Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей младшей группы «Интересные домики»
Математика детям
Автор: Федотова Любовь Николаевна   
17.02.2025 09:04

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей младшей группы «Интересные домики»Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей младшей группы «Интересные домики»

Федотова Любовь Николаевна, воспитатель. ГБОУ Школа № 962 ДО 3 г.Москва.

Возрастные особенности детей четвертого года жизни.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками.

В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

 

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств — сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-действенное.

Цель: Формировать умение сравнивать и различать геометрические фигуры по одному из признаков (форма и величина).

Задачи:

1. Воспитательная:

  • воспитывать желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

2. Развивающая:

  • развивать пространственные отношения.
  • вариативное мышление и творческие способности ребенка.

3. Образовательная:

  • формировать на предметной основе представления о квадрате, круге, треугольнике, умение распознавать геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки.

Методы на занятии:

  1. Игровой.
  2. Практический:
  • сравнение
  • обследование

3. Наглядный:

  • показ
  • использование моделей

4. Словесный:

  • словесные игры
  • беседа
  • пояснение; вопросы.

Форма организации занятия: интегрированное.

Принципы отбора содержания:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. При составлении содержания учитывали возрастные особенности детей.
  2. Принцип активности и осознанности. Определяется мотив обучения, учитывается уровень и характер познавательной активности детей.
  3. Принцип систематичности Закрепление нового материала через различные упражнения.
  4. Принцип развивающего обучения Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
  5. Принцип наглядности. Используется модель геометрических фигур, предметы разной формы.
  6. Принцип доступности. Реализация принципа идет от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Материал в занятие распределен согласно возрастным особенностям.

Материал к занятию:

Демонстрационный:

Карточки с изображением геометрических фигур разного цвета. Предметы разной формы (домики): круг, квадрат, треугольник.

Раздаточный:

Геометрические фигуры желтого, зеленого, красного и синего цвета (квадрат, круг, треугольник).

Оборудование: 14 гимнастических палочек, обруч.

Предварительная подготовка: выложить на полу из гимнастических палок: треугольник, квадрат.

Ход занятия:

1. Вступительная часть.

Воспитатель предлагает детям вспомнить виды транспорта:

- Какие виды транспорта вы знаете? Ответы детей.

- На каких видах транспорта можно путешествовать? Ответы детей.

- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на поезде. Каждый из вас получит билет. Как только загудит гудок паровоза, поезд отправляется в путь.

Дети отправляются в путешествие на поезде. У каждого –билет: круги, треугольники, квадраты.

2. Основная часть.

Вместе с детьми мы выходим на станции «Лесная полянка». Воспитатель обращает внимание детей на то, что они в лесу: вокруг деревья, кусты.

Продолжает знакомить детей с признаками зимы в природе: холодно, идет снег, дует ветер, все вокруг в снегу. Вместе с детьми воспитатель обращает внимание на домики, которые стоят у опушки.

- Что вы видите, ребята? Ответы детей.

- Какой они (домики) формы? Ответы детей.

- Какого размера? Ответы детей.

Воспитатель предлагает поиграть с интересными домиками, используя свои карточки-билетики. Звонит колокольчик, и дети разбегаются по своим домикам. Затем она ходит и спрашивает детей:

- Никто не заблудился? Покажите свои билетики друг другу. Все попали в свой домик?

Воспитатель заходит в каждый домик и хвалит детей. Потом просит всех детей подойти на коврик. Обсуждаем, какие у кого билетики (называем цвет, форму фигурок). Ответы и рассказы детей. Затем дети меняются билетиками, а воспитатель комментирует происходящее:

- Теперь у Маши зеленый квадратик, а у Коли желтый круг. А кто из вас хочет рассказать, с кем он поменялся? Дети описывают свои действия:

- Я поменялся с Варварой, а у меня теперь треугольник.

- А я с Василисой поменялся, у меня квадратик. Дети высказываются по собственному желанию. Кто про то, с кем поменялся, а кто про то, чем поменялся.

В это время помощник воспитателя уменьшает домик «Квадрат», убирая по одной палке с каждой его стороны, он получается самой маленькой фигурой, а у домика «Треугольника» убирает палочку только в основании.

Воспитатель предлагает детям построить дом для зайки, так как на улице зима (пальчиковая гимнастика).

- Тук, тук молотком

- Зайке строим новый дом

- Крыша большая (руки вверх)

- Вот такая (руки над головой)

- Окна большие, вот такие (показываем)

- Зайка строит целый день

- Зайке строить дом не лень

- Позовет он в дом гостей

- В доме будет веселей (хлопаем в ладоши)

Воспитатель предлагает поискать свои домики с новыми билетиками. Дети заходят в домики, а воспитатель обращается к детям:

- Все свои домики нашли?

- У меня кружок, а ты иди туда где квадратик, — поправляют дети друг друга. Воспитатель хвалит детей, которые нашли свой домик по билетику. Затем обращает внимание детей на размер домиков:

- Что-то в домике «Круге» так много места, а в домиках «Квадратике» и «Треугольнике» так мало. Давайте посмотрим! Ответы детей.

- Не знаю! – говорит один ребенок.

- Домик «круг» большой-пребольшой, а «Квадрат» — маленький.

- Домик «Квадрат» не маленький и не большой, это «Круг» большой. Ит. д.

-А почему некоторые домики стали маленькими? – спрашивает воспитатель.

Если дети не догадываются, что палочек стало меньше, поэтому и фигуры уменьшились, воспитатель располагает сбоку гимнастические палочки и переводит взгляд детей на них. Дети догадываются:

- Вон те палочки лежат, их нет в квадратике, и он самый маленький.

Воспитатель уточняет:

- Да он стал поменьше. Что же в домике «Треугольник» произошло?

- Тут тоже палочек нет, — замечают дети.

Воспитатель берет палочку, и вместе с детьми решают, куда ее положить.

- Вот здесь не хватает палочки у треугольника! Какие вы догадливые, все сами заметили, — хвалит детей воспитатель.

3. Заключительная часть.

Но наше путешествие подошло к концу и пора отправляться в обратный путь. Нас ждет детский сад и наша группа. Садимся в поезд, гудит гудок паровоза, и поезд отправляется.

- Здравствуй детский сад! Здравствуй любимая группа!

Вот мы вернулись из путешествия, а теперь надо помочь нашим билетикам попасть в свои домики. Дети раскладывают геометрические фигуры в домики такой же формы.

4. Подведение итогов.

Воспитатель хвалит детей и подводит итоги образовательной деятельности:

- Где были? Что делали? Что понравилось? Ответы детей.

Воспитатель предлагает похлопать себе, потому что все молодцы и потрудились на славу.

Литература:

  • Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 3-4 лет»;
  • Изд. ОлмаМедиаГрупп, 2011 г.
  • В. П. Новикова: Математика в детском саду. Конспекты занятий.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год