МАТЕМАТИКА В СКАЗКАХ И ИГРАХ: ОЖИВЛЯЕМ ЦИФРЫ И ПОНЯТИЯ |
Математика детям | |||
Автор: Кузякина Валентина Михайловна | |||
19.02.2025 09:14 | |||
Кузякина Валентина Михайловна, воспитатель ГБОУ Школа № 1566 ДО 8 «Пчёлка» Аннотация. В статье рассматривается эффективный метод формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством интеграции математического содержания в сказочные сюжеты и игровые сценарии. Описываются конкретные примеры сказок и игр, адаптированных для усвоения математических понятий, развития логического мышления и активизации познавательного интереса. Ключевые слова: математика, сказка, игра, дошкольное образование, математические представления, логическое мышление, познавательный интерес, дидактические игры, дошкольники. Одним из наиболее эффективных способов привить детям дошкольного возраста интерес к математике и помочь им усвоить сложные понятия является использование сказок и игр. Сказка – это уникальный инструмент, позволяющий представить абстрактные математические понятия в живой, образной форме, понятной и близкой детям. Игра же обеспечивает активное участие ребенка в процессе обучения, стимулирует его познавательную деятельность и развивает необходимые математические навыки. Интеграция математики в сказочные сюжеты и игровые сценарии позволяет «оживить» цифры и понятия, сделать их более привлекательными и запоминающимися для детей. Важно понимать, что математика в сказках – это не просто вкрапление математических заданий в повествование, а органичное переплетение сказочного сюжета с математическим содержанием. Сказка должна быть не только увлекательной и интересной, но и содержать четкую математическую задачу, которую дети должны решить, чтобы помочь героям сказки. Например, можно использовать сказку «Три медведя», адаптировав ее для изучения чисел и порядкового счета. Детям предлагается помочь Маше расставить стулья в правильном порядке (первый, второй, третий), определить, какой мишка сидит на самом большом стуле, какой – на самом маленьком, и т.д.
Практическим примером может служить разработка сказки о потерявшемся числе, которое ищет свое место в числовом ряду. По пути число встречает различных сказочных персонажей, каждый из которых предлагает ему задания, связанные с порядковым счетом, сравнением чисел, сложением и вычитанием. Дети, слушая сказку, активно участвуют в решении математических задач, помогая числу найти свое место в числовом ряду. Такая сказка не только помогает закрепить знания о числах и операциях с ними, но и развивает воображение, логическое мышление и умение решать проблемы. Другой пример – сказка о геометрических фигурах, которые поссорились между собой и не могут найти общий язык. Детям предлагается помочь фигурам помириться, выполняя задания на распознавание, сравнение и классификацию геометрических фигур. Наряду со сказками, важную роль в формировании математических представлений играют дидактические игры. Дидактические игры – это специально разработанные игры, направленные на усвоение конкретных математических понятий и развитие определенных математических навыков. Важно, чтобы дидактические игры были не только познавательными, но и увлекательными, интересными и соответствовали возрасту и уровню развития детей. Примером может служить использование игры «Математическое лото», где на карточках изображены цифры или математические знаки, а детям предлагается накрыть эти цифры или знаки карточками с соответствующим количеством предметов или результатом математической операции. Дидактические игры могут быть разнообразными по форме и содержанию. Это могут быть игры с карточками, игры с кубиками, игры с геометрическими фигурами, игры-головоломки, игры-лабиринты и др. Важно, чтобы воспитатель умел правильно подобрать игру, учитывая цель занятия, возраст детей и их индивидуальные особенности. Кроме того, воспитатель должен уметь организовать игру, объяснить правила, мотивировать детей к участию и контролировать ход игры. Например, можно использовать игру «Веселый счет», где детям предлагается по очереди бросать кубик и передвигать фишку по игровому полю на соответствующее количество клеток. На каждой клетке игрового поля изображена картинка с определенным количеством предметов. Дети должны посчитать количество предметов и назвать цифру, обозначающую это количество. Такая игра помогает закрепить знание цифр и умение считать, а также развивает внимание, память и умение следовать правилам. Другой пример – игра «Что изменилось?», где детям предлагается рассмотреть ряд предметов или фигур, затем воспитатель убирает один предмет или фигуру, а дети должны сказать, что изменилось. Такая игра развивает внимание, память и умение сравнивать предметы. Интеграция математики в сказки и игры требует от воспитателя творческого подхода и педагогического мастерства. Воспитатель должен уметь придумывать интересные сказочные сюжеты и адаптировать их для решения конкретных математических задач, разрабатывать дидактические игры, соответствующие возрасту и уровню развития детей, а также создавать на занятиях атмосферу игры, радости и увлеченности. Важно помнить, что цель занятий по занимательной математике – не только усвоение математических знаний и умений, но и развитие познавательного интереса, творческого мышления и положительного отношения к математике. Для успешной реализации данного подхода необходимо использовать разнообразные наглядные пособия, дидактические материалы, игрушки и предметы окружающей среды. Важно, чтобы все материалы были доступны детям, безопасны и привлекательны. Кроме того, необходимо создать в группе математический уголок, где дети могли бы самостоятельно играть в математические игры, решать головоломки, заниматься конструированием и другими видами деятельности, направленными на развитие математических представлений. В заключение следует подчеркнуть, что использование сказок и игр в обучении математике детей дошкольного возраста является эффективным и увлекательным способом формирования элементарных математических представлений, развития логического мышления и активизации познавательного интереса. Данный подход позволяет «оживить» цифры и понятия, сделать их более понятными и близкими детям, а также создать положительную мотивацию к изучению математики в будущем. Список литературы
|