Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование социокультурных ценностей у воспитанников через ознакомление с музыкальными культурами народов России
Занятия по Музыке
Автор: Романюк Татьяна Александровна   
13.10.2021 20:38

Формирование социокультурных ценностей у воспитанников через ознакомление с музыкальными культурами народов РоссииФормирование социокультурных ценностей у воспитанников через ознакомление с музыкальными культурами народов России

Консультация Т.А. Романюк, музыкальный руководитель МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 44» 2021г.

Мировое искусство и музыка, как один из его видов, играют очень большую роль в развитии способностей, в воспитании гармонично развитого человека, в формировании его толерантности, доброты, любви и уважения, дружелюбия и способности к сопереживанию. Мировая музыкальная культура позволяет малышу начать лучше понимать самого себя и окружающих, свое прошлое и настоящее, открывает возможность общения и духовного контакта с людьми разной национальности, создает условия для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Это понимание тесно связано с процессом восприятия музыки, который глубоко захватывает ребенка, а главное, в общении с музыкой ребенок легко находит выход творческой инициативы, интеллектуальной, и социальной активности. Мировое искусство и музыка, как один из его видов, играют очень большую роль в развитии способностей, в воспитании гармонично развитого человека, в формировании его толерантности, доброты, любви и уважения, дружелюбия и способности к сопереживанию.

Каков же понятийный аппарат в рамках формирования социокультурных ценностей у ребенка — дошкольника?

Социокультурные ценности – это жизнь человека, нравственные идеалы — истина, доброта, сострадание, толерантность, товарищество, красота, реализация своих способностей и быть счастливым.

 

Понятие «Культура» – происходит (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание). Понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности: мир повседневности и высших ценностей; предметный мир; мир деятельности и общения (Википедия).

Есть другое определение: «Культура» — человеческая (социальная) деятельность в ее ценностной, процессуальной, предметной и результативной определенности. Вся совокупность продуктов материальной и духовной целенаправленной деятельности человека (Философия науки: Словарь основных терминов).

Толерантность – (от лат. tolerantia – терпение) – это социологический термин, обозначающий принятие иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идеям (Википедия).

Начиная работать по данной проблеме, мы выделили принципы, которые легли в основу всей системы работы по данной теме:

  • принцип развивающего образования (проектная технология);
  • принцип полноты и достаточности содержания во взаимосвязи образовательных областей;
  • принцип практической применимости педагогических подходов (учет познавательных интересов и общечеловеческих ценностей);
  • принцип деятельности (самореализация и саморазвитие ребенка);
  • принцип креативности

Образовательная деятельность в рамках нашей проблемы была направлена на формирование средствами музыки нравственных качеств и правильного отношения ребенка-дошкольника к культурным особенностям и различиям людей страны.

Я хочу подчеркнуть, что решение поставленных задач осуществлялась во взаимосвязи 5 образовательных областей, что объединило нас, музыкальных руководителей, со всеми участниками образовательного процесса. В связи с социальной направленностью темы проекта в каждой образовательной области мы выделили задачи по социализации детей.

  1. Приобщать к музыкальному искусству разных народов России, обогащая опыт восприятия музыки, формируя предпосылки ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыки мира и межнациональной музыкальной культуры России.
  2. Способствовать осознанию детьми социально — нравственных, толерантных, познавательных, эстетических функций музыки.
  3. Развивать способность слышать и понимать черты своеобразия межнациональной музыкальной культуры России и мира на основе реализации творческо – исследовательской музыкальной деятельности ребенка.
  4. Способствовать образованию и самообразованию ребенка, повышению его самооценки и расширению коммуникативного опыта.

Работая над ознакомлением с культурами народов России, мы опирались на пособие: Метод проектов в образовательной работе детского сада, автор Л.В. Михайлова – Свирская, которая предложила методику «Модель 3-х вопросов»:

  1. «Что дети знают?», т.е. определяем сформированный объем знаний.
  2. «Что хотят узнать?». Определяем, каковы познавательные интересы ребенка. И обязательно ведем запись высказываний детей.
  3. «Что надо сделать, чтобы узнать?». И опять все записываем.

После чего, мы формулируем идею проекта, т.е. его название, но обязательно с вопросом, например «Зачем человеку бубен?», «Что такое масленица у народов России?»

Таким образом, мы учим ребенка планировать предстоящую работу, для того, чтобы ответить на свой вопрос.

Но при этом у педагога есть право вносить свои идеи, задавать вопросы, помогающие сформулировать мысль ребенка.

В ходе работы мы придерживаемся определенных правил. Вот некоторые из них:

  • ежедневное презентирование объектов в центрах группы, чтобы поддерживать интерес к проекту;
  • обязательное использование продуктов детской деятельности для решения образовательных задач;
  • доверять детям и не вмешиваться в их действия (когда не угрожает здоровью).

В процессе работы мы сформулировали цель: обогащение опыта восприятия музыки разных жанров, стилей народов России и представлений у детей о взаимосвязи жизни людей, равноправных и дружелюбных отношениях между ними в процессе реализации музыкально — проектной деятельности.

Работу начали с анкетирования на предмет выяснения, каких национальностей воспитанники посещают группы.

Наш детский сад посещают дети разных национальностей, но мы выбрали принципу большинства. Это: Россия, Чувашия и Дагестан.

Чтобы вызвать у детей интерес к проектной деятельности мы с детьми провели исследование «Какой Я национальности и где Я живу?». Далее пошли исследования по проблемам:

  • «Почему мамы разных народов поют колыбельные своим детям?»;
  • «Почему танец можно прочитать как книгу?»;
  • «Чем похожи и чем отличаются музыкальные инструменты разных народов?».

В ходе работы в режиме этих проектов у детей были сформированы представления:

  • независимо от места проживания – все народы похожи друг на друга;
  • Их малая Родина – республики – это частица России, общей Родины;
  • У каждого народы есть свои культурные особенности, но при этом они дружат между собой, уважают, защищают друг друга.

В ходе реализации проекта «Почему танец можно прочитать как книгу?» мы решали образовательные задачи:

  1. Воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа, к его традициям.
  2. Узнать о народных танцевальных коллективах России.
  3. Познакомиться с видами танцев – хороводные танцы и пляски.
  4. Познакомиться с основными движениями русского, саамского, чувашского, дагестанского, украинского танца на основе их сравнения и научиться понимать смысл движений.
  5. Познакомиться с особенностями национальных костюмов России (республик)

А в ходе его реализации вместе с детьми мы проделали следующую работу:

  • Дети учились работать с познавательной литературой, были на экскурсиях в ДДТ, ДК «Строитель» г. Североморска, посетили концерты танцевальных коллективов города. Просмотрели видеофрагменты танцевальных коллективов России (республик). Создали мини энциклопедию «Ансамбль «Берёзка», как символа России (русский девичий хоровод «Берёзка» (1948) на музыку русской народной хороводной песни «Во поле берёзонька стояла…». Репертуар: хороводы: «Берёзка», «Лебёдушка», «Цепочка», «Прялица», «Радуга», «Кружевницы»; композиции «Времена года»; пляски: «Сударушка», «Большой казачий пляс», «Балагуры», «Праздничная плясовая», «Раздольная», «Холостяки», «Сибирская сюита», «Ямщики»). Нарисовали схемы рисунка танца: круги, хороводные цепи, ряды. С помощью схем – символов дети научились создавать свои танцы. Научились создавать книжки – малютки «Пляски и танцы» (одиночная, парная, перепляс).

Наш опыт работы в режиме проектной технологии доказывает, что мировое искусство и музыка, как один из его видов, играют очень большую роль в развитии способностей, в воспитании гармонично развитого человека, в формировании его толерантности, доброты, любви и уважения, дружелюбия и способности к сопереживанию.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (213) выйдет
17 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год