Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Палочки X. Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте
Математика детям
Автор: Андреева Елена Сергеевна   
26.07.2022 03:23
Палочки X. Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрастеВо всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами ( например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Они необходимы для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.
С математической точки зрения палочки - это множество на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности ("самостоятельного математического исследования") .
С помощь цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше - меньше", "больше -меньше на...", познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению школьной алгебры.
Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является число два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам. Набором палочек обеспечивается каждый ребенок. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнение в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи : составление " поездов" одинаковой длинны из двух, трех, четырех и т. д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой - меркой разных палочек и т. д.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможности детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнения.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.
(Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.)

Занятие по математике в подготовительной к школе группе "Путешествие в мир интересного "

 

Программное содержание: учить ориентироваться в пространстве, упражнять в количественном и порядковом счёте, закрепить знание цифр первого десятка, развивать математические способности детей, умение "читать схему-алгоритм"; закрепить представления о геометрических фигурах, развивать умение выявлять, абстрагировать и называть цвет, форму, размер и толщину фигур; развивать творческое воображение, умение мыслить; воспитывать желание заниматься математикой.
Демонстрационный материал: наборное полотно с карточками-цифрами, коробка карандашей, плоскостные геометрические фигуры, карта с декодированной информацией, запись песни "Улыбка" Шаинского.
Раздаточный материал: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, карточки с заданиями для блоков, карточки с цифрами, сюжетные картинки для составления задач.
Ход занятия: Дети под музыку "Улыбка" входят в группу и здороваются с гостями.
-Ребята, к нам пришли сегодня гости, кто же мы с вами? (Хозяева)
-А какими должны быть они? (Доброжелательными, приветливыми, радостными)
-Правильно. Так давайте встанем все в круг, возьмёмся за руки, пожмём их и
улыбнёмся друг другу и гостям (игра "Доброе тепло") . Если у кого-то и было не очень хорошее настроение, оно несомненно сейчас улучшилось. Итак, настроение отличное, самое время отправиться в путешествие. Но сначала ответьте мне на вопрос. Мы с вами каждое утро делаем зарядку, а для чего она нужна? (Быть здоровыми и крепкими). Я с вами согласна и хочу вам предложить сейчас зарядку для ума. Это вопросы, на которые вы должны быстро ответить:
-Какой сейчас идёт месяц?
-Какое время года?
-Какой сегодня день недели? А какой будет завтра?
-Какое сегодня число?
-Сколько зимних месяцев?
-Умницы, на все вопросы ответили правильно! Ребята, я знаю, что вы любите
отгадывать загадки и решила загадать одну сейчас вам.
Ножек четыре,
Шляпка одна.
Нужен, коль станет
Обедать семья.
-Про что эта загадка? (Про стол) Почему вы решили, что это стол, а может быть это стул, ведь у него тоже четыре ножки и одна шляпка. (Ответы детей)
-Конечно, вы правы, семья садиться обедать за стол, на один стул все сесть не смогут. Так давайте и мы с вами подойдём к столу, здесь вас ждёт интересное задание. Возьмите, пожалуйста, по своему желанию или картинки или карточки с цифрами и пройдите за свои столы, где с помощью них сможете составить и решить свою задачу. Но вначале помогите мне справиться со своим заданием (на фланелеграфе карточка с цифрами). Скажите, из чего состоит задача? (из условия, вопроса и решения) Вот и послушайте мою задачу: "Мальчик положил в коробку красные и зелёные карандаши. Сколько там карандашей?"
-Можно ли ответить на этот вопрос? (нет) А почему? (надо знать, сколько было красных и зелёных карандашей.) Это задача? (нет) Значит, я неправильно составила задачу, кто исправит мою ошибку, используя данную схему.
Артём, пожалуйста, составь задачу. "Я в коробку положил 6 красных карандашей и 3 зелёных. Сколько всего карандашей получилось?"(9)
-Молодец, а теперь составьте свои задачи по картинкам или карточкам. (Дети составляют и решают свои задачи с помощью цифр).
-С помощью чего мы можем проверить решение задачи (палочки Кюизенера). (Дети доказывают правильность решения задач.) -А сейчас, ребята, давайте отдохнём.

Физкультминутка: Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

-А сейчас, ребята, я вам расскажу одну интересную историю. Тихонько подойдите все ко мне и послушайте. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были геометрические фигуры. Жили, ссорились и не дружили друг с другом. Посмотрите в наш угол 1, какая геометрическая фигура там расположилась?
- А какая в 2? А в 3?
-Дети, закройте глаза и отгадайте, какая фигура находится в углу 4?(три вершины, три угла, три сторонки, вот и я.) Открыли глаза. Аня, правильно ли мы отгадали загадку? (ответ ребёнка)
-Вот видите, все они рассорились и находятся в разных углах. Как бы нам их примирить. Ведь в математике они называются одним математическим названием, каким же? (геометрические фигуры.)
-Однажды в этом царстве появился Добрый Волшебник. Он решил помирить геометрические фигуры и сложил их все в домики-коробочки. Но дорогу к ним нужно найти с помощью нашей карты (алгоритма). Фигуры нужно использовать именно те, которые изображены (дети работают по декодированной информации) и действовать в построении строго по стрелочкам. (Воспитатель старается запутать детей, кладёт геометрические фигуры не того цвета или не той формы, но дети спорят и исправляют ошибку.)
-Ребята, вот мы с вами и попали на снежную поляну, у нас же какое время года (зима), вот и замело всё снегом. А ну-ка давайте посмотрим, что там под снежинками находится. Вот мы и нашли домики геометрических фигур. А давайте проверим, какие они стали дружные. Необходимо построить из геом. фигур такую тропинку, которая указана на карточках-символах (работа с блоками Дьенеша). Докажите, что вы правильно построили свои дорожки (раскодировывают информацию).
-Вы так хорошо работали на занятии, что мне хочется сказать вам одно слово, дать оценку вашей работы. Но оно зашифровано (на наборном полотне выставляются цифры в порядке возрастания, путём замещения, т.е. переворачивают обратной стороной).
МОЛОДЦЫ! (дети читают). Вы справились со всеми заданиями и доказали, что вы добрые, умные и всегда готовы прийти на помощь. А что нового вы узнали сегодня? Что было для вас самым интересным? Что было трудно? Но вы все справились! Мне это очень приятно, и за это я вам всем хочу подарить вот такие карточки, чтобы у вас всегда было весёлое настроение, тогда узнавать всё новое и справляться с трудностями будет гораздо легче.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 10 "Малютка"

Воспитатель: Андреева Елена Сергеевна
 
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год