Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие вокально-хоровых навыков
Занятия по Музыке
Автор: Кузьменкова Дарья Васильевна   
22.08.2020 22:08

Развитие вокально-хоровых навыковРазвитие вокально-хоровых навыков

Музыкальный руководитель, МБДОУ ЦРР дс Колокольчик Г. Абакан

Многие взрослые не заинтересованы перспективой обучения детей хоровому пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребёнка музыкального слуха. На самом деле музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей, только уровень его различный. Кроме того, как и любая другая способность, он поддаётся тренировке и развитию.

По утверждению многих учёных, решающую роль в развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике, т.е. пение. В пении успешно формируются весь комплекс музыкальных способностей, и прежде всего, высотный слух. Одна из главных составляющих музыкальности -эмоциональная отзывчивость на музыку. Именно песня с её поэтическим образом, близким и понятным детям, в первую очередь формирует у них это качество. Начинать формировать музыкальные способности следует как можно раньше, и дошкольный возраст — самое благоприятное для этой работы время. Ни для кого не секрет, что пение является одним из самых любимых деть детьми видов деятельности, которые способствует не только формированию музыкальности, но и общему развитию ребёнка его социализация. Об этом мы хорошо знаем, однако зачастую относимся где адскому пению формально, забывая о том, что ребёнок при пении должен испытывать удовольствие, а не дискомфорт, что пение должно быть для него естественным не доставляющим напряжения процессом. Такое легкомысленное отношение к соблюдению голосового режима у наших подопечных приводит к усталости и голосового аппарата, а порой и заболеванием голосовых связок, общему плохому самочувствию ребёнка, снижение его интереса к пению. Какой же выход из этой ситуации? Выход один- заниматься постановкой детского голоса.

 

К сожалению, в сегодняшней практики музыкального воспитания, педагоги почти не занимаются постановка певческих голосов детей –школьников, но я изучив специфику учебно-воспитательной работы в певческих коллективах Л. Шаминой и С.Браз и адаптировав её к дошкольному возрасту я создала на базе своего ДОУ вокальную студию для развития певческих навыков и творческих способностей детей.

Начав работу, я поставила перед собой следующие задачи: развивать интерес детей к музыкальному искусству; обогащать их музыкально-слуховой опыт в процессе усвоения произведений классической и современной вокальной музыки; развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера; стимулировать к поиску яркого, выразительного пения; сохранять и развивать естественное, данное к поиску яркого, выразительного пени; сохранять и развивать естественное; данное самой природой звучание детского голоса. Затем были разработаны календарный план- программа и перспективный план вокальной работы на год.

Перед тем как приступать к вокальный работе с детьми, необходимо научить их правильно стоять или сидеть при пении: прямое, без напряжения, положение корпуса, головы, расправленные слегка оттянуты назад плечи, свободно опущенные или лежащие на коленях руки. Певческая стойка способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами. Занятия начиная с легкой разминки, в которой задействованы плечи, руки, шея. Затем делаю с детьми дыхательную гимнастику. Объясняю им, что нужно разомкнуть зубы, опустить подбородок. Дальше все происходит форме игры. Дети должны представить, что в руках у каждого из них –роза. Вот цветок распускается и становится большим и пышным. Одновременно со взмахом руки педагога дети тихо произносят: «Ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», на мгновение задерживаем дыхание от удивления пробиваем «фа», «соль» первой октавы на гласный «а». Я слежу за тем, чтобы дети не перенапрягались, не набирали много воздуха.

Типичные для детей недостаток- поверхностное не глубокая дыхание с преимущественным участием верхней части грудной клетки. Внешне это выражается поднимание плеч. Вдох должен быть умеренным, без перебора воздуха. Нужно экономно расходовать воздух, чтобы его хватило до конца фразы. Поэтому я учу детей с младшего возраста пропивать фразу на одном дыхании. Далее проводится работа над дикцией, в процессе которой можно использовать специальные упражнения для артикуляционного аппарата. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над дикцией проводится с помощью пяти-семиминутного массажа- он помогает снять возможные мышечные зажимы, сделать мышц речевого аппарата свободными и эластичным. Самоконтроль перед зеркалом зрители зрительно усилит эффект психологического настроя надо мышечную свободу.

После массажа можно переходить к тренировке речевого аппарата. В процессе тренировки следует избегать резкой жёсткой артикуляции. В основе тренинга лежит выработка естественных, плавных движений. Исходное положение голова прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты. На счёт «раз» -губы вытягиваются вперёд, принимая форму «пятачка»; насчёт «два» растягиваются в стороны, не обнажая зубов, верхние зубы тоже касаются нижней губы.

Освоение музыкальный речи- одно из необходимых условий вокальный работаы, вытекающие из органического единства музыки слова. Хорошая и правильная речь, несущий определённую мысль и выражающая те или иные чувства, всегда интонационно выразительна. Подача верной, выразительной интонации во многом зависит от дикции. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребёнок сначала учиться высоко и выразительно говорить. Все содержание речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний. Основные виды деятельности на этом этапе: артикуляционная гимнастика, игры и упражнения, развивающие речевое и певческая дыхание, развивающие игры с голосом, речевые зарядки, ключевые игры и упражнения, ритмодекламация.

Их цель состоит в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведение музыкальных звуков, сделать обучение пению более понятным и привлекательным занятием.

Дикция определяется как произношение, манера выговаривать слова. Вокальная дикция отличается от речевой, прежде всего тем, что слова в ней ритмически и звуковысотно организованы. Чтобы их пропивать, необходимо фиксировать и удерживать на дыхание гласные звуки, на которых, собственно и происходит фонация. При этом громко при этом огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлён к верхнему небу. Даже в свободном состоянии словно прилипает к нему. В пении, наоборот, необходимо, чтобы язык упирался в корни нижних и передних резцов и действовал синхронно с нижней челюстью как единое целое. Такое постоянно закреплённое положение языка организует речевой аппарат.

Гласные лучше тренировать на «тёплым выдохе» порядок произнесения гласных звуков таков: И,Э,О,У,Ы,Е, Я, Ё, Ю. Следует произносить каждый звук в сочетание с гласными, сначала беззвучно потом слух. Тренировку согласных следует начинать в медленном темпе, произносить их нужно свободно, не напрягаясь.

Следующим этапом является вокальное упражнение, или распевание. Я приучаю детей правильно стоять и сидеть. При пении сидя, усаживаю детей на стул так, что бы ноги, согнутые в коленях, стояли прямо, на полной ступне. Сидеть надо на половине стула, спину держать прямо, руки должны легко и спокойно лежать на коленях, голову следует держать прямо.

Среди всех певческих навыков, особенно важным является звукобразование. Петь следует естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, губит голосовые связки, поэтому я особое внимание уделяю распевке, так как при этом разогревается голосовой аппарат. Использую следующие методические приемы: пение «эхом», «по секрету», с закрытым ртом.

При разучивание песни важно, чтобы дети понимали то, о чем поют, представляли себе характер произведения, Высказывали свое мнение о нём. Разучивание песни традиционно происходит в три тапа. На первом этапе педагог знакомить детей с песней, на втором- разучивает с детьми музыкальный материал путём показом включения в игровых ситуаций. Третий этап завершающий -закрепления выученного материала.

Завершает вокальные занять игра, которая естественно включает ребёнка процесс познания музыки, активизирует такие важные процессы, как молодцы, внимание, память интеллект.

В игре эмоциональности выразительность педагога при показе игровых упражнений крайне необходима, так как она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребёнка.

Педагогу необходимо уметь гибко изменять свою позицию: то становится активным участием игры, то оставаться лишь наблюдателем, не влияющим на игровой процесс и в тоже время «держащим руку на пульсе».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год