Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический проект «Музыка вместе с мамой»
Занятия по Музыке
Автор: Кучер Зоя Анатольевна   
25.02.2018 21:34

Педагогический проект «Музыка вместе с мамой»Педагогический проект «Музыка вместе с мамой»

Автор проекта: Музыкальный руководитель Кучер Зоя Анатольевна МБДОУ — д/с № 11 2016 год Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение — детский сад № 11 станицы Андреевской.

Информационная характеристика педагогического проекта:

Тема проекта: логоритмика как средство развития речи, музыкальных способностей и творческого начала детей младенческого возраста

Проект-вид творческий, долгосрочный (на учебный год).

Участники музыкальный руководитель, воспитатели, дети младенческого возраста (от рождения до 1,5 лет), родители.

 

Скачать конспект

При разработке и реализации проекта для меня было важно определить цель и задачи проекта:

Цель

  • развитие свободной, творческой личности ребенка, которая определятся задачами развития речи, музыкального воспитания и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи

  • Стимулировать эмоциональное, речевое и полисенсорное развитие детей младенческого возраста средствами логоритмических занятий через вариативную деятельность в ДОУ.
  • Создать условия для практической деятельности детей (дидактические и музыкальные игрушки, музыкальное сопровождение, атрибуты для театрализованной деятельности и др.);
  • Повышать собственную компетенцию в области использования логоритмики как средство стимуляции, развития музыкального и творческого начала детей младенческого возраста;
  • Провести анализ качества вариативной деятельности использования в работе логоритмических игр и упражнений в познавательно-речевом развитии детей младенческого возраста;
  • Обучать педагогов и родителей технологий и использования логоритмических упражнений в развитии детей, преемственности этой работы в ДОУ и семье.
  • Повышать собственную компетенцию в области использования логоритмики как средство стимуляции, развития творческого и эмоционального состояния детей младенческого возраста.
  • Провести анализ использования логоритмических упражнений как средств стимуляции, формирования и укрепления эмоциональных качеств и творческого начала детей.

Актуальность состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития музыкальных, творческих и речевых способностей ребёнка.

Методическое обеспечение

  • А. Печерская «Праздники в детском саду» (сценарии, игры, викторины)
  • М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» (программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет)
  • М.Б. Зацепина «Праздники и развлечения в детском саду» (методическое пособие с детьми 3-7 лет)
  • Л. Гераскина «Ожидание чуда» (Книга №1, музыкальные занятия и праздники для младших групп.
  • З.В. Ходаковская «Музыкальные праздники для детей раннего возраста»
  • Н.Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких» (театральные занятия с детьми от 1 года до 3 лет)
  • В.А. Петрова музыкальные занятия с малышами
  • М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких» (сценарии досугов для детей 1 мл. группы)
  • М.Ю. Картушина «Забавы для малышей» (театрализованные развлечения для детей 2-3 лет).
  • М.Ю Картушина «Музыкальные сказки о зверятах» (развлечения для детей 2-3 лет).
  • В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».
  • Музыкальные журналы «Палитра», «Музыкальный руководитель».

Методические пособия и полисенсорные игры

  • библиотечка для малышей серия «Топотушки»
  • картотека загадок, прибауток, колыбельных и т.д.
  • наборы предметных и сюжетных картинок с подобранным текстом
  • игрушки-забавы
  • плоскостной, перчаточный театр, куклы БиБаБо
  • деревянные палочки
  • музыкальные инструменты: деревянные ложки, погремушки, металлофон, трещотки, бубны, колокольчики и т.д.

Краткая аннотация проекта «Музыка вместе с мамой»

Проект направлен на благоприятное развитие воспитательных, образовательных, корректирующих процессов посредством проведения с детьми младенческого возраста логоритмических игр и упражнений.

Все мы знаем, что чем больше двигательная активность малышей, тем лучше развивается их речь, музыкальные и творческие способности. И всему этому помогают логоритмические игры и упражнения. А в комплексе всё это логоритмическая ритмика — логоритмика.

Логоритмика — это система двигательных упражнений, в сочетании с музыкой и произнесением специального речевого материала.

С ней мы знакомим своих малышей с детства. Каждая мама с рождения укачивает своего младенца под колыбельную песню с ритмичными покачиваниями. Бабушка, которая поет своему внуку «Ладушки, ладушки», «Прилетели гули», «Топ, топ, топоток», при этом ребенок делает движения руками и ногами.

Логоритмика полезна детям, а особенно имеющим проблемы задержки речевого развития на раннем этапе. Благодаря проведению логоритмических игр и упражнений создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, к выполнению музыкально-ритмических движений. Большую роль играют логоритмические игры и упражнения в формировании устойчивого интереса малышей к музыкальной деятельности. Именно в развитии музыкальности на данном этапе мы закладываем основу для развития речи, моторики, а также накапливаем музыкально — эстетический «багаж» наших детей.

Актуальность.

В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к младенческому периоду жизни ребёнка. Слабость и несовершенство этого возраста, по сути, являются его силой и предоставляют безграничные возможности для всестороннего развития, для формирования основ будущей взрослой личности.

Психическое развитие младенческого возраста формируется по мере роста ребёнка. Для того чтобы малыш научился воспринимать окружающий мир, радоваться, говорить и думать, нужны специальные условия. Одного ухода недостаточно, чтобы вырастить полноценное человеческое дитя. Начинать обучение следует уже с первых дней жизни ребёнка, двигаясь целенаправленно и обдуманно. Ребёнок развивается очень быстро и физически и умственно, поэтому очень важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии.

В педагогическом аспекте логоритмика — одна из форм своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова. В основе методики лежит сочетание музыкально-игровых упражнений с детьми от 6 месяцев до 1,5 лет. Занятия нацелены на всестороннее развитие малышей средствами музыки: внимания, памяти, моторики, коммуникативных способностей. Методика включает в себя систему занятий, основанную более чем на 600 авторских песенках-играх. Упражнения могут применяться как родителями в домашних условиях, так и педагогами в дошкольных учреждениях.

Основные принципы:

  • Музыкальное развитие должно быть не целью упражнений, а средством общего развития малышей.
  • Используется как традиционные, так и новые формы музыкально-ритмической деятельности, дополняется занятия игровыми упражнениями.
  • Чтобы обеспечить эмоциональный комфорт детей, родители принимают непосредственное участие в занятиях.
  • Выбор песенок-игр и их продолжительность зависят от настроения ребенка.
  • Во время занятий мы используем фонограммы, специально разработанные в рамках программы «Музыка вместе с мамой».
  • Упражнения необходимо выполнять ежедневно, два занятия в день продолжительностью 7-10 минут.

Вся музыка доступна для понимания даже самым маленьким детям, поэтому диски используются детьми разного возраста. Их методика охватывает:

  • Пальчиковые игры;
  • Демонстрацию игрушки и пение;
  • Поиск источника звука.
  • Узнавание картинки по звуку;
  • Подготовку к пению;
  • Звукоподражание;
  • Игру на детских музыкальных инструментах;

Методика легко вписывается в повседневную жизнь мамы и ребенка. Мама вместе с малышом делают упражнения под песенки, но не просто упражнения, а как бы разыгрывают небольшой сюжет.

Забавные двигательные движения, сочетающиеся с показом игрушек под простую мелодию, очень нравятся детям, они дарят им массу положительных эмоций. Занятия по системе всегда веселые, разнообразные и увлекательные. К тому же методика предусматривает выполнение многих видов движений, которые укрепляют физическое здоровье (наклонись, подпрыгни), развивают чувство ритма, музыкального слуха и памяти, активизируют речь (проговаривание, подпевание), развивают мелкую и крупную моторику (пальчиковые игры, игра на муз. инструментах), эмоциональную сферу, внимание, наблюдательность. Практически во всех альбомах после песенки идет караоке-версия, под которую ребенок с мамой поют самостоятельно.

  • Ходьба и бег под стихи или музыку

Этими занятиями развиваем чувство темпа.

Варианты упражнений:

  1. Включайте поочередно то быструю, то медленную музыку. Под быструю музыку побуждайте малыша бегать по кругу, под медленную – ходить.
  2. Расстелите массажную дорожку или широкий длинный шарфик.

Медленно скажите: «Большие ноги идут по дороге» (руки на поясе, ребёнок поочерёдно высоко поднимает ноги, медленно идёт по дорожке).

Быстро проговорите: «Маленькие ножки бежали по дорожке»

(ребёнок бежит мелкими шажками по дорожке).

Повторите несколько раз.

  • Музыкально-ритмические игры

Самый популярный среди мам, да и малышей, вариант — занятия по методике Железновых «Музыка с мамой». Авторами методики разработаны музыкальные диски и методические рекомендации к каждой песенке. Занятия проходят в игровой форме и достаточно разнообразны: это и пальчиковая гимнастика под музыку, и игры с предметами, и игры-потешки, и хороводы, и игры-шумелки, и даже знакомство с нотной грамотой. Методика рассчитана на детей младенческого возраста.

  • Стихи с движениями

Это один из самых любимых детьми видов логоритмики. «Ладушки» и «Мишку косолапого» знают большинство малышей. Стихи с движениями легко запоминаются, расширяют словарный запас ребёнка, развивают координацию и образное мышление. А ещё это прекрасный способ взаимодействия с мамой. Ведь стихи с движениями можно разучивать, когда малыш ещё даже не умеет говорить. Мама рассказывает стих, а ребёнок показывает движения.

  • Логопедические распевки

Это короткие песенки, которые направлены на улучшение произношения отдельных звуков. Их текст похож на чистоговорки, а пропевать их желательно, сопровождая определёнными движениями (хлопками, щелчками, притопами и проч.). Логопедические распевки есть и в программе Железновых. На видео пример одной из распевок.

  • Артикуляционная и мимическая гимнастика

Это неотъемлемая часть занятий логоритмикой. От развития мышечно-артикуляционного аппарата лица во многом зависит качество произношения звуков. С малышами чаще практикуйте обычные гримасничанья, надувания щёк, просите изображать разные эмоции.

В занятия логоритмики, мы обязательно включали танцевальные разминки. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что давало детям положительные и радостные эмоции. В танцевальных разминках и играх мы не оценивали качество выполнения движений, что позволяло ребенку раскрепоститься. Для того чтобы дети быстрее и легче запомнили музыку и движения, мы включали их в утренние гимнастики, режимные моменты. Это помогает добиться успеха в формировании новых умений детей легко двигаться.

Немаловажной задачей стало для нас формирование у детей умения снижать излишнее напряжение, развивать мышечное чувство, воспитать способность управлять этими процессами. Благодаря специально подобранным упражнениям мы постепенно развивали умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела. Общий принцип этих упражнений — сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.

Рекомендации по занятиям логоритмикой

  1. Занимайтесь не чаще 2-3 раз в неделю по 10-15 минут.
  2. Не принуждайте малыша к занятиям и по максимуму предлагайте упражнения в игровой форме. Используйте любимые ребёнком игрушки, песенки и картинки.
  3. Все логоритмические упражнения требуют многократного повторения. Только в этом случае можно добиться желаемого эффекта.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Учить правильному речевому высказыванию, двигательным навыкам и умениям, способности произвольно передвигаться в пространстве, переключаемости и координации движений.
  2. Формировать навыки общения в детском коллективе.
  3. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, мышечный тонус, дыхание, внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое), память (двигательная, зрительная, слуховая).
  4. Воспитывать положительные личностные качества.
  5. Исходя из поставленных цели и задач определили основные направления работы по развитию речи детей раннего возраста: работа с детьми; обогащение развивающей предметно-пространственной среды; работа с родителями;

Логоритмика для малышей — это комплексные занятия, куда входят музыка, движение и ритм. Прежде чем заниматься по этой методике, необходимо изучить виды упражнений: Интонационное и коррекционное произношение. Фонетическое (слуховое) восприятие. Артикуляционное упражнение. Песни без музыкального сопровождения. Игры на музыкальном инструменте. Регулировка мышечного тонуса. Упражнения, формирующие ориентир в пространстве. На всех занятиях соблюдаются правила последовательности. Сначала изучаются слова или стишки. Затем постепенно усложняется занятие. После того как дети усвоили хорошо материал, необходимо его закрепить. Для этого следует уделять внимание логоритмике ежедневно, начиная с 10 минут. В логоритмических играх существует очень много занимательных и развивающих методик для детей.

Логоритмика оказывает огромную пользу для развития ребенка, а именно:

  • вырабатывает чувство ритма и музыкальные способности;
  • развивает мелкую моторику;
  • благоприятно воздействует на формирование речевых навыков;
  • оказывает оздоравливающий эффект на состояние здоровья малыша;
  • укрепляет мышцы спины и шеи, позвоночник, способствует формированию красивой осанки;
  • прививает навык слушать и выполнять то, что говорят родители или воспитатель, концентрировать внимание;
  • учит контактировать со сверстниками и взрослыми;
  • сближает ребенка с родителями, поскольку занятия проводятся по системе «малыш + мама».

Общий проект на учебный год (сентябрь — июнь)

Первый этап реализации проекта (сентябрь – ноябрь)

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год