Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию «Математическая игротека» для детей 4-7 лет
Математика детям
Автор: Светлана Евгеньевна Большакова   
30.04.2014 15:31

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию  «Математическая игротека» для детей 4-7 летРабочая учебная программа по дополнительному образованию «Математическая игротека» для детей 4-7 лет (составитель: старший воспитатель Большакова С.Е.) г. Сыктывкар, 2014
Цель программы:
Всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности, развитие логического мышления.
Задачи:
1. Развитие логических способностей
2. Формирование образного мышления
3. Развитие зрительной и слуховой памяти
4. Формирование умения анализировать, сравнивать, группировать и обобщать.
5. Формирование умения последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.
6. Развитие у детей основ конструирования и моделирования
7. Формирование творческой активности
8.Активизация навыков использования полученных знаний и умений на практике.
Содержание:
Задачи программы I года обучения
- Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом.
- находить пропущенную фигуру
- Учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты
-Упражнять в  плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности.
-Совершенствование внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук
I год обучения 35 занятий
Программное содержание
1. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, считалки, стихи-шутки.
2. Игры-головоломки со счетными палочками первой группы в определенной последовательности (составление геометрических фигур)
3. Логические задачи (найди ошибку, какая фигура следующая, какая фигура здесь лишняя и почему, найди чем отличаются и т.д.)
. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игры-головоломки (геометрические конструкторы): «Листик», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Т-образная головоломка».
Игры проходят в 4 этапа:
- ориентировка на образец
- ориентировка на часть образца
- ориентировка на контурное и силуэтное изображение
- творчество детей
5. Палочки Кюизенера (второй этап)
6. Блоки Дьенеша
7. Квадраты (двухцветные) Воскобовича.

8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 1 до 10)

9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка»

10. Игры Никитина (сложи квадраты, 1 и 2 уровень)

Итого: 35 занятий

Задачи программы II года обучения

- Упражнять детей в умении составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу другой; самостоятельный поиск путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения; умение высказывать предположительные решения, догадываться; учить запоминать и осмыслять характер преобразования и результат, и постоянно в ходе поиска решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями, умение предоставить возможные изменения в фигуре.

-развитие у детей умения осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; развитие логического мышления, смекалки и сообразительности при решении логических задач на поиск недостающих в ряду фигур.

- Учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты, собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению, зарисовывать придуманную и собранную картинку, обведя ее по внешнему контуру и т.д.

-Упражнять в  плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности; освоение количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте с использованием знаки >,<,=,≠, арифметических действий, состава числа из единиц, из двух, трех меньших чисел, составление задач по моделям, образование чисел второго десятка, кодирование и декодирование, моделирование многоугольников, ориентировка на плоскости.

-Совершенствование внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук

-Формирование логической операции, обозначаемой союзом «И», классификация по двум свойствам.

II год обучения 35 занятий

Программное содержание

1. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, считалки, задачи в стихотворной форме.

2. Игры-головоломки со счетными палочками (задачи на смекалку второй и третьей групп, преобразование одной фигуры в другую, изменение количества квадратов и фигур)

3. Логические задачи (поиск недостающих в ряду фигур по горизонтали и вертикали)

4. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игры-головоломки (геометрические конструкторы): «Сфинкс», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра», «Прямоугольники», «Пифагор».

Игры проходят в 4 этапа:

- ориентировка на образец

- ориентировка на часть образца

- ориентировка на контурное и силуэтное изображение

- творчество детей

5. Палочки Кюизенера (второй этап)

6. Задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры и т.д.

7. Квадраты (двухцветные, четырехцветные) Воскобовича.

8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 1 до 10, от 10 до 20)

9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка»

10. Игры Никитина (сложи квадраты, 2 и 3 уровень)

11. Игры с двумя обручами (блоки Дьенеша).

12. Часы

Итого: 35 занятий

Задачи программы III года обучения

- Учить сочетать практические и мысленные пробы или только в плане умственного действия – в уме, с обоснованием хода решения; упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задачи; планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения которые произойдут в фигуре в результате преобразования; высказывать предположения.

- Учить выделять признаки отличия одной группы фигур от другой

- Учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты, собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению, зарисовывать придуманную и собранную картинку, обведя ее по внешнему контуру и т.д.

-Упражнять в  плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности; освоение количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте с использованием знаки >,<,=,≠, арифметических действий, состава числа из единиц, из двух, трех меньших чисел, составление задач по моделям, образование чисел второго десятка, кодирование и декодирование, моделирование многоугольников, ориентировка на плоскости.

-Совершенствование внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук

-Формирование логической операции, обозначаемой союзом «И», классификация по двум-трем

свойствам;

III год обучения 35 занятий

Программное содержание

1. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, считалки, задачи в стихотворной форме.

2. Игры-головоломки со счетными палочками (задачи решаются с сочетанием практических и мысленных проб или только в плане умственного действия – в уме, и обоснованием хода решения)

3. Логические задачи (задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой)

4. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игры-головоломки (геометрические конструкторы): «Гексамино», «Пентамино», «Архимедова игра», «Танграм»

Игры проходят в 4 этапа:

- ориентировка на образец

- ориентировка на часть образца

- ориентировка на контурное и силуэтное изображение

- творчество детей

5. Палочки Кюизенера (второй – третий этап)

6. Задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры и т.д.

7. Квадраты (четырехцветные) Воскобовича.

8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 10 до 20)

9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка»

10. Игры Никитина (сложи квадраты, 3 уровень)

11. Игры с тремя обручами (блоки Дьенеша).

12. Игры на составление объемных фигур из кубиков (Куб-хамелеон, Кубики для всех)

Итого: 35 занятий

Ожидаемые результаты:

I год обучения

Уметь анализировать и обследовать зрительно-осязательным способом, уметь конструировать,

Моделировать, пространственно и логически мыслить, с развитой мелкой моторикой рук.

II года обучения

Уметь самостоятельно искать пути решения задач, обдумывать, высказывать предположительные решения, догадываться; запоминать и осмыслять характер преобразования и результат, и постоянно в ходе поиска решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями;

осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; конструировать, анализировать, моделировать, пространственно и логически мыслить, обобщать, исключать, классифицировать предметы. Совершать логические операции по двум свойствам.

III года обучения

- Уметь сочетать практические и мысленные пробы , осуществлять операции в уме; высказывать предположения,выделять признаки , конструировать, моделировать, быть творческой и самостоятельной личностью. Использовать знаки >,<,=,≠, осуществлять арифметические действия, составлять задачи по моделям, кодировать и декодировать

- Осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; конструировать, анализировать, моделировать, пространственно и логически мыслить, обобщать, исключать, классифицировать предметы. Совершать логические операции по трем свойствам, пространственно и логически мыслительного.

Оценка деятельности дошкольников.

Тестовые задания проводятся для групп II и III года обучения. За каждое выполненное задание ребенок получает 1 балл. II год обучения 5 тестовых заданий максимальное количество баллов – 9, III год – 18 баллов за 8 тестовых заданий.

Подсчет результатов:

II год

0-3 балла – низкий результат

4-6 баллов –средний результат

7-9 баллов – высокий результат

III год

0-6 баллов – низкий результат

7-12 баллов –средний результат

13-18 баллов – высокий результат

Условия реализации дополнительной образовательной программы «Математическая игротека»:

Учебные пособия:

-Дополнительная образовательная программа «Математическая игротека»

Учебно – методические пособия:

-Тарабанина Т.И., Детям о времени.  Ярославль: 1996 г.,

-Соколова Ю., Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет, М.-2002г.

-Столяр А.А. Давайте вместе поиграем, Игры с логическими блоками Дьенеша, СПб.

-Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) Спасатели приходят на помощь: схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты,

-Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) Поиск затонувшего клада,

-Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) праздник в стране Блоков

-Колесникова Е.В., Готов ли ваш ребенок к школе? Мышление и моторика, М.-1997г.

-Колесникова Е.В., Готов ли ваш ребенок к школе? Речь и математика, М.-1997г.

-Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Я готовлюсь к школе, М.-1996г.

-Новикова В.П., Тихонова Л.И., Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера: раздаточный материал для работы с детьми 3-7 лет.

Материально-техническое обеспечение:

- Кубики Никитина: Кубики для всех, Уникуб

- игры Никитина: Сложи квадрат

- счетные палочки

- Логические блоки Дьенеша

- Цветные счетные палочки Кюизинера

- Геометрические конструкторы: «Листик», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Т-образная головоломка», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра», «Прямоугольники», «Пифагор»,

«Гексамино», «Пентамино», «Архимедова игра», «Танграм»

-макеты часов

-плоскостные обручи

-квадраты Воскобовича

-таблицы на поиск недостающей фигуры

-таблицы на нахождение главного признака/отличия

- Математические корзинки Воскобовича

- Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год