Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Математика детям
Автор: Радченко Елена Михайловна   
06.10.2025 09:54

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты работы воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста посредством использования логических блоков Дьенеша. Логические блоки Дьеныша используются для стимуляции мозговой активности ребенка — развивают память, мышление, запоминание, связную речь, внимание и усидчивость. Тем самым, использование блоков помогает заложить основные логические и математические понятия у детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова. Блоки Дьенеша, дошкольный возраст, познавательное развитие, логика, математические способности, творческий потенциал, коммуникативные навыки.

 

Современное общество требует интеллектуально смелых, самостоятельных и творческих людей. Воспитатель должен обеспечить развитие мотивации логико-математического и познавательного развития детей. Развивающие математические игры и пособия являются эффективным способом развития детей.

Сенсорное восприятие играет важную роль в развитии ребенка и его адаптации к окружающему миру. Развитие сенсорного восприятия требует целенаправленной работы, начиная с раннего возраста. Дидактические игры являются эффективным инструментом развития сенсорного восприятия у детей. Современные реалии и новые требования к уровню образования и развития человека обусловили принятие Федерального государственного образовательного стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), определяющего парадигму современного дошкольного образования, целью которого является гармоничное всестороннее развитие личности ребенка через его социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. А познавательное развитие в трактовке ФГОС ДО в том числе включает знания об окружающем мире (форме, цвете, размере, материале и др.), т. е. овладение сенсорной культурой, что и является целью сенсорного воспитания.

Игра является основным видом деятельности для дошкольников. Использование игры в образовательном процессе делает обучение более привлекательным, доступным и эффективным. Великие педагоги прошлого и современности подчеркивали важность игры в обучении. Сенсорное воспитание привело к созданию систем в отечественной и зарубежной педагогике, таких как система М. Монтессори и теория Л. А. Венгера. Разработано значительное количество дидактического материала, включая блоки Дьенеша.

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) является фундаментальным процессом. В этот период активно формируются основы логического мышления и способность к классификации, сравнению и обобщению. Тем самым, логические блоки Дьенеша помогают развивать у дошкольников математические представления, творческое воображение, внимание, память и другие психические процессы.

Блоки Дьенеша применяются в детских садах разных стран и помогают детям решать логические задачи. Методика проведения игр с блоками Дьенеша включает шесть этапов, начиная с простых понятий и постепенно усложняясь. Работа с блоками Дьенеша включает ознакомление с геометрическими фигурами, формой, цветом, размером и толщиной предметов.

Дидактическая игра — сложное педагогическое явление, сочетающее в себе метод, форму обучения, средство воспитания и развития личности. Игра является самостоятельной формой деятельности для дошкольника. Игра имеет многосодержательную структуру и может использоваться для различных целей обучения, воспитания и развития.

Игры с блоками развивают мыслительные умения, познавательные процессы и творческие способности. В средней возрастной группе блоки используются для развития мыслительных умений и познавательных процессов. В старшей возрастной группе блоки помогают формировать навыки разбиения множества на подмножества и алгоритмической культуры мышления. В подготовительной к школе группе блоки моделируют важные понятия математики и информатики, такие как алгоритмы, кодирование информации и логические операции.

Некоторые преимущества использования таких блоков для математического развития дошкольников:

  • знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине
  • способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей
  • помогают развить умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие
  • дают детям первое представление о таких понятиях информатики, как алгоритмы, кодирование информации, логические операции
  • способствуют развитию речи: дети строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д.
  • помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект

- развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Для успешной подготовки ребенка к школе необходимо развивать его логические способности. Логические блоки Дьеныша являются эффективным дидактическим материалом для развития математических способностей и основ информатики.

Так, Е. П. Бахурова пишет об использовании логических блоков Дьеныша для стимулирования мозговой активности ребёнка, развития памяти и мышления, запоминания, связной речи, внимания и усидчивости, закладывания основных логических и математических понятий. Автор делает вывод, что эффективность использования логических блоков Дьеныша как игрового материала в работе с детьми младшего дошкольного возраста подтверждена опытом российских педагогов и родителей.

Также ряд исследователей, среди которых В. И. Логинова, Н. Н. Поддъяков, А. А. Столяр, отмечают, что при грамотной и оптимальной организации процесса обучения логические блоки Дьенеша могут эффективно влиять на развитие мыслительной деятельности у старших дошкольников.

Дидактический материал уникален тем, что каждый блок обладает всеми четырьмя свойствами. Это позволяет использовать его для разнообразных игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников. Практические игры и упражнения для детей:

  1. Игры на восприятие цвета, формы и размера: «Найди свой домик», «Цветные дорожки».
  2. Игры на развитие логических операций: «Волшебный мешочек», «Что изменилось?».
  3. Игры с использованием карточек-символов: «Угадай-ка», «Заселяем домики».

Регулярное использование логических блоков Дьенеша с детьми младшего дошкольного возраста приводит к следующим результатам: Дети быстрее осваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Повышается уровень развития логического мышления. Активизируется речевое развитие через освоение новой терминологии. Формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности. Повышается познавательная мотивация и интерес к математической деятельности. Развивается способность к самоконтролю и планированию своих действий.

Рекомендации для педагогов и родителей по работе с логическими блоками:

  • Постепенное усложнение заданий.
  • Индивидуальный подход к подбору игр.
  • Создание позитивного эмоционального настроя.
  • Разнообразие занятий с блоками.
  • Демонстрация применения логических операций в повседневной жизни.
  • Совместное участие в играх с ребенком.
  • Обеспечение свободного доступа к блокам в группе и дома.

Тем самым, можно говорить о том, что Блоки Дьенеша помогают детям младшего дошкольного возраста развивать логическое мышление, различать формы, цвета и размеры. Этот дидактический материал стимулирует познавательное развитие и делает обучение интересным и эффективным.

Грамотное использование блоков Дьенеша способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Блоки Дьенеша помогают подготовить детей к успешному обучению в школе. Блоки Дьенеша формируют познавательный интерес и непрерывное образование на протяжении жизни.

Список литературы:

  1. Бахурова, Е. П. Логические блоки Дьеныша как ступень к успешному овладению базовыми математическими и логическими навыками детьми младшего дошкольного возраста / Е. П. Бахурова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 594-598.
  2. Власова С.А. БЛОКИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Материалы XVI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https: //scienceforum. ru/2024/article/2018036719 (дата обращения: 02. 10. 2025).
  3. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. — М.: Мозаика-Синтез: Сфера, 2003. — 115 с.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 (ред. от 08. 11. 2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 N 30384) URL: https://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/ (дата обращения: 01. 10. 2025).
  5. Семенец Татьяна Алексеевна Экспериментальная оценка эффективности использования дидактических игр с блоками Дьенеша в развитии сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста // Концепт. 2020. №5. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/eksperimentalnaya-otsenka-effektivnosti-ispolzovaniya-didakticheskih-igr-s-blokami-dienesha-v-razvitii-sensornogo-vospriyatiya-detey (дата обращения: 01. 10. 2025).
  6. Шелех, О. В. Блоки Дьенеша как средство математического развития дошкольников / О. В. Шелех // Альтернант — 2018: материалы VIII Междунар. науч. -практ. Интернет-конф. молодых исследователей, Гродно, май 2018 г. [Электронный ресурс]. – Гродно: 2018. – С. 1.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 38 (400) выйдет
17 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год