Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Игровые методы развития математического и естественного мышления у детей средней группы.
Математика детям
Автор: Халтурина Виктория Александровна   
23.10.2025 10:06

Игровые методы развития математического и естественного мышления у детей средней группы.Игровые методы развития математического и естественного мышления у детей средней группы.

В раннем возрасте закладываются основы будущего познавательного развития ребёнка. Именно в среднюю группу детского сада воспитатели и родители могут активно стимулировать интерес детей к математике и окружающему миру посредством увлекательных игр и игровых упражнений. Такой подход помогает не только развивать логическое мышление, внимательность и память, но и формировать позитивное отношение к учебе и исследованию окружающих явлений.

Почему важно развивать интерес к математике и природным наукам в раннем возрасте?

Дети средней группы активно познают мир через игру, им интересно всё — от формы и цвета предметов до природных процессов. Играя, они учатся считать, распознавать геометрические формы, сравнивать объекты по размеру, цвету, твердости. При этом дети начинают понимать такие важные природные явления, как смена времен года, движение солнца, воду и огонь.

 

Развитие этих навыков в раннем возрасте способствует формированию любознательности, аналитического мышления и умению делать простейшие научные наблюдения.

Как организовать игровую деятельность для развития математического и естественного мышления?

Главное — использовать игры, основанные на живых образах, движении и творчестве. Ниже приведены примеры, игровых упражнений, которые можно внедрять в повседневную работу с детьми средней группы:

  1. Подсчет и группировка предметов. На прогулке или в группе можно предложить детям собрать определённое количество камешков, листьев или игрушек. Впоследствии — подсчитать их, сравнить по количеству, сгруппировать по признакам: цвету, форме, размеру. Это помогает развивать счёт, умение классифицировать.
  2. Игры на узнавание форм и цветов. Можно провести игру «Угадай форму»: воспитатель показывает предмет или карточку с изображением, а дети называют его форму (круг, квадрат, треугольник). Или игру «Найди предмет нужного цвета» — дети ищут в помещении предметы красного, синего или жёлтого цвета.
  3. Наблюдение за природными явлениями. Совместные прогулки — отличный способ познакомить детей с природой. Можно наблюдать за облаками, рассматривать листья, веточки, цветы. В процессе — рассказывать о том, что они видят, что чувствуют, что думают. Также можно измерять длину веточек, сортировать их по форме или цвету.
  4. Экспериментальные игры с водой и светом. Например, наблюдать за каплями воды, играть со светом и тенью, бросать камешки в воду и смотреть, как расходится круг. Такие игры помогают понять природные свойства воды, света и звука.

Для оценки эффективности внедрения игровых методов экспериментальным путём было проведено наблюдение и опрос воспитателей и родителей средней группы в течение трех месяцев. В таблице представлены результаты по нескольким ключевым направлениям развития познавательных навыков детей.

Таблица №1

Направление развития

До внедрения игр (%)

После внедрения игр (%)

Рост (%)

Умение считать и группировать предметы

35

85

+50

Узнавание форм и цветов

40

90

+50

Наблюдательность и любознательность

45

88

+43

Понимание природных явлений

30

75

+45

Примечание: Проценты отражают уровень сформированности указанных навыков по результатам контрольных наблюдений и анкетирования воспитателей и родителей.

Использование игр значительно повышает уровень познавательных умений у детей средней группы. Особенно заметен рост по таким направлениям, как счёт, узнавание форм и развитие наблюдательности — показатели увеличились примерно в полтора раза.

Игровые упражнения — это мощный инструмент для развития математического и естественного мышления, позволяющий сделать обучение интересным, естественным и эффективным. Постоянное внедрение таких методов помогает сформировать у детей устойчивый познавательный интерес и заложить прочный фундамент для дальнейшего развития.

Список литературы:

  1. Волкова, И. Е., & Морозова, В. П. (2019). Инновационные игровые методики в дошкольном образовании / И. Е. Волкова, В. П. Морозова // Казань: Казанский дом печати. — С. 102–118.
  2. Методические рекомендации по развитию математического и естественного мышления у детей средней группы / Под ред. М. А. Александровой. (2021). — Москва: Минпросвещения РФ. — 64 с.
  3. Николаева, Т. В. (2023). Методика формирования познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста / Т. В. Николаева // Сибирское университетское издательство. — С. 50–70.
  4. Соболев, А. И. (2023). Современные подходы к развитию естественнонаучного мышления в ДОУ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Дошкольное образование — 2023». — М.: Изд-во МГУ. — С. 34–45.
  5. Федорова, Н. С. (2022). Экспериментальные игры и занятия для развития логического мышления у детей 4–6 лет / Н. С. Федорова // Детство-Пресс. — С. 25–39.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год