Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер — класс для воспитателей. «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий».
Математика детям
Автор: Петренко Галина Вячеславовна   
11.05.2024 11:27

Мастер — класс для воспитателей. «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий».Мастер — класс для воспитателей. «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий».

Цель: повысить педагогическую культуру педагогов ДОУ в области использования игровых технологий по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Сформировать компетентность педагогов в применении на практике технологий интеллектуально-творческого развития детей 3 – 7 лет «Игровизор» В.В. Воскобовича. Упражнять педагогов в умении пользоваться пособием.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

 

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования.

Формирование элементарных математических представление в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать программные задачи общеобразовательной программы ДОУ.

Задача педагога насытить эту деятельность проблемными ситуациями, творческими задачами, разнообразить игровыми упражнениями, обеспечить наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования и т.п. Решению этих задач способствует использование дидактических игр логико-математического содержания в работе с дошкольниками. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Дидактические игры логико-математического содержания являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Они представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление, являясь и игровым методом обучения детей старшего дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Уважаемые, коллеги, сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по математике.

Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Я с этим не согласна. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее …правильно организовать. Все мы любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.

- Я вам предлагаю принять участие в этих играх. Приглашаю к столам педагогов. Занимайте свои места за столами. Предлагаю начать наше общение с небольшой разминки.

1. «Игра – разминка».

  1. Сколько хвостов у 2-х котов? Правильно-2.
  2. Сколько ушей у 2-х мышей? Правильно-4.
  3. Сколько носов у 3-х котов? Правильно- 3.
  4. Сколько углов у треугольника? Правильно3.
  5. Сколько на одной руке пальцев? Молодцы – 5.
  6. Сколько на двух руках всего пальцев? Правильно-10.
  7. Сколько животиков у 5-и бегемотов? Правильно-5.
  8. Сколько раз в году бывает день рождения? Правильно, конечно же — один раз в год.

Вы прекрасно справились с разминкой. Молодцы!

2. «Собери гусеницу».

Цель: закрепить счёт до десяти, умение соотносить число и количество.

Рассказываю сказку.

Жили были на свете одна маленькие гусеницы. Родилась они летом, а так как лето у нас короткое – всего три месяца, чтобы успеть до осени подрасти, они всегда и везде торопились. Быстрее, быстрее. Надо успеть! И вот однажды они так торопилась, что споткнулись и … рассыпалась (раскладываю кружочки на столе). Вот сидят гусеницы и плачут.

– Мы так торопилась успеть все съесть, что споткнулись, упали и рассыпались! Помогите нам, пожалуйста! Давай поможем гусеницам, соберем их. Вот какие красивые гусеницы у нас получились! Давайте посмотрим, правильно ли мы собрали гусениц, ничего не попутали? (проверяем правильность выполнения задания).

2. «Найди столько же».

Цель. Упражнять детей в количественном и порядковом счете.

У каждого из вас, набор числовых карточек. Я буду называть число, авы должны найти карточку, на которой столько же кружков, и положить ее на соответствующий порядковый номер. Класть карточку можно лишь после того, как я назову число. Выигрывает тот, кто правильно расположит все карточки по порядку.

Вариант игры. Вместо называния чисел, можно ударять в бубен.

3. «Математическое домино».

Цель: закрепить умение выполнять арифметические действия сложения и вычитания, соотносить результаты вычисления и счёта, сопоставлять и находить следующую фишку, закрепить знание состава числа.

1 вариант

В центре стола я кладу фишку шестиугольник с любым числом, вам нужно подобрать шесть фишек- карточек на состав заданного числа, а к предметной стороне этих карточек, подобрать вычисление. Где результат будет соответствовать количеству предметов на ней.

2 вариант. Блиц-игра.

Я буду показывать вам карточку с арифметическим действие, а вы должны мне сказать, составу какого числа соответствует это вычисление.

3. «Считай – не ошибись».

Цель: упражнять детей в прямом и обратном счете.

Станьте, пожалуйста полукругом, я буду бросать мяч любому из вас и называть число: 4,5, 6. Тот, кто поймает мяч, должен продолжить счёт до десяти. Так же, я буду называть числа в обратном порядке: 8,7, 6, а вы продолжаете 5,4, 3, 2, 1.

4. «Интеллектуальный тренажер «Игровизор» В.В. Воскобовича

«Игровизор» — это интеллектуальный тренажёр. Он представляет собой прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, дети выполняют задания фломастером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается бумажной салфеткой, что позволяет многократно использовать листы-задания.

В играх с интеллектуальным тренажёром развивается мелкая моторика руки, точность движений, происходит подготовка руки к письму. Они способствуют развитию интеллектуальной культуры, умению учиться: принимать учебную задачу, находить пути её решения, контролировать себя в процессе работы, достигать результата. Ребёнок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку.

«Игровизор» делает учение интересным занятием для дошкольника, снимает проблемы мотивационного плана, порождает интерес к приобретению знаний, умений и навыков. Использование игровизора в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной интересной деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

Виды выполнения заданий на «Игровизоре»: выделение, соединение, обводка по контуру, штриховка, дорисовка, рисование и т. д.

Давайте поиграем!

  1. Выберите и обведите по контуру только прямоугольники (круги, овалы, квадраты, треугольники).
  2. Обведи ракеты, которые летят вверх, вниз, направо, налево.
  3. На какие геометрические фигуры, похожи эти предметы? Нарисуй нужную фигурку в квадратиках.
  4. Соедини тяжёлые предметы с гирей, а лёгкие с пёрышком.
  5. Покажи самый толстый ствол и самый тонкий. Раскрась только их.
  6. Смысловое соотнесение. Найди в каждой группе предметы. Образующие пару и соедини их линией.
  7. Сравнение. Найди в каждом ряду такой же предмет, как первый. Обведи его в круг.
  8. Какие половинки надо соединить, чтобы получились другие геометрические фигуры? Соедини их линией, назови все геометрические фигуры, которые у тебя получились.
  9. Решение задач. Посмотри на картинку и послушай задачу.

Пошёл ёжик за грибами и нашёл один грибок. Белочка дала ёжику ещё один грибок. Сколько всего грибов стало у ёжика?

Ответь на вопросы:

Сколько грибов нашёл ежик? Сколько грибов дала белочка ёжику?

Что надо узнать в задаче? С помощью какого действия надо решать задачу: сложения или вычитания? Почему? Вставь в краткую запись задачи нужные числа и запиши её решение. Сколько грибов стало у ёжика? Подчеркни ответ задачи.

- Ну, теперь, уважаемые коллеги, я думаю вы ответите мне на вопрос.

- С помощью чего, в дошкольном возрасте, можно сделать математику яркой и увлекательной? (с помощью сказки и игры)

- И какие математические понятия мы закрепили данными играми? (порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный — короткий», «больше – меньше», пространственная ориентация)

Здесь мы увидели, как ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.

Рефлексия:

- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучениявзрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическаяинформация, чем теоретическая, потопайте ногами.

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей

и интересов, то помашите рукой.

- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!

Я благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Спасибо всем, кто принимал участие в нашей встрече.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год