Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике с использованием элементов технологии «Обучение в движении» Татьяны и Марка Вайнапель
Математика детям
Автор: Кравцова Татьяна Николаевна   
09.04.2022 10:39

Обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике с использованием элементов технологии «Обучение в движении» Татьяны и Марка ВайнапельОбучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике с использованием элементов технологии «Обучение в движении» Татьяны и Марка Вайнапель

Кравцова Татьяна Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 5» г. Ярославля

В.А. Сухомлинский
«Движение — это жизнь»

Получение знаний по такому увлекательному предмету, как ментальная арифметика, происходит в статике: работа с абакусом и игры с флэшкартами предполагают нахождение детей в сидячей позе и усиленную умственную деятельность, что тяжело дается детям дошкольного возраста.

Длительность занятия, начиная от 30 минут для детей в возрасте 5-6 лет, и 35 минут для детей в возрасте 6-7 лет в статических позах сильно влияет на внимание ребенка, он начинает отвлекаться, усвоение материала и интерес снижаются. В связи с чем возникла необходимость в применении динамических пауз, которые были бы направлены на закрепление материала в движении.

 

Скачать конспект

Для разработки игр с двигательной активностью использовалась технология «Обучение в движении» Татьяны и Марка Вайнапель.

В основе технологии лежат подвижные развивающие игры. Во время таких игр дети могут активно двигаться и интеллектуально развиваться: учиться читать, считать, знакомиться с геометрическими фигурами, цветами, тренироваться запоминать, различать, сравнивать, логически мыслить.

Положительным моментом в использовании игровых напольных тренажеров является обучение детей в игровой форме. Занятия могут быть индивидуальные и групповые, преобразуя традиционное сидение за столом в динамический поиск нужных решений и уделяя больше времени развитию сенсомоторного интеллекта. Такие занятия затрагивают все образовательные области и способствуют комплексному развитию дошкольников на основе здоровьесберегающей технологии обучения в движении.

Изучив данную технологию, мы решили использовать ее, как одно из средств в обучении детей ментальной математике с помощью дидактической игры «ЗаниМательные круги».

Цель игры: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с использованием технологии «Обучение в движении».

Следуя этой технологии, мы с помощью изоленты нанесли разметку на пол по образу абакуса, имитирующую раму, перекладину и 2 спицы (счет до ста) — первая ступень изучения ментальной математики в ДОУ. Такую игру можно провести индивидуально или подгруппами в соревновательной форме, изобразив два таких абакуса на полу.

Косточки (вырезанные из плотного картона круги) представлены двух видов:

  • белые с красным (для старшего возраста)
  • цветные (для детей младшего возраста) по образу абакуса цветного, для лучшего запоминания детьми расположения косточек и ментальной работы с ними (Рис. 1).

Рис. Цветной абакус.

Наличие цветных косточек предполагает первые простые подвижные игры:

  • на скорость по цветам разложить круги так, как они представлены на абакусе (рис. 2, 3,)

Рис. 2 Неправильное расположение Рис. 3 Правильное расположение

  • назвать цвет, которого не хватает, и показать, где он должен разместиться (Рис. 4,5, 6)

Рис. 4 Вариант расположения Рис. 5 Вариант расположения Рис. 6 Вариант расположения

Далее предусмотрено усложнение — это работа с флешкартами. Помимо раскладывания кругов (косточек) по цветам, прибавляются игры на запоминание чисел и их обозначение на абакусе:

  • 1 вариант: сделай по образцу и назови число (детям показывают флешкарту с косточками Рис. 7, 8)

Рис. 7 Повтори флешкарту и назови число Рис. 8 Задание выполняют дети

  • 2 вариант, когда на обратной стороне флешкарты имеется цифровое обозначение, дети выкладывают его с помощью кругов на полу, а затем флешкарта переворачивается для проверки правильности выполнения задания (Рис. 9, 10).

Рис 9. Изобрази число и проверь Рис. 10 Задание выполняют дети

И более сложный этап — решение примеров (можно играть в команде, либо индивидуально).

  • 1 вариант: дети на полу выполняют задания на сложение под диктовку педагога и говорят ответ.
  • 2 вариант: на основе флешкарт с цифровым изображением дети с помощью цветных кругов складывают и вычитают числа и говорят ответ (рис. 11).

Рис. 11 Решить пример

Возможен вариант использования «Цифрового кубика», который представлен в виде куба с прозрачными кармашками. По мере изучения нового материала, в пустые грани помещаются либо просто цифры, либо цифра с действием на сложение и вычитание.

Рассмотрим несколько игр с кубиком:

  • на гранях расположены цифры от 0 до 5. Дети подбрасывают кубик, выпадает одна из цифр. Ее нужно выложить с помощью цветных кругов (Рис. 12, 13).

Рис. 12 Вариант расположения Рис. 12 Вариант расположения

  • на гранях расположены действия на +1 и -1. Важное предисловие к игре с действиями: первый минус не считается; игру продолжаем, пока на абакусе не получится ноль. Если получаемое число будет расти, то количество действий может быть ограничено педагогом (Рис. 14).

Рис. 14 Вариант расположения

  • усложнение на действия +2, -2, +3-3, правила аналогичны игре на +1 и -1.

Играть можно индивидуально и командой. Между командами проводится соревнование на скорость, и победившая команда получает приз. Можно комбинировать разные виды игр между собой.

Таким образом, используя элементы технологии «Обучение в движении», мы способствуем развитию умственных способностей и познавательных процессов детей (восприятие, мышление, пространственная ориентировка) и одновременно удовлетворению важной для ребенка дошкольного возраста потребности в двигательной активности. Это способствует, в том числе профилактике переутомления и добавляет положительных эмоций в образовательный процесс.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год