Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МАТЕМАТИКА В СКАЗКАХ И ИГРАХ: ОЖИВЛЯЕМ ЦИФРЫ И ПОНЯТИЯ
Математика детям
Автор: Кузякина Валентина Михайловна   
19.02.2025 09:14

МАТЕМАТИКА В СКАЗКАХ И ИГРАХ: ОЖИВЛЯЕМ ЦИФРЫ И ПОНЯТИЯМАТЕМАТИКА В СКАЗКАХ И ИГРАХ: ОЖИВЛЯЕМ ЦИФРЫ И ПОНЯТИЯ

Кузякина Валентина Михайловна, воспитатель ГБОУ Школа № 1566 ДО 8 «Пчёлка»

Аннотация. В статье рассматривается эффективный метод формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством интеграции математического содержания в сказочные сюжеты и игровые сценарии. Описываются конкретные примеры сказок и игр, адаптированных для усвоения математических понятий, развития логического мышления и активизации познавательного интереса.

Ключевые слова: математика, сказка, игра, дошкольное образование, математические представления, логическое мышление, познавательный интерес, дидактические игры, дошкольники.

Одним из наиболее эффективных способов привить детям дошкольного возраста интерес к математике и помочь им усвоить сложные понятия является использование сказок и игр. Сказка – это уникальный инструмент, позволяющий представить абстрактные математические понятия в живой, образной форме, понятной и близкой детям. Игра же обеспечивает активное участие ребенка в процессе обучения, стимулирует его познавательную деятельность и развивает необходимые математические навыки. Интеграция математики в сказочные сюжеты и игровые сценарии позволяет «оживить» цифры и понятия, сделать их более привлекательными и запоминающимися для детей.

Важно понимать, что математика в сказках – это не просто вкрапление математических заданий в повествование, а органичное переплетение сказочного сюжета с математическим содержанием. Сказка должна быть не только увлекательной и интересной, но и содержать четкую математическую задачу, которую дети должны решить, чтобы помочь героям сказки. Например, можно использовать сказку «Три медведя», адаптировав ее для изучения чисел и порядкового счета. Детям предлагается помочь Маше расставить стулья в правильном порядке (первый, второй, третий), определить, какой мишка сидит на самом большом стуле, какой – на самом маленьком, и т.д.

 

Практическим примером может служить разработка сказки о потерявшемся числе, которое ищет свое место в числовом ряду. По пути число встречает различных сказочных персонажей, каждый из которых предлагает ему задания, связанные с порядковым счетом, сравнением чисел, сложением и вычитанием. Дети, слушая сказку, активно участвуют в решении математических задач, помогая числу найти свое место в числовом ряду. Такая сказка не только помогает закрепить знания о числах и операциях с ними, но и развивает воображение, логическое мышление и умение решать проблемы. Другой пример – сказка о геометрических фигурах, которые поссорились между собой и не могут найти общий язык. Детям предлагается помочь фигурам помириться, выполняя задания на распознавание, сравнение и классификацию геометрических фигур.

Наряду со сказками, важную роль в формировании математических представлений играют дидактические игры. Дидактические игры – это специально разработанные игры, направленные на усвоение конкретных математических понятий и развитие определенных математических навыков. Важно, чтобы дидактические игры были не только познавательными, но и увлекательными, интересными и соответствовали возрасту и уровню развития детей. Примером может служить использование игры «Математическое лото», где на карточках изображены цифры или математические знаки, а детям предлагается накрыть эти цифры или знаки карточками с соответствующим количеством предметов или результатом математической операции.

Дидактические игры могут быть разнообразными по форме и содержанию. Это могут быть игры с карточками, игры с кубиками, игры с геометрическими фигурами, игры-головоломки, игры-лабиринты и др. Важно, чтобы воспитатель умел правильно подобрать игру, учитывая цель занятия, возраст детей и их индивидуальные особенности. Кроме того, воспитатель должен уметь организовать игру, объяснить правила, мотивировать детей к участию и контролировать ход игры.

Например, можно использовать игру «Веселый счет», где детям предлагается по очереди бросать кубик и передвигать фишку по игровому полю на соответствующее количество клеток. На каждой клетке игрового поля изображена картинка с определенным количеством предметов. Дети должны посчитать количество предметов и назвать цифру, обозначающую это количество. Такая игра помогает закрепить знание цифр и умение считать, а также развивает внимание, память и умение следовать правилам. Другой пример – игра «Что изменилось?», где детям предлагается рассмотреть ряд предметов или фигур, затем воспитатель убирает один предмет или фигуру, а дети должны сказать, что изменилось. Такая игра развивает внимание, память и умение сравнивать предметы.

Интеграция математики в сказки и игры требует от воспитателя творческого подхода и педагогического мастерства. Воспитатель должен уметь придумывать интересные сказочные сюжеты и адаптировать их для решения конкретных математических задач, разрабатывать дидактические игры, соответствующие возрасту и уровню развития детей, а также создавать на занятиях атмосферу игры, радости и увлеченности. Важно помнить, что цель занятий по занимательной математике – не только усвоение математических знаний и умений, но и развитие познавательного интереса, творческого мышления и положительного отношения к математике.

Для успешной реализации данного подхода необходимо использовать разнообразные наглядные пособия, дидактические материалы, игрушки и предметы окружающей среды. Важно, чтобы все материалы были доступны детям, безопасны и привлекательны. Кроме того, необходимо создать в группе математический уголок, где дети могли бы самостоятельно играть в математические игры, решать головоломки, заниматься конструированием и другими видами деятельности, направленными на развитие математических представлений.

В заключение следует подчеркнуть, что использование сказок и игр в обучении математике детей дошкольного возраста является эффективным и увлекательным способом формирования элементарных математических представлений, развития логического мышления и активизации познавательного интереса. Данный подход позволяет «оживить» цифры и понятия, сделать их более понятными и близкими детям, а также создать положительную мотивацию к изучению математики в будущем.

Список литературы

  1. Васильева М. Д., Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А., Мартыненко М. Н., Якупова В. А. Факторы развития математических представлений у детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №7. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/faktory-razvitiya-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  2. Кондратьева С.Ю., Табачкова Е.А. Формирование математических представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №80-3. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-rannego-i-mladshego-doshkolnogo-vozrasta
  3. Чернобровкина А. Н. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством решения логических задач на занятиях по формированию математических представлений / А. Н. Чернобровкина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 19-21. — URL: https: //moluch. ru/th/1/archive/197/6329/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год