Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие у дошкольников логико-математических представлений посредством использования цветных палочек
Математика детям
Автор: Исакина Елена   
13.01.2014 23:18

Развитие у дошкольников логико-математических представлений посредством использования цветных палочекЧтобы переварить знания,
надо поглощать их с аппетитом!
А.Франс

Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и форме, величине, размерах, отношениях. Математическое мышление – это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х.Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами различных стран в работе с детьми, начиная с младшей группы детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Мы стараемся в достаточной мере использовать цветные палочки Кюизенера в своей практической работе с детьми по ознакомлению с основными математическими понятиями и представлениями в процессе разнообразных игр и занятий.
Работу с палочками мы делим на несколько этапов:
1-й этап – знакомство с цветными палочками Кюизенера;
2-й этап – игры, способствующие усвоению эталонов цвета;
3-й этап – изучение понятий «высокий – низкий», «длинный-короткий» и др.;
4-й этап – развитие у дошкольников количественных представлений;
5-й этап – понятие состава числа;
6-й этап – обучение математическим действиям с палочками (сложение, вычитание);
7-й этап – измерение с помощью палочек Кюизенера;
8-й этап – решение логических задач.
На первом этапе главная цель – заинтересовать дошкольников в форме игры цветными палочками. Предлагаем детям рассмотреть, потрогать палочки, разделить их по цвету, длине, посчитать, а также выложить различные фигуры по желанию детей.
Задачи второго этапа – научить детей группировать палочки по цвету, активизировать в речи слова «такая же», «одинаковые по цвету и длине», развивать зрительный глазомер. Проводим с детьми различные игры, способствующие усвоению детьми эталонов цвета: «Строим дорожки», «Ленточки в подарок», «Подбери крышу к домику» и т.д.
На третьем этапе изучаем с детьми понятия о длине, ширине, высоте, учим сравнивать палочки по этим понятиям. Используем с детьми разнообразные игровые задания:
- «Поезд» - каждый ребенок строит поезд, прикрепляет к паровозу вагончики, начиная с самого длинного (короткого);
- «Заборы высокие и низкие» - предлагаем детям построить заборы около домов; обращаем внимание, что на крышах домов – цифры, дети должны подобрать палочки в соответствии с этими цифрами и построить из них заборы;
- «Мосты через реку» - каждый ребенок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки, чтобы их длина перекрывала ширину реки.
Основная цель следующего этапа – развитие у дошкольников количественных представлений. На этом этапе учим детей отбирать палочки нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию педагога. Подводим детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число. Предлагаем построить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров в соответствии с количеством мест в каждом вагончике. Используя палочки, дети учатся находить ответы практическим путем. Для закрепления порядкового счета используем игру «Путешествие на поезде», в процессе которой задаем детям вопросы: «Каким по порядку стоит голубой вагончик?», «Вагон какого цвета стоит пятым?», «Какого цвета вагон левее желтого?» и другие. Для закрепления понятия отношений между числами натурального ряда используем игровое упражнение «Весы». Дети на одну чашу весов помещают палочки большего размера и сравнивают их с палочками меньшего размера на другой чаше весов. Упражняем детей в умении считать «двойками» (игра «Мы с Тамарой ходим парой»), а также знакомим с понятием «Четные-нечетные числа» (игра Чет-Нечет»).
Одной из важных задач математического развития дошкольников является формирование понятия о составе числа. Большую помощь в этом оказывают палочки Кюизенера. С помощью их закрепляем умение ребенка составлять число из двух меньших чисел. В игре «Посели жильцов в домик» предлагаем детям заселить каждый этаж пустующего домика с цифрой на крыше двумя палочками. В игре «Сплети коврик» предлагаем сплести коврик заданного размера. Коврик считается законченным, если учтены все варианты состава заданного числа. Для закрепления состава числа используем задания: «Какие палочки ты бы использовал, чтобы ответить на вопросы:
- сколько тебе лет?
- сколько пальцев на одной руке?
- сколько ног у курицы?
-сколько дней в неделе? и т.д.
Следующий этап работы – обучение математическим действиям сложения и вычитания чисел. С помощью палочек дети учатся соотносить цвет и число, пользуются арифметическими знаками, учатся находить палочку, в сумме равную двум данным, находят разность чисел, записываю арифметические действия с помощью цифр и математических знаков «плюс», «минус», «равно».
С помощью палочек Кюизенера дети учатся проводить измерения различных предметов. Так в упражнении «Узнай длину коврика» дети измеряют длину ковра шагами и приходят к выводу, что чем больше мерка, тем меньше число шагов и наоборот. Затем измеряют длину коврика с помощью мерок-палочек и делают выводы: лента, в которой мерка уложилась больше раз, длиннее. При изменении длины разными мерками дети приходят к выводу, что чем меньше мерка, тем меньше число, чем больше мерка, тем больше число, и таким образом находят зависимость между измеряемыми величинами, меркой и результатом, устанавливают логические связи.
Цветные палочки Кюизенера мы используем и для решения логических задач. Например, предлагаем детям составить «Детскую железную дорогу», выполнив следующую инструкцию: «Наш поезд будет состоять из трех вагонов: голубого, желтого и розового. Желтый вагон должен стоять в середине поезда, а розовый должен быть не первым. В какой последовательности должны стоять вагоны нашего поезда?». Так на основе зрительно воспринимаемой информации дети учатся понимать предложенную задачу и решать ее.
Виды детской деятельности, на которых используются палочки Кюизенера, достаточно разнообразны. Мы используем их во время проведения непосредственно образовательной деятельности:
- по математике (состав числа, прямой и обратный чет и т.д.);
- по конструированию (в качестве конструктора для построения плоскостных и объемных фигур, построек и т.д.);
- по аппликации (откладывание требуемой длины бумаги, измерение размеров вырезаемых предметов и т.д.);
- по рисованию (для определения цветовой композиции в той или иной росписи, для составления узоров и т.д.);
- по ознакомлению с художественной литературой (выкладывание «волшебных» дорожек сказочных героев, предметов из прочитанных сказок и т.д.).
Вне занятий, в совместной и самостоятельной деятельности, используем альбомы «Посудная лавка», «На золотом крыльце…», «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком».
Таким образом, активное использование цветных палочек Кюизенера способствует успешному формированию математических представлений, развитию внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления, дошкольников. Разнообразные игровые задания и упражнения стимулируют интерес к познанию нового, воспитывают волю, усидчивость и целеустремленность будущих первоклассников.

Список использованной литературы

1.    Кузьмина В.А. Открываем мир цветной алгебры с помощью палочек Кюизенера. – Новочебоксарск, 2011.
2.    Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. – Москва, 2008.
3.    Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры с палочками Кюизенера. – Москва, Мозаика-Синтез, 2010.
4.    Финкельштейн Б.Б., Хвостова Э. «На золотом крыльце сидели…», «Кростики», «Волшебные дорожки». – СПб, Корвет, 2010.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 6 (127) выйдет
23 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год