Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МАТЕМАТИКА В СКАЗКАХ И ИГРАХ: ОЖИВЛЯЕМ ЦИФРЫ И ПОНЯТИЯ
Математика детям
Автор: Кузякина Валентина Михайловна   
19.02.2025 09:14

МАТЕМАТИКА В СКАЗКАХ И ИГРАХ: ОЖИВЛЯЕМ ЦИФРЫ И ПОНЯТИЯМАТЕМАТИКА В СКАЗКАХ И ИГРАХ: ОЖИВЛЯЕМ ЦИФРЫ И ПОНЯТИЯ

Кузякина Валентина Михайловна, воспитатель ГБОУ Школа № 1566 ДО 8 «Пчёлка»

Аннотация. В статье рассматривается эффективный метод формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством интеграции математического содержания в сказочные сюжеты и игровые сценарии. Описываются конкретные примеры сказок и игр, адаптированных для усвоения математических понятий, развития логического мышления и активизации познавательного интереса.

Ключевые слова: математика, сказка, игра, дошкольное образование, математические представления, логическое мышление, познавательный интерес, дидактические игры, дошкольники.

Одним из наиболее эффективных способов привить детям дошкольного возраста интерес к математике и помочь им усвоить сложные понятия является использование сказок и игр. Сказка – это уникальный инструмент, позволяющий представить абстрактные математические понятия в живой, образной форме, понятной и близкой детям. Игра же обеспечивает активное участие ребенка в процессе обучения, стимулирует его познавательную деятельность и развивает необходимые математические навыки. Интеграция математики в сказочные сюжеты и игровые сценарии позволяет «оживить» цифры и понятия, сделать их более привлекательными и запоминающимися для детей.

Важно понимать, что математика в сказках – это не просто вкрапление математических заданий в повествование, а органичное переплетение сказочного сюжета с математическим содержанием. Сказка должна быть не только увлекательной и интересной, но и содержать четкую математическую задачу, которую дети должны решить, чтобы помочь героям сказки. Например, можно использовать сказку «Три медведя», адаптировав ее для изучения чисел и порядкового счета. Детям предлагается помочь Маше расставить стулья в правильном порядке (первый, второй, третий), определить, какой мишка сидит на самом большом стуле, какой – на самом маленьком, и т.д.

 

Практическим примером может служить разработка сказки о потерявшемся числе, которое ищет свое место в числовом ряду. По пути число встречает различных сказочных персонажей, каждый из которых предлагает ему задания, связанные с порядковым счетом, сравнением чисел, сложением и вычитанием. Дети, слушая сказку, активно участвуют в решении математических задач, помогая числу найти свое место в числовом ряду. Такая сказка не только помогает закрепить знания о числах и операциях с ними, но и развивает воображение, логическое мышление и умение решать проблемы. Другой пример – сказка о геометрических фигурах, которые поссорились между собой и не могут найти общий язык. Детям предлагается помочь фигурам помириться, выполняя задания на распознавание, сравнение и классификацию геометрических фигур.

Наряду со сказками, важную роль в формировании математических представлений играют дидактические игры. Дидактические игры – это специально разработанные игры, направленные на усвоение конкретных математических понятий и развитие определенных математических навыков. Важно, чтобы дидактические игры были не только познавательными, но и увлекательными, интересными и соответствовали возрасту и уровню развития детей. Примером может служить использование игры «Математическое лото», где на карточках изображены цифры или математические знаки, а детям предлагается накрыть эти цифры или знаки карточками с соответствующим количеством предметов или результатом математической операции.

Дидактические игры могут быть разнообразными по форме и содержанию. Это могут быть игры с карточками, игры с кубиками, игры с геометрическими фигурами, игры-головоломки, игры-лабиринты и др. Важно, чтобы воспитатель умел правильно подобрать игру, учитывая цель занятия, возраст детей и их индивидуальные особенности. Кроме того, воспитатель должен уметь организовать игру, объяснить правила, мотивировать детей к участию и контролировать ход игры.

Например, можно использовать игру «Веселый счет», где детям предлагается по очереди бросать кубик и передвигать фишку по игровому полю на соответствующее количество клеток. На каждой клетке игрового поля изображена картинка с определенным количеством предметов. Дети должны посчитать количество предметов и назвать цифру, обозначающую это количество. Такая игра помогает закрепить знание цифр и умение считать, а также развивает внимание, память и умение следовать правилам. Другой пример – игра «Что изменилось?», где детям предлагается рассмотреть ряд предметов или фигур, затем воспитатель убирает один предмет или фигуру, а дети должны сказать, что изменилось. Такая игра развивает внимание, память и умение сравнивать предметы.

Интеграция математики в сказки и игры требует от воспитателя творческого подхода и педагогического мастерства. Воспитатель должен уметь придумывать интересные сказочные сюжеты и адаптировать их для решения конкретных математических задач, разрабатывать дидактические игры, соответствующие возрасту и уровню развития детей, а также создавать на занятиях атмосферу игры, радости и увлеченности. Важно помнить, что цель занятий по занимательной математике – не только усвоение математических знаний и умений, но и развитие познавательного интереса, творческого мышления и положительного отношения к математике.

Для успешной реализации данного подхода необходимо использовать разнообразные наглядные пособия, дидактические материалы, игрушки и предметы окружающей среды. Важно, чтобы все материалы были доступны детям, безопасны и привлекательны. Кроме того, необходимо создать в группе математический уголок, где дети могли бы самостоятельно играть в математические игры, решать головоломки, заниматься конструированием и другими видами деятельности, направленными на развитие математических представлений.

В заключение следует подчеркнуть, что использование сказок и игр в обучении математике детей дошкольного возраста является эффективным и увлекательным способом формирования элементарных математических представлений, развития логического мышления и активизации познавательного интереса. Данный подход позволяет «оживить» цифры и понятия, сделать их более понятными и близкими детям, а также создать положительную мотивацию к изучению математики в будущем.

Список литературы

  1. Васильева М. Д., Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А., Мартыненко М. Н., Якупова В. А. Факторы развития математических представлений у детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №7. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/faktory-razvitiya-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  2. Кондратьева С.Ю., Табачкова Е.А. Формирование математических представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №80-3. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-rannego-i-mladshego-doshkolnogo-vozrasta
  3. Чернобровкина А. Н. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством решения логических задач на занятиях по формированию математических представлений / А. Н. Чернобровкина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 19-21. — URL: https: //moluch. ru/th/1/archive/197/6329/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год