|
Проект в средней группе: «Круг, квадрат — сказка на новый лад»
Продукт. Атрибуты, созданные вместе с детьми, для игры-драматизации (настольный или напольный театр).
Цель. Обогащение сенсорного опыта (уточнение и расширение представлений о форме и фигурах), способствовать освоению детьми геометрических фигур как эталонов формы.
Задачи
- Активизировать интерес детей к играм с «сенсорными» материалами, совместной со взрослым деятельности. Вызвать интерес к выделению формы в окружающих предметах.
- Обогащать сенсорный опыт детей (выделений свойств), способствовать освоению общепринятыми эталонами (геометрические фигуры); развивать умения различать предметы по форме, геометрические фигуры (круг, квадрат и другие (треугольник или прямоугольник) — в зависимости от предыдущего опыта и особенностей детей группы), выделять значимые различия (по количеству или наличию углов, сторон).
- Развивать обследовательские умения, направленные на выделение элементов геометрических фигур, свойств предметов (цвета, размера), стимулировать практические действия по группировке предметов по 1—2-м признакам в группы, развивать умения выделять свойства, соотносить с эталоном.
- Познакомить (продолжать знакомить или расширять представления, если дети посещали предыдущие группы) со способами сравнения фигур (прием наложения); развивать умения выделять форму предметов и элементов специальных дидактических множеств (наборе геометрических фигур, блоках Дьенеша) и достаточно однородных предметах окружения (игрушках, книгах и др.).
- Уточнить понимание детьми слов, выражающих свойства предметов (форму, размер, цвет), геометрические фигуры, численность множеств (много кругов, мало или один квадрат); активизировать их использование в диалоге с педагогом.
- Расширять представления детей о формах предметов (природных объектов, бытовых предметов, предметов мебели); подвести к пониманию связи формы предмета и ее некоторых функций (круглая форма днища сковороды и кастрюли).
- Развивать умения игровой, художественно-творческой деятельности: обыгрывать эпизод, продукт деятельности в игре с педагогом, принимать участие в сотворчестве со взрослым, принимать предложенный взрослым замысел, создавать простые изображения на основе круга, квадрата (приемами печатания готовыми формами, дорисовывания заготовок, рисования круга приемом спиралью из центра), лепка приемом раскатывания между ладонями (развития формообразующих движений, моторных умений), умение создавать декоративное изображение (ритмичное заполнение формы-основы элементами).
Мотивационный этап. Проблемная ситуация. Педагог напоминает детям сказку «Теремок», уточняет их впечатления, предпочтения, предлагает послушать, сказку на новый лад — в сказке вместо персонажей будут необычные герои: круг, квадрат и другие фигуры.
Вопросы для активизации деятельности. Вопросами педагог активизирует детей к обсуждению (какие фигуры они знают?). Предлагают рассудить: «Какая фигура самая важная?», «Как можно догадаться, где круг, а где квадрат из представленных фигур?»
Обсуждение вариантов будущего «театра»: макет «теремка» (который включает осваиваемые геометрические фигуры: квадратные стены дома, треугольная крыша, круглое окно) вносится педагогом в начале детской деятельности или на 3-м этапе.
Проблемно-деятельностный этап
|
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности (образовательная ситуация)
|
Образовательная деятельность в режимных моментах
|
Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)
|
Взаимодействие с родителями
|
|
«Знакомьтесь, старые наши друзья — круг и квадрат».Уточнение представлений детей о данных фигурах, развитие умений различать и называть, развитие обследовательских действий (прокатывание объемных форм (шара и куба), прием наложения плоскостных фигур, выделение структурных элементов — углов). Задания: найти круг и квадрат в дидактической картинке, обнаружить в ящике с песком круглые и квадратные фигуры, выложить из блоков Дьенеша дорожки к домикам и др.
|
Чтениестихов о формах и фигурах.
Совместная деятельностьс педагогом по декорированию основы (прямоугольника) отпечатками штампов-фигур (ритм расположения на листе, сочетание 2 цветов). Игры с песком (поиск фигур в песке, рисование фигур на песке). Игра «Чудесный мешочек». Упражненияна развитие моторики «Пальчиковая гимнастика»
|
Размещениеколлекции (набора плоских и объемных геометрических фигур разного размера и цвета) для сортировки и группировки.
Рамки-вкладыши Монтессори.
Игры по типу лото или домино («Какой формы?»)
|
|
|
«Круг и квадрат потерялись...»Выделение формы предметов на примере дидактических картин и предметов окружающей обстановки: развитие умений выделять форму предметов, структурные части фигур, обследовать предметы (проводить пальчиком, ладонью по поверхности и др.)
|
Освоение игры с блоками Дьенеша «Клады» (одновременное выделение 2—3-х свойств (цвета, формы, размера) — по возможностям детей). Чтениесказки «Колобок». Лепкапо теме «Веселые Колобки» (развитие формообразующих движений, приемов скатывания между ладонями круговым движением)
|
Дидактические игры «Лото форм», «Какой формы?» и др. Игры с блоками Дьенеша «Клады»: построение дорожек заданного свойства (одинаковые по форме или цвету), группировка блоков по заданному свойству (круглые, красные и др.). Игры с разными по размеру и цвету мячами, воздушными шарами
|
Декорированиеосновы-платка геометрическими фигурами (штампами с формой круга и квадрата).
|
|
«Круг и квадрат в парке». Рассматривание форм предметов и природных объектов, выделение форм, соотношение с фигурами, обследование (зрительное и тактильное), группировка по свойствам
|
Рассматривание коллекции листьев и природных объектов (соотношения с эталонами формы приемом накладывания)
|
Изготовление «продуктов питания» для кукольного уголка (вырезание разными формочками из раскатанного скалкой пласта пластилина или глины, отпечатывания формочками в основах-заготовках «Коротка разных конфет», «Печенье в упаковке» и др.)
|
Рассматриваниеформы предметов (на кухне, в ванной или гостиной). Рисованиеили коллажирование по теме «Круг на кухне!» (круглая сковорода, днище кастрюли и др.)
|
|
«Где спрятались фигуры?» (на основе интеграции образовательных областей и детской деятельности). Выделение формы окружающих предметов, называние, обследование; дорисовывание основ (круг, квадрат и другие осваиваемые фигуры)
|
Образовательная ситуация
«Круг, квадрат и другие фигуры на кухне». Уточнение представлений о фигурах, сравнение фигур между собой приемом наложения, выделение формы в окружающих предметах, называние
|
Игры с рамками-вкладышами Монтессори: составление коврика или печатание вкладышами на пласте теста или отпечатками красок на основе
|
|
|
«Рисуем круги и квадраты».Дорисовка фигур (круг — солнце, цветок, лицо человека и др.), квадрат — окно, дом, стол и др.); декорирование элементами, обыгрывание
|
Совместное с педагогом (хоровое или индивидуальное) декларирование стихов о формах и фигурах
|
Рассматривание фигур и форм, изображенных на дидактических материалах (плакаты или полуготовые формы с изображениями предметов и фигур)
|
|
Творческий этап. Игра-драматизация (по типу режиссерской игры) с разыгрыванием эпизодов прихода фигур в теремок и выполнением ряда заданий (найти фигуры в изображении, выбрать круг, квадрат из дидактических материалов, дорисовать круг, превратив в какой-нибудь предмет). Сказку — развертывание эпизодов — рассказывает педагог; вопросами активизирует детей подсказывать фигурам слова («Чем отличаются? Что есть у квадрата, но нет у круга? На какую фигуру больше похожа сковорода, мячик?»).
|