Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Образовательная программа по математике и основам геометрии для дошкольников «Считалочка»
Математика детям
Автор: Вера Васильевна Гришкова   
17.01.2014 08:12

Образовательная программа по математике и основам геометрии для дошкольников «Считалочка»МБОУ ДОД ДДТ им. А. Торцева Школа раннего развития детей «Лучик»
Автор: Гришкова Вера Васильевна,
заведующая отделом социально-педагогической направленности, высшей квалификационной категории г. Мурманск, 2012год
Пояснительная  записка.                   
Образовательная программа дополнительного образования дошкольников  «Считалочка» разработана на основе методических разработок, рекомендаций, пособий, развивающих и интеллектуальных игр следующих авторов: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холина «Раз -  ступенька, два – ступенька», Я.Ф.Чекмарёв «Учимся считать», Г. Юдин «Заниматика», Н.В. Григорян «Математика, школьная программа вместе с родителями», серия «Школа для дошколят», Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка», А.З. Зак «Путешествие в сообразилию», Р.М. Хамидулина «Математика», Л.Н. Коротовских «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста», М.В. Корепанова, С.А. Козлова «Моя математика», Б.П. Никитин  «Ступеньки творчества или развивающие игры»  и другие.  При составлении  программы учитывались интересы детей данного возраста, основные положения программ ФГОС начальной школы, социальный запрос, пожелание родителей. 

Скачать полный конспект

Форма реализации  программы – детские объединения школы раннего развития детей.
Программа носит вариативный характер.
Процесс обучения детей ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации ребенка в системе дополнительного образования детей, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу обучающихся.
Данная  программа  может быть успешно реализована при наличии необходимой  материально-технической базы, заинтересованного отношения к данной образовательной деятельности  как самого педагога, так и детей.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Актуальность программы состоит в том, что дошкольное воспитание и образование детей является важным звеном общей системы образования.  Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет ребятам удовольствие получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения детей к обучению является дошкольный  возраст. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким – либо видам мыслительной деятельности.
У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие.
Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Многократность отработки навыков и умений, повтор действий повышают качество усвоения образовательной программы.                               Дошкольники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Какой восторг и чувство собственного достоинства испытывает ребенок, участвуя в математической олимпиаде для выпускников школы, как переживает чувство своей значимости, становясь не только участником, но и победителем. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка.
Воспитательный эффект занятий во многом зависит от того, как отобран и организован учебный материал.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей  дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыков обучающихся,  а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.

Новизна программы заключается в организации процесса освоения  образовательного материала:
ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание дошкольников опосредованно акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности;
в конце каждой изученной темы проводится итоговая ролевая или деловая игра. Игровые упражнения помогают ребенку адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры – это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся, это средство расширения, углубления и закрепления знаний.
Таким образом, обучающиеся включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является вариативность внедрения в систему образования:                                         *как комплексная (входит в общий комплекс обучения, как неотъемлемая часть образовательной системы школы раннего развития детей),                                                *как интегрированная программа (взаимосвязана с другими учебными предметами: художественный труд, изо,  развитие речи, английский язык  и другие),                                                                                                                                               *как отдельная программа обучения дошкольников элементарным математическим представлениям, которые являются базой обучения другим предметам.                                                                                                                      А также имеет тесную взаимосвязь с техническим, экономическим, экологическим и другими направлениями воспитательного процесса.

Цель и задачи программы

Цель программы:  формирование  устойчивого интереса детей к  познавательной мыслительной  деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.

Задачи:
1. содействовать развитию наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка);
2. развивать внимание, память, расширять сенсорный опыт;
3. пробуждать интерес и любознательность к познанию, вводить                   в активную речь элементарные математические термины;
4. способствовать формированию умения  самостоятельно решать простейшие задачи в процессе  обучения (выбор  способа решения, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания в решении других задач);
5. воспитывать трудолюбие, терпение, доброжелательные отношения со сверстниками во время  занятий.


Принципы  построения  программы
Программа построена на основе следующих принципов:
* Дифференцированного подхода.
Ведется совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества.
Учитывается индивидуальность каждого ребенка.
Системность подхода к решению теоретических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного обучения.
Обучение ведется последовательно «от простого к сложному»
*Учета возрастных особенностей.
Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста  детей.
*Наглядности.
При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал.
*.Доступности и креативности
Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке.
Дети выполняют работы по принципу «делай как я», «посмотри на образец и  сделай  лучше и интереснее»,    «посмотри на чертеж и  сделай  самостоятельно». При  этом участие  педагога  обязательно.                          *Единства развивающей и диагностирующей функций
Применяемые методы обучения соответствуют его содержанию.
Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и последующим осуществляется с обязательной фиксацией  фактов усвоения: тесты, диагностика, контрольные занятия, проводятся занятия обобщения  и закрепления,  олимпиады, оформляется портфолио каждого ребенка. Применяются в практической работе аналогии, сравнения, сопоставления, позволяющие проанализировать степень овладения детьми содержания образовательной программы, оценить их  интеллектуальное творчество.
*Связь теории с практикой.
Каждый блок программы заканчивается повторением и обобщением пройденного материала, где дошкольники на практике могут показать свои знания. 
*Принцип воспитания в процессе деятельности.
Поощрение активности детей, чередование их деятельности с отдыхом, требовательное отношение к недостаткам деятельности.

На основе принципов построения программы определяются приемы и  методы обучения и воспитания.

Методы
*Словесный  (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог).
*Наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование).
*Исследования (знакомство с библиотечным фондом и электронными носителями).
*Практическая работа (упражнения, зарисовки, схемы, чертежи).
*Наглядный (образцы, таблицы, схемы, раздаточный материал)
*Обучения успехом (поощрения, открытые занятия для родителей).
*Игровой (путешествия, конкурсы, соревнования, праздники, ролевые и деловые игры и др.).
*Убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности).

Сроки реализации, объём программы
Программа предназначена для детей  дошкольного возраста от 4 до 7 лет, рассчитана на три года обучения, 36 часов в год.

Формы  и режим  занятий:
игра, конкурс, викторина, объяснение, практическое занятие, соревнование, диалог.  

Занятия  проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня  в хорошо оборудованном помещении при наличии необходимого  материала. Работа ведется как со всей группой, так и по парам и звеньям, а также индивидуально с каждым ребенком.  Расписание  занятий составляется с учетом климатических условий Крайнего Севера, режима  работы общеобразовательного учреждения. Наполняемость группы  от 10 до 15 человек.
При зачислении в детское объединение каждый родитель должен представить справку от врача о состоянии здоровья ребенка                                  с заключением о возможности заниматься в детском объединении.

Методическое обеспечение
* наглядный  материал (таблицы, пособия, образцы),
* раздаточный материал, который постоянно пополняется и совершенствуется,
* сценарии, разработки, конспекты.

Материально – техническое обеспечение
- дидактический материал, школьная доска, тетради, карандаши, ластик,
аудио и видеоаппаратура, ПК.

Способы определения и фиксации результатов
В процессе реализации программы проводится тестирование детей, опрос родителей, составляется индивидуальная диагностическая карта обучающегося и портфолио выпускников.
А также педагог отслеживает результаты детей  с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр. Используются тесты:
*А. Зака (игры «Просвет», «Разное – одинаковое», тренировочные задачи)
*упражнения С. Коваль на развитие памяти
*рисуночные тесты С. Степанова
*диагностические таблицы А. Марковой по выявлению способностей дошкольника к учению и его мотивации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Считалочка»
Подведение итогов реализации программы проводится в виде  открытых занятий для родителей, тестовых заданий,  анкетирования родителей,  олимпиад для выпускников, ролевых и деловых игр обобщающего характера, заключительного праздника.

Первый год обучения.
Ожидаемые результаты
По программе к концу  первого года обучения,  дети должны
знать:
*названия и последовательность чисел от 0 до 5;
* знать геометрические фигуры (круг, квадрат,  прямоугольник, треугольник);
*  части суток: день, ночь, утро, вечер;
* понятия: вчера сегодня, завтра;
Уметь:
*читать, записывать числа в пределах 5 и сравнивать их;
* получать число путем прибавления единицы к предыдущему числу и путем вычитания из последующего;
*составлять и решать  простые задачи на сложение и вычитание;
*сравнивать предметы по величине, пользуясь понятиями: шире - уже, длиннее - короче, выше - ниже и т. д.;
*сравнивать количества: столько же – не столько же, группы предметов: один – много и уравнивать их двумя способами;
*моделировать  реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур по образцу;
*ориентироваться в пространстве «от себя»: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;
*ориентироваться во времени суток: день – ночь, утро – вечер.
*владеть навыками коммуникативного отношения со сверстниками во время занятий;
*правильно организовать рабочее место.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год