Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкально-ритмического воспитания
Занятия по Музыке
Автор: Сидорова Е.П.. Серегина А.Д.. Петросян И.В.   
20.05.2017 21:53

Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкально-ритмического воспитанияСоздание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкально-ритмического воспитания

Опыт работы МБДОУ №12 «Ладушка» г. Тихорецка Краснодарского края.

Музыкальные руководители МБДОУ №12 «Ладушка» г. Тихорецка Сидорова Е.П.. Серегина А.Д.. Петросян И.В.

Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе?

Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

 

Поэтому немаловажной задачей в работе с детьми педагоги нашего учреждения считают формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в детском коллективе. Ведь именно здесь, в детском саду, дети проводят большую часть времени, а сверстники являются их основным кругом общения.

Для решения этих задач мы, как музыкальные руководители, применяем некоторые методы и приёмы.

Так, например, каждое музыкальное занятие начинаем с приветствий «Минуток вхождения в день».

Это стало доброй традицией, благодаря которой создаётся определённый позитивный настрой на весь день. Дети радуются друг другу, солнечному утру, воображаемым животным и птицам, цветам и деревьям.

Минутка вхождения в день «Солнце проснулось» Е. Сидоровой

Солнце проснулось, (ладошки скрещены над головой, пальцы – это лучики)

Всем улыбнулось (разводят руки в стороны).

Согрело ладошки (потирают ладошки,

Цветы на окошке (кисти рук – бутон, раскрывается,

Носы, конопушки (точечное касание носа, щёк),

У зайчика ушки (шевелят ладошками – ушками над головой)

С небес посмотрело (руку козырьком ко лбу)

И нежно запело: «А-а-а-а-а-а-а-а!» (кластерное пение, т. е. без определённой высоты, как можно выше, руки поднимают вверх, тянутся к солнышку).

В нашей копилке разнообразный опыт лучших педагогов-музыкантов таких, как Т. Боровик, О. Боромыковой, С. Коротаевой, И. Бодраченко, М. КартушинойТ. Э. Тютюнниковой и собственные педагогические находки для создания позитивного микроклимата в детском коллективе: мирилки, игры на сплочение, на развитие чувства ответственности друг за друга, песенки, которыми дети объясняются в любви к родителям и друг другу.

Песенка «Ключик в сердце» сл. и муз. Е. Пряхиной

(Левая ручка на сердечке, вправой – воображаемый ключик, ладошки – дверцы открываются, покачивание сцепленными руками, обнимаются).

Ключик в сердце повернись
Дверка в сердце отворись,
Спой волшебные слова:
«Я, мой друг, люблю тебя!»

Или, если слова обращены к маме, последняя фраза: «Мамочка, люблю тебя!»
Мирилка «Повторяй за мной скорей». А. Серегиной;
Долго в ссоре быть нельзя, (отрицательный знак пальчиком);
Перестань сердиться (шутливо грозят друг другу);

Чтобы стало веселей, (качают сцепленными мизинчиками);
Будем мы мириться (друг другу подают руки);
Прыг, скок, подружись, (прыгают, взявшись за руки);
И со мной ты покружись (кружатся);

Прыг, скок, веселей, (прыгают, взявшись за руки);
Повторяй за мной скорей! (хлопают в ладоши);

На заключительный фрагмент музыки показывают друг другу смешные движения, пытаются их повторить в совместном танце.

Мирилка «Давай дружить!»

Слова неизвестного автора, композ. движ. И.Петросян

Хватит, нам уже сердиться, (грозят друг другу пальчиком)
Веселятся все вокруг! (Смотрят направо, налево);
Поскорей давай мирится: (соединяют мизинцы);
Ты мне друг! И я твой друг! (Протягивают друг другу ладошки);

Мы обиды все забудем (покачивают сцепленными руками);
И дружить как прежде будем! (Рукопожатие, обнимаются).
Мирилка «Рассержусь – улыбнусь» (продукт совместного творчества с детьми)
Скажешь громко: «Рассержусь!» (Тремя притопами отворачиваются);

Скажешь тихо: «Улыбнусь!» (Улыбаясь, поворачиваются);
Долго в ссоре быть нельзя (подают друг другу мизинчики);
Мы с тобой опять друзья! (Обнимаются).
Мирилка «Стань добрей!»

Слова неизвестного автора, композиция движений — (продукт совместного творчества с детьми).

Чтобы солнце улыбалось, (ладошки скрещены над головой);

Нас с тобой согреть старалось, (соединяют ладошки, выполняя вместе маятниковые движения);

Нужно просто стать добрей (хлопают по ладошкам друг друга — ладушки);

И мирится нам скорей! (Соединяют руки в рукопожатии).

Текст может пропеваться и проговариваться, с музыкальным сопровождением и без, что позволяет его использовать не только на музыкальных занятиях, но и в любых видах деятельности, как динамическую паузу, или организационный момент, чтобы собрать внимание детей и настроить их на «радость» и «творчество», на доброе отношение друг к другу и ко всему живому.

Важной задачей по воспитанию социально- коммуникативных отношений считаем включение во все виды деятельности дошкольников коммуникативные танцы и игры. В коммуникативных танцах и играх эффективно решаются следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.

Коммуникативные танцы и игры использую в самых разнообразных формах работы с детьми – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях с участием родителей, и на прогулках.

Очень часто при распределении ролей в играх, или музыкальных инструментов, между детьми возникают разногласия. Их можно избежать, если использовать в работе коммуникативные игры.

«По дорожке мы шли». М. Картушиной

(Вариант распределения шумовых инструментов)

В обруче, или просто лежат по кругу – инструменты, дети, взявшись за руки, идут, поют или проговаривают слова:

«По дорожке мы шли, инструменты нашли (останавливаются)

Инструменты взяли, весело сыграли!» (берут инструмент, играют).

«Жу-жу-жу» Е. Сидоровой

(Вариант раздачи инструментов)

Просим детей закрыть глаза в ожидании сюрприза, водящий или педагог произносит или поёт:

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, кому я бубен положу?»

Или: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, кому я ложки (врубель, трещотку, шумелку) положу?»

Как правило, конфликтов и недовольств не бывает.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции другого человека. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение.

Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Основная её цель – повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Работа проводится в тесной взаимосвязи с другими педагогами и имеет различные формы: беседы с детьми в утреннее время и во время свободной деятельности, где моделируются и анализируются заданные ситуации); в досуговой деятельности, в игровой деятельности (развивающие игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения, на музыкальных занятиях с использованием элементов психогимнастики, этюдов и упражнений подражательно- исполнительского и творческого характера на мышечную релаксакцию, на развитие способности к эмпатии (сопереживанию, на формирование позитивного отношения к окружающим и своему Я, на осознание своих характерных особенностей, на регулирование имеющихся у них неуверенности, тревожных состояний, страхов, которые препятствуют полноценному развитию детей.

Вашему вниманию игровой материал из нашей «копилочки», который с успехом может использоваться педагогами как с музыкальным сопровождением, так и без него. Обратите внимание на то, как органично вплетается в него этюд на выражение эмоций. Дети мимикой, голосом и жестами изображают капризных, недовольных детей, а затем весело убегают от дружочка – ремешочка.

Игра «Дружочек – ремешочек» В. Гомоновой

Сидя на ковре, дети мимикой, жестами и голосом изображают капризуль:

«Раздень меня, разуй меня, уложи меня, поверни меня».
Ребёнок – папа: «И разденет, и уложит мой дружочек – ремешочек!».
Игра завершается весёлыми догонялками.
Нашими помощниками по развитию у детей эмоциональной сферы являются следующие пособия:

«Давай познакомимся» И. А. Пазухиной (тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольнико3-4, 4-6 лет); С-П; 2008;

«Давай поиграем» (тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет); С-П; 2008;

«Золотыми вкраплениями» в занятия, по мере поступления сложных ситуаций, включаем этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Учись прощать», «Умей слушать другого».

И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. Использую такие формы работы с родителями, как совместные проведения досугов, праздники семейного общения, которые стараемся с родителями делать любимыми, ожидаемыми, трепетными, сокровенными.

Ведь в настоящее время, когда человек испытывает постоянное воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном отношении окружающей среды, любой повод для неформального внимания к ребёнку, его внутреннему состоянию, переживаниям, ожиданиям, надеждам не может стать лишним.

Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми.

Доброжелательная улыбка педагогов и родителей, их поддержка и старание в создании общего эмоционально – позитивного микроклимата в группе – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка, делает его пребывание в коллективе детей счастливым и желанным.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год