Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Проект в средней группе: «Круг, квадрат — сказка на новый лад»
Математика детям
Автор: Скороходова Елена Васильевна Коваленко Ирина Владимировна   
13.12.2025 09:37

Проект в средней группе: «Круг, квадрат — сказка на новый лад»Проект в средней группе: «Круг, квадрат — сказка на новый лад»

Продукт. Атрибуты, созданные вместе с детьми, для игры-драматизации (настольный или напольный театр).

Цель. Обогащение сенсорного опыта (уточнение и расширение представлений о форме и фигурах), способствовать освоению детьми геометрических фигур как эталонов формы.

Задачи

  1. Активизировать интерес детей к играм с «сенсорными» материалами, совместной со взрослым деятельности. Вызвать интерес к выделению формы в окружающих предметах.
  2. Обогащать сенсорный опыт детей (выделений свойств), способствовать освоению общепринятыми эталонами (геометрические фигуры); развивать умения различать предметы по форме, геометрические фигуры (круг, квадрат и другие (треугольник или прямоугольник) — в зависимости от предыдущего опыта и особенностей детей группы), выделять значимые различия (по количеству или наличию углов, сторон).
  3. Развивать обследовательские умения, направленные на выделение элементов геометрических фигур, свойств предметов (цвета, размера), стимулировать практические действия по группировке предметов по 1—2-м признакам в группы, развивать умения выделять свойства, соотносить с эталоном.
  4. Познакомить (продолжать знакомить или расширять представления, если дети посещали предыдущие группы) со способами сравнения фигур (прием наложения); развивать умения выделять форму предметов и элементов специальных дидактических множеств (наборе геометрических фигур, блоках Дьенеша) и достаточно однородных предметах окружения (игрушках, книгах и др.).
  5. Уточнить понимание детьми слов, выражающих свойства предметов (форму, размер, цвет), геометрические фигуры, численность множеств (много кругов, мало или один квадрат); активизировать их использование в диалоге с педагогом.
  6. Расширять представления детей о формах предметов (природных объектов, бытовых предметов, предметов мебели); подвести к пониманию связи формы предмета и ее некоторых функций (круглая форма днища сковороды и кастрюли).
  7. Развивать умения игровой, художественно-творческой деятельности: обыгрывать эпизод, продукт деятельности в игре с педагогом, принимать участие в сотворчестве со взрослым, принимать предложенный взрослым замысел, создавать простые изображения на основе круга, квадрата (приемами печатания готовыми формами, дорисовывания заготовок, рисования круга приемом спиралью из центра), лепка приемом раскатывания между ладонями (развития формообразующих движений, моторных умений), умение создавать декоративное изображение (ритмичное заполнение формы-основы элементами).

 

Мотивационный этап. Проблемная ситуация. Педагог напоминает детям сказку «Теремок», уточняет их впечатления, предпочтения, предлагает послушать, сказку на новый лад — в сказке вместо персонажей будут необычные герои: круг, квадрат и другие фигуры.

Вопросы для активизации деятельности. Вопросами педагог активизирует детей к обсуждению (какие фигуры они знают?). Предлагают рассудить: «Какая фигура самая важная?», «Как можно догадаться, где круг, а где квадрат из представленных фигур?»

Обсуждение вариантов будущего «театра»: макет «теремка» (который включает осваиваемые геометрические фигуры: квадратные стены дома, треугольная крыша, круглое окно) вносится педагогом в начале детской деятельности или на 3-м этапе.

Проблемно-деятельностный этап

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности (образовательная ситуация)

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

«Знакомьтесь, старые наши друзья — круг и квадрат».Уточнение представ­лений детей о данных фигурах, развитие умений различать и называть, развитие обследовательских действий (прокатыва­ние объемных форм (шара и куба), при­ем наложения плоскостных фигур, выде­ление структурных элементов — углов). Задания: найти круг и квадрат в дидак­тической картинке, обнаружить в ящике с песком круглые и квадратные фигуры, выложить из блоков Дьенеша дорожки к домикам и др.

Чтениестихов о формах и фигу­рах.

Совместная деятельностьс пе­дагогом по декорированию осно­вы (прямоугольника) отпечатками штампов-фигур (ритм расположе­ния на листе, сочетание 2 цветов). Игры с песком (поиск фигур в пе­ске, рисование фигур на песке). Игра «Чудесный мешочек». Упражненияна развитие моторики «Пальчиковая гимнастика»

Размещениеколлекции (набора пло­ских и объемных геометрических фи­гур разного размера и цвета) для сор­тировки и группировки.

Рамки-вкладыши Монтессори.

Игры по типу лото или домино («Ка­кой формы?»)

 

«Круг и квадрат потерялись...»Выде­ление формы предметов на примере ди­дактических картин и предметов окружа­ющей обстановки: развитие умений вы­делять форму предметов, структурные части фигур, обследовать предметы (про­водить пальчиком, ладонью по поверхно­сти и др.)

Освоение игры с блоками Дьене­ша «Клады» (одновременное выде­ление 2—3-х свойств (цвета, фор­мы, размера) — по возможностям детей). Чтениесказки «Колобок». Лепкапо теме «Веселые Колоб­ки» (развитие формообразующих движений, приемов скатывания между ладонями круговым дви­жением)

Дидактические игры «Лото форм», «Какой формы?» и др. Игры с блоками Дьенеша «Клады»: построение дорожек заданного свой­ства (одинаковые по форме или цве­ту), группировка блоков по заданно­му свойству (круглые, красные и др.). Игры с разными по размеру и цвету мячами, воздушными шарами

Декорированиеосновы-платка геометрически­ми фигурами (штампами с формой круга и квад­рата).

«Круг и квадрат в парке». Рассматрива­ние форм предметов и природных объек­тов, выделение форм, соотношение с фи­гурами, обследование (зрительное и так­тильное), группировка по свойствам

Рассматривание коллекции ли­стьев и природных объектов (соот­ношения с эталонами формы прие­мом накладывания)

Изготовление «продуктов питания» для кукольного уголка (вырезание разными формочками из раскатан­ного скалкой пласта пластилина или глины, отпечатывания формочками в основах-заготовках «Коротка разных конфет», «Печенье в упаковке» и др.)

Рассматриваниефор­мы предметов (на кухне, в ванной или гостиной). Рисованиеили коллажирование по теме «Круг на кухне!» (круглая сковоро­да, днище кастрюли и др.)

«Где спрятались фигуры?» (на основе интеграции образовательных областей и детской   деятельности). Выделение формы окружающих предметов, называ­ние, обследование; дорисовывание основ (круг, квадрат и другие осваиваемые фи­гуры)

Образовательная ситуация

«Круг, квадрат и другие фигуры на кухне». Уточнение представлений о фигурах, сравнение фигур между собой приемом наложения, выделе­ние формы в окружающих предме­тах, называние

Игры с рамками-вкладышами Монтессори: составление коврика или пе­чатание вкладышами на пласте теста или отпечатками красок на основе

 

«Рисуем круги и квадраты».Дорисовка фигур (круг — солнце, цветок, лицо че­ловека и др.), квадрат — окно, дом, стол и др.); декорирование элементами, обы­грывание

Совместное с педагогом (хоровое или индивидуальное) декларирова­ние стихов о формах и фигурах

Рассматривание фигур и форм, изо­браженных на дидактических мате­риалах (плакаты или полуготовые формы с изображениями предметов и фигур)

 

Творческий этап. Игра-драматизация (по типу режиссерской игры) с разыгрыванием эпизодов прихода фигур в теремок и выполнением ряда заданий (найти фигуры в изображении, выбрать круг, квадрат из дидактических материалов, дорисовать круг, превратив в какой-нибудь предмет). Сказку — развертывание эпизодов — рассказывает педагог; вопросами активизирует детей подсказывать фигурам слова («Чем отличаются? Что есть у квадрата, но нет у круга? На какую фигуру больше похожа сковорода, мячик?»).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год