Опыт работы «Использование игровой технологии «Круги Луллия» для математического развития детей 4-5 лет» |
Математика детям | |
Автор: Казаковец Оксана Владимировна | |
26.04.2025 16:34 | |
Выполнила: Казаковец Оксана Владимировна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 55» г. Новомосковск, 2025 год УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время школьного обучения. Ведь далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя занимательные упражнения, дидактические игры, задачи, интересные и яркие пособия. В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешным. Помочь соответствовать этому может современная технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, а именно игровая технология с использованием занимательных кругов Луллия. Основная цель работы с математическими «Кругами Луллия» — создание условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций, поддержание познавательного интереса у детей. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА Использование игровых технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества образования в детских образовательных учреждениях и практической потребностью в использовании в ДОУ современных образовательных программ. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Использование игровых технологий в образовательном процессе детского сада поможет расширить возможности внедрения в педагогическую работу современных методических разработок, а также будет способствовать целенаправленному формированию математических представлений. Игра, как ведущий вид детской деятельности, в том числе математического содержания, несет в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, играть. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Математическое развитие в свете современных требований изменилось, стало ориентироваться на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний. Отсюда следует, что процесс математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен:
Одним из главных документов, регламентирующих работу дошкольных образовательных организаций, является ФГОС ДО, согласно которому познавательное развитие трактуется как образовательная область, включающая развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности и др. В рамках непрерывности и преемственности дошкольной и школьной ступенями образования, я бы акцентировала внимание педагогического сообщества на важность и значимость формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к универсальным учебным действиям. Разделяю взгляд на миссию дошкольного образования — «Научить учиться». Таким образом, обновление содержания образования требует поиска адекватных способов решения поставленных задач, а значит, использования современных методов, форм обучения и воспитания, современных педагогических технологий обучения. Специалисты в области педагогики и психологии: С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др. доказывают, что целесообразно использовать игровые технологии в математическом развитии, т.к. данный вид технологии играет особую роль в развитии интеллекта дошкольников. Они считают, что именно игра является незаменимым помощником в воспитании и развитии детей. В настоящее время одной из технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, обеспечить активности ребенка в деятельности, как этого требует Стандарт дошкольного образования, является игровая технология. Такой технологией является – Круги Луллия. Данная технология позволяет ребенку самостоятельно выбирать практические действия, экспериментировать, свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Нам, педагогам, необходимо создать условия, в которых ребенок выступает не как объект образования, а как субъект: ставит цели, ищет пути и способы их достижения, удовлетворяет свои потребности и интересы. На сегодняшний день понятие «игровые технологии» подразумевает большую и разнообразную группу методов при организации педагогического процесса в форме различных развивающих игр. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, и она обладает главным признаком, четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. В любой деятельности, применяя игровую технологию – Круги Луллия у детей развиваются психические процессы. Игровая технология может быть направлена на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, творческих способностей и многое другое. ЗАДАЧИ
НОВИЗНА ОПЫТА Новизна опыта заключается в раскрытии теоретических, практических обоснований психолого-педагогических условий развития и формирование у детей дошкольного возраста математических представлений посредством применения игровой технологии – Круги Луллия, а так же выявляет особенности работы в этом направлении и эффективного пути ее реализации. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Данный опыт приемлем для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, заинтересованных родителей. ТРУДОЕМКОСТЬ ОПЫТА Опыт работы по данной теме требует: Для педагога
Для детей 1. Развивать у детей познавательные способности, любознательность, логическое мышление, самостоятельность, умение устанавливать закономерности, находить оптимальные решения. 2. Повысить мотивацию детей, интерес к ОД по математическому развитию за счет разнообразия игр, а также применения игровой технологии «Круги Луллия». Для родителей
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Ведущая педагогическая идея заключается в использовании методов и приемов в математическом развитии детей. На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так же они используются для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах. Таким образом, игровая технология позволяет разнообразить образовательный процесс, делая его не просто образовательной деятельностью, а образовательной деятельностью с увлекательными образовательными ситуациями. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА Игровая технология – Круги Луллия, применяемая в математическом развитии, в первую очередь направлена на познавательный интерес, на освоение детьми связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира ребенка. Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время обучения. Ведь далеко не все дети имеют математический склад ума и не у всех есть природная тяга к математическим наукам. Максимального эффекта при формировании элементарных математических способностей можно добиться, используя занимательные упражнения, дидактические игры, интересные и яркие пособия. Круги Луллия являются одним из инновационных средств математического развития детей многофункционального характера. Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, цифры, фигуры и т.д.. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА Цель: теоретически обосновать и выявить в практической деятельности эффективность кругов Луллия дошкольного возраста. Гипотеза исследования: Круги Луллия будет являться эффективным средством развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Выдвинутая гипотеза определила задачи:
Предполагаемый результат:
Принципы. Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов. Принципы доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития. Считаю своей главной задачей — знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку. Принципы последовательности и систематичности. Важным фактором для развития является последовательность и систематичность. Наличие системы придает воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Далее учитывается систематичность. Принцип связи с жизненным опытом. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Принцип наглядности. Учитывая психологию, возрастные особенности детей среднего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд. Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению математических представлений. Методы и приемы. С начала проектной деятельности велось взаимодействие со всеми участниками по подготовке развивающей среды. Так я подготовила для детей большое разнообразие наглядного и игрового материала по технологии – Круги Луллия. Образовательная деятельность была выстроена так, чтобы при использовании игровой технологии – Круги Луллия, формировались математические представления, и чтобы это выражалось в практических действиях. При организации и проведении образовательной деятельности использовались разнообразные игровые мотивации и сюрпризные моменты: «К нам пришло письмо от Незнайки, просит у нас помощи», «Буратино не может выполнить задание, давайте ему поможем», «К нам приехал цирк, но нам нужно купить билет и найти свое место. Как это сделать?» и т.д. Я использовала комплект круговых тренажеров по математике: «Сколько всего?», «Который по счету», «Где столько же точек, сколько сладостей на картине?», «Что дальше, что ближе?», «Составь бусы, соблюдая закономерность», «Сколько треугольников на рисунке?», «Какой вид сверху у фигур?», «Из скольких кубиков составлена фигура» (Приложение 7). С целью закрепления полученных математических знаний я проводила с детьми индивидуальную работу. Детям предлагалось самостоятельно решать математические задачки с помощью кругов Луллия. Всем детям понравилось развлечение, оно вызвало у них радостное настроение. Мною проводились и подгрупповые викторины они были направлены на развитие у детей сообразительности, находчивости, способности к остроумным рассуждениям. Также в ходе викторины у детей закреплялись математические знания и умения посредством игры-викторины. А самое главное, доставили детям радость от проведения совместного интеллектуального развлечения-игры, и доброжелательной атмосферы командной игры. Для более успешного развития детей в области познавательного развития (математических представлений), огромную роль играет, конечно, предметно-развивающая среда. На подготовительном этапе мною тщательно была организована и размещена развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивала у каждого ребенка интерес к математике, к играм математического содержания, потребности во взаимодействии и общении со сверстниками во время игр. Подобрала наглядный материал математического содержания, тематические альбомы, картотеку игр, развивающие и дидактические игры, что помогло бы мне в работе над реализацией проекта. Так же на подготовительном этапе я изучила большой объем методической литературы, статей, журналов по теме. Работа с родителями. Важным условием успешного формирования математических представлений у дошкольников является его окружение. Родители (законные представители) играют важную роль во всестороннем развитии детей. Мы знаем, что всем родителям необходимы педагогические знания. Используя различные игровые приемы родители (законные представители) могут привить своим детям первоначальные знания в области математики. Для того чтобы узнать, имеют ли родители представления о развитии своих детей в математическом развитии, какие игры предпочитают, выполняют ли родители с детьми различные задания математического содержания, мною было проведено анкетирование (Приложение 4). Проведя анализ анкет, выяснилось, что около половины респондентов в не полной мере понимают, какие математические представления имеет их ребенок. Многие родители ответили, что дети в домашних условиях не проявляют интереса к развивающим играм, в том числе и математического содержания, а они в свою очередь, не поддерживают интерес детей. Большинство родителей считают, что те знания, которые получают их дети в детском саду достаточны. Проведя диагностику с детьми и анкетирование родителей, я поставила перед собой задачи (Приложение № 2), направленные на математическое развитие детей в соответствии с возрастными особенностями, повышение уровня компетентности родителей (Приложение №1), обогащение развивающей предметно-пространственной предметной среды в группе. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА На заключительном этапе была проведена повторная диагностика (Приложение 5) (Рис. 2, Рис. 3) По результатам можно сделать вывод, что у детей повысился уровень сформированности математических представлений по всем критериям и этому способствовало использование игровой технологии – Круги Луллия. Рис. 2. Рис. 3 Уровень сформированности математических представлений на заключительном этапе
пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». 3. Выявить представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета 4. Выявить умения уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет По результатам повторной диагностики можно сделать вывод, что у детей повысился уровень сформированности математических представлений Рис. 3. Сравнительный анализ уровня сформированности уматематических представлений на подготовительном и заключительном этапах Можно сделать вывод, что применение игровой технологии – «Круги Луллия» при взаимодействии с детьми, родителями (законными представителями) всесторонне развивают детей, а также являются эффективным и положительным средством для формирования математических представлений. В результате наблюдения за самостоятельной и совместной деятельностью детей, мной был сделан вывод о том, что дети стали более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности), уверенными в своих силах. Меня заинтересовала данная тема, так как применение игровой технологий – «Круги Луллия» в математическом развитии и для всестороннего развития детей сегодня актуальна как никогда. В процессе реализации проекта я считаю, что родители и дети преодолели данные существующие проблемы. Применение в игровой форме различных приемов взаимодействия со всеми участниками проекта, помогло целесообразно решить проблемы. В условиях внедрения ФГОС ДО. В процессе организации работы мною был проведен анализ проблемы математического развития детей среднего дошкольного возраста. На теоретическом и практическом уровне был рассмотрен процесс математического развития с использованием игровой технологии – Круги Луллия. Я повысила свою компетентность по использованию игровых технологиий в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Работая над темой, была обогащена развивающая предметно-пространственная среда. Пополнился уголок познавательного развития иллюстративным материалом, учебно-игровыми пособиями, дидактическими и развивающими играми. Систематизировала информационный, наглядно – демонстрационный материал для детей и родителей. Где собраны все материалы по формированию математических представлений посредством игровой технологии «Круги Луллия». По результатам проделанной работы могу сделать вывод, что все используемая игровая технология отвечает интересам детей, обеспечивает эффективное развитие и интереса к познавательной деятельности и самое главное соответствуют ФГОС и стимулирует к дальнейшему математическому развитию. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Список литературы и интернет ресурсы
Михайлова З.А., Носова Е.А и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 384 с., илл. 19. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л., Полякова М. Н. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – М.: Центр педагогического образования, 2012 20. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. — М.: Наука, 2009 21. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. — М.: Просвещение, 2006. 22. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 23. Попова Г.П., Усачёва В.И.; «Занимательная математика» Волгоград: Учитель. 2006г. – 141 стр.
|