фетровые игрушки выполнены из фетра. Фетр высший сорт войлока, сделан путем валяния войлока из меха кролика, меха козы, овцы. Клей ПВА для работы с тканью, для детского творчества.
|