Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Занимательные игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Математика детям
Автор: Зеленская Наталия Николаевна   
17.12.2022 22:19

Занимательные игры в развитии математических способностей детей дошкольного возрастаЗанимательные игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

ВЫПОЛНИЛА: Зеленская Наталия Николаевна, воспитатель МБДОУ ЗАТО Видяево «Детский сад № 2 «Ёлочка» Мурманск 2022

Детство — это период усиленного развития, воспитания, обучения.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования, социальный заказ общества требует детей раскрепощенных, с хорошо развитыми коммуникативными способностями, с развитой речью, толерантных, социально значимых и уверенных в своих силах.

 

Скачать конспект

Ведущие цели Программы «От рождения до школы» является -создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению — уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Используя занимательные игры, мы ставим детей дошкольного возраста в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Актуальность:

Известно, что особая роль в развитии ребенка состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В ребенке заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы. Поэтому, всесторонне развитие ребенка по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования, и очень важно подобрать не только программу и методики обучения, но и дидактический материал, который будет являться пособиями, элементами и игры, и творчества. Его использование оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям в дальнейшем развитии. Развитие и обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, пособий, демонстрационного и раздаточного материала. Использование дидактического материала дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Занимательный материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, логические задачи и т. д. Занимательные задачи и головоломки составлены на основе знания законов мышления. Догадке как способу решения головоломки предшествует тщательный анализ, выделение в задаче существенных признаков. Выполняющий задачу-головоломку ребенок приходит к решению в результате тщательного ознакомления с ней, подробного анализа ее условий.

В процессе использования дидактического материала дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Используя дидактические пособия в педагогическом процессе, необходимо учитывать те из них, которые доступны для детей и соответствуют их возрастным возможностям. В разном возрасте один и тот же материал может использоваться с разными целями.

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности.

Задачи:

  • формировать представление детей о свойствах и отношениях объектов через занимательные математические игры
  • способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями
  • создать условия для формирования осознанного интереса к математике у детей
  • использовать развивающие математические игры для формирования математических способностей у детей дошкольного возраста
  • обеспечить партнёрское взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам математического развития.

Эффективные технологии и практики формирования математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации

1. Организация образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной сфере ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» у ребенка дошкольного возраста.

Одним из наиболее значимых видов деятельности в дошкольном возрасте является игра. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Одной из наиболее важных задач педагогов и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Цель: создать условия для формирования у дошкольников математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей, используя занимательный развивающий материал.

Задачи:

  • повысить у дошкольников мотивацию и интерес к занятиям математикой
  • повысить качество работы педагогов
  • внедрить современные образовательные технологии в образовательный процесс ДОУ
  • пополнить и обновить развивающую предметно-пространственную среду в разных возрастных группах
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т. е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

В соответствии с ФГОС ДО основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

  1. развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
  2. развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
  3. освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
  5. овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
  7. развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. развитие инициативности и активности детей.

Такой комплекс задач обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления, речи. Все это способствует умственному развитию детей и успешной подготовке их к обучению в школе.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:

  • ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
  • считает, вычисляет, измеряет, моделирует
  • владеет математической терминологией
  • развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление
  • владеет простейшими графическими навыками и умениями
  • владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.)

В соответствии с ФГОС работа в каждой возрастной группе по математическому развитию состоит из пяти разделов:

  • «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах
  • «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени)
  • «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях
  • «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении
  • «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

2. Организация взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников дошкольной образовательной организации

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.

Ведущая цель-создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области)
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Семья и детский сад-два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям важно сотрудничество ДОУ и родителей детей.

Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приёмами обучения сделать их своими помощниками. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.

С семьями проводится общая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей.

Большое значение имеет посещение родителями занятий, их наблюдение за детьми в разные режимные моменты.

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному материалу поможет решить ряд педагогических задач.

После изучения новой темы в дошкольном учреждении детям в семье должна быть предоставлена возможность самостоятельно мыслить и действовать, что ведёт к развитию ребёнка.

Тесный контакт, взаимопонимание между воспитателями и родителями устанавливается при условии соблюдения основных принципов взаимосвязи детского сада и семьи, использование всех форм работы с родителями в определённой системе, внимательного изучения лучшего опыта семейного воспитания, проявления доброго отношения к детям, уважения к родителям.

3. Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации. на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта, дошкольного образования. ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно- пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

При проектировании развивающей предметно-пространственной среды по формированию элементарных математических представлений необходимо выделять следующие основные составляющие:

  • пространство
  • время
  • предметное окружение

Развивающая предметно-развивающая среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребёнка под наблюдением и при поддержке взрослого.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений, в группе ДОУ был организован центр занимательной математики.

Центр занимательной математики оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через занимательные игры.

Содержание предметно-пространственной среды в группе ДО:

  1. Разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счёту, величине и форме предметов, ориентировке во времени и пространстве.
  2. Разнообразный счётный, наглядный материал.
  3. Занимательный материал математического содержания: задачи-шутки, головоломки, ребусы, игры на нахождение сходства и различия и др.

Но основной и неотъемлемой частью развивающей среды являются игры.

В уголке занимательной математики должно находится много интересных игр и дидактических пособий привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Сложи узор», «Геометрическое лото», «Танграм», счётные палочки, цветные палочки Кюизенера.

Игры, сделанные своими руками «Копилка», «Ящик ощущений», «Собери бусы», «Что лишнее».

Созданная предметно-игровая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, способствуют интеллектуальному развитию.

Игры отбираются педагогом соответственно возрасту детей.

Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Задача воспитателя развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Это действительно реально, если правильно, грамотно организовать развивающую среду ребенка.

Развивающая предметная среда — это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно – насыщенной
  • трансформируемой
  • вариативной
  • безопасной
  • доступной.

Создавая предметно-развивающую среду в дошкольном учреждении, необходимо помнить, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Основываясь на требования ФГОС, СанПин, в группах должна создаваться развивающая предметно-пространственная среда для сенсорно-математического развития детей. Подбор оборудования и материалов по математике для группы определяется особенностями развития каждой возрастной группы детей. В группах должны быть уголки занимательной математики – это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами. В младшей группе – это сенсорный домик, в средней возрастной группе в оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике. В старшей и подготовительной группах используются обычные предметы детской мебели, которые обеспечивают свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать самостоятельно интересующую их игру. Пособия математического содержания предназначено для индивидуальных и совместных игр с другими детьми.

Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, порядкового счета также помогает занимательный материал, расположенный на стене: яркие цифры, герои сказок.

Залогом успеха в реализации задач в математической зоне группы, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды: создание комфортных и удобных условий для продуктивной игровой деятельности дошкольников.

Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:

  • Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.
  • Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений.
  • Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах.
  • Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
  • Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
  • Развитие логического мышления.

Чем должна быть оснащена математическая зона (пособия, игры, материал):

  • счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки;
  • комплекты цифр для магнитной доски;
  • занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, и др.;
  • схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада;
  • рабочие тетради по математике;
  • наборы геометрических фигур для магнитной доски;
  • наборы объемных геометрических тел;
  • «Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели;
  • счетные палочки;
  • мозаики, пазлы, «Монгольская игра», «Танграмм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками;
  • наборы разнообразных головоломок, в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику, головоломки-лабиринты;
  • часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей);
  • наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы);
  • настольно-печатные игры;
  • разнообразные дидактические игры

Правильно созданная развивающая среда помогает поддерживать игровую обстановку, осуществлять математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школ.

Заключение

Таким образом, занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к познавательному развитию, логике и доказательности рассуждения, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Эти компоненты умственной деятельности необходимы в период школьного обучения. Освоение занимательного материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них логическое мышление.

В результате работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

Опыт работы показал, что использование занимательных игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

Литература

  1. Аванесова, В. Н. Дидактические игры [Текст] / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. — М: Наука, 2015. — 212 с.
  2. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. Просвещение, 2012. — 176 с.
  3. Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. Просвещение, 2010. – 224с.
  4. Гончарова, З. С. Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы) [Текст] / С. Гончарова, Е. В. Васютина // Молодой ученый. – 2018. – №33. – с. 125- 128.
  5. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера [Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. – СПб.: ООО «Издательство 71 «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 – 128 с.
  6. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы [Текст] / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – изд. 3-е. исп. и доп. – М.: Мозаика Синтез, 2014. -368 с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год