Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«STEM-технология как инновация в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»
Математика детям
Автор: Даньшина Анастасия Валерьевна   
17.04.2025 04:06

«STEM-технология как инновация в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»«STEM-технология как инновация в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»

Даньшина Анастасия Валерьевна, Воспитатель высшей категории, МАДОУ №82 г. Томска

Мировая тенденция говорит о необходимости развития метапредметных навыков работы с информацией: критического мышления, овладение логическими операциями (сравнение, классификация, синтез, анализ и др.), навыками рефлексивной оценки результатов деятельности, установления причинно – следственных связей. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Проблема математического развития дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как развитие у детей логического мышления является необходимым условием умственного развития личности. Важность данной проблемы трудно переоценить, основы развития интеллекта ребенка именно в возрасте от 4 до 7 лет, формируют основную базу знаний для его успешного развития в дальнейшей учебной деятельности.

 

Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые могут при организации образовательного процесса обеспечить создание метапредметной среды, связанной с интеграцией разных образовательных областей. Одной из таких технологий является STEM–технология.

СТЕМ – стол «Математика» может стать тем универсальным пособием, которое педагог может использовать для решения широкого спектра задач, в том числе и математического развития детей, т.к. привлекательно и практично в использовании. Педагоги, участвовавшие в апробации пособия, отметили, что конструкция стола — удобный формат работ для дошкольника. Детям комфортно сидеть и спокойно выполнять задания или просто играть.

Оборудование может стать материалом для проведения организованных педагогом активностей – математического развития и решать следующие задачи.

Задачи математического развития

  • Ориентировка в пространстве. Возможность придумывания и реализации большого количества игр для закрепления понятий верх – низ, право – лево, выше – ниже, над, под, диагональ, вертикаль, горизонталь.
  • Понятия «симметрия» и «асимметрия». Наличие «выделенных» квадратов в СТЕМ — столе позволяет легко знакомиться с понятием «симметрия» и «асимметрия». Есть возможность делать симметричные рисунки (или располагать фигуры симметрично): по вертикали, горизонтали и диагонали.
  • Счет, простые математические операции, сравнения множеств. Возможность выкладывать с помощью фигур (любых, на выбор ребенка) разнообразные множества, сравнивать их друг с другом, производить операции сложения и вычитания. Наглядность данных действий позволяет использовать педагогу этот прием на занятиях по математике или в свободной игре.
  • Освоение простых законов физики. Игры с шестерёнками, составление и запуск механизма обеспечивает наглядное знакомство с принципом работы многих наших бытовых предметов: вентилятора, миксера, часов. В процессе исследования и игры дети «откроют» для себя понятные закономерности о научных факторах. Которые могут стать частью интересного проекта группы, так как позволяют просто рассказать о сложном.

В процессе работы со СТЕМ – столом у детей помимо математического развития формируются и другие навыки. Их принято называть «мягкие навыки».

Дополнительные задачи, которые можно решать со СТЕМ — столом:

  1. Развитие саморегуляции и усидчивости. Возможность самостоятельной деятельности позволяет ребенку самому ставить задачи и решать их, доводить начатое дело до конца. Особенно эта касается работы в парах и малых группах, когда ответственность лежит на каждом за общее дело.
  2. Сенсорное развитие. Многообразие сенсорных стимулов в виде цветов, форм и ощущений (геометрические фигуры, большое количество цветов – 7, матовое — блестящее) обеспечивают разнообразный опыт, дает возможность узнать или закрепить понятия «цвет» и «форма».
  3. Развитие мышления. С помощью фигурок можно выстраивать простые и сложные закономерности (игры «Продолжи ряд», «Кто следующий», «Сделай НЕ такую»). Придумывать логические задания, например, если у нас есть три кристалла разных цветов, сколько вариантов башен мы можем из них построить (если ставить кристаллы друг на друга вертикально).
  4. Развитие навыков коммуникации. В процессе деятельности дети могут обсуждать идеи своих построек, договариваться при коллективной работе. Мобильные СТЕМ — столы позволяют двум детям работать одновременно, поэтому можно играть в коммуникативные игры «Повтори за мной» (ребенок составляет фигуру из элементов и с помощью словесных инструкций описывает ее товарищу, тот должен изобразить то, что слышит).

Использование STEM-технологии в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития математических способностей детей дошкольного возраста очень эффективно и повышает уровень развития математических способностей дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 14 (376) выйдет
20 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год