Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Применение робота Bee-Bot «Умная пчела» в работе воспитателя группы ОНР по математическому и речевому развитию детей»
Математика детям
Автор: Припадчева Елена Анатольевна   
06.12.2021 15:41

«Применение робота Bee-Bot «Умная пчела» в работе воспитателя группы ОНР по математическому и речевому развитию детей»«Применение робота Bee-Bot «Умная пчела» в работе воспитателя группы ОНР по математическому и речевому развитию детей»

Дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой, сложную группу состоящую из детей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Перед нами, педагогами, работающими в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, стоит задача создания благоприятных условий не только для бытовой, игровой, но и для образовательной деятельности. Поэтому использование современных технических средств является эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, создает благоприятный эмоциональный фон, побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, развивает коммуникативные навыки.

 

Скачать конспект

В нашем детском саду было приобретено новое игровое оборудование — программируемый робот «Умная пчела»: набор из 6 роботов с подставкой для зарядки. Робот «Умная пчела создан» для педагогической деятельности.

Программируемый напольный робот «Умная пчела» прекрасно подходит для применения в дошкольных учреждениях, для детей старшего дошкольного возраста. Он прост в управлении и имеет дружелюбный дизайн. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения). Работа с «Умная пчела» учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственной связи и многое другое. Эта игрушка соответствует требованиям безопасности, имеет эстетичный внешний вид, отвечает психолого-педагогическим требованиям к играм и игровому оборудованию.

Что такое «Умная пчела»? Это программируемый напольный мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных материалов. Дизайн игрушки напоминает пчелу со сложенными крыльями, желтое тело с черными полосками. На корпусе размещены яркие кнопки, позволяющие программировать робота. При нажатии кнопки «Вперед» робот продвигается вперед на один шаг (15 см). При включении кнопки «Назад», он отодвигается на один шаг (15 см) назад. При использовании «Поворот налево на 90°» и «Поворот направо на 90°» мини-робот не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. Если запрограммированное действие выполнено верно, то у пчелы-робота загораются глаза и воспроизводится звуковое подтверждение выполненного действия. Эта игрушка соответствует требованиям безопасности, имеет эстетичный внешний вид, отвечает психолого-педагогическим требованиям к играм и игровому оборудованию. Также существует дополнительное оборудование к мини-роботу – коврики ( «Цвета и формы», «Ферма»). Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, стороны которых равны одному шагу робота. Анализ литературы и опыта работы позволяет говорить и о других положительных сторонах использования данной игрушки в работе с маленькими детьми.

Создавая программы для робота, выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, только правильно направив его «вперед», «назад», «направо» или «налево» малыш достигнет желаемого результата. Можно уверенно говорить о том, что игры с «Умной пчелой» развивают пространственную ориентацию дошкольника.

«Ориентировка в пространстве» — один из разделов «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений.

Передвижения робота на плоскости позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, «посередине» и «между», «направо – налево» ( «справа – слева»). Дошкольник в игровой, увлекательной форме лучше может понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посе-редине, между, сбоку или с краю.

Продолжая разговор о разделах «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений, отметим, что и такую задачу, как счет в пределах десятка, можно решать при помощи предлагаемой игрушки. Ребенок может закреплять полученные на занятиях знания. Составляя план действий для робота, ребенку необходимо просчитать количество «шагов» на плоскости: «Один, два, три. Три шага вперед, потом поворот направо и два шага назад». Примерно так может выглядеть речь малыша, когда он определяется с программой действия.

Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. И кроме того: освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

Взаимодействие ребенка дошкольного возраста с программируемым напольным роботом «Умная пчела» положительно влияет на формирование его речи. Этот процесс связан с пониманием и активным употреблением дошкольником словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями, умением выделять и различать пространственные признаки и отношения, правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.

Использование различных тематических ковриков (жизнь на ферме, дорожка с цифрами и животными и др.) позволяет ребенку расширить и систематизировать ранее полученные знания по темам игры, расширить активный и пассивный словарь малыша.

Продолжая разговор о развитии речи ребенка-дошкольника, следует помнить, что развитием речи и мышления ребёнка тесно связано с развитием рук.

Может ли дружественный ребенку, программируемый напольный мини-робот способствовать развитию мелкой моторики? Робот управляется при помощи кнопок, расположенных на спинке пчелы. Активизировать эти кнопки возможно только пальцами. При этом, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук.

Мной были разработаны игровые поля: «Животные жарких и холодных стран», «Лесное царство», «Осень», «Времена года», «Цифры», «Кому что нужно», «Где что растет», «Сказки», «Съедобное не съедобное», «Профессии», «Универсальный» и подобраны адаптированные игры и игровые упражнения. Свою работу я начинала со знакомства с «пчелками», учила детей ориентироваться на тематических ковриках, программировать путь пошагово, нажимая на кнопки, шагая к определенной цели, проговаривая либо ход действия «Умной пчелки», либо произнося различный речевой материал. Количество ходов увеличивается постепенно. Затем программа усложнялась с появлением поворотов. После того, как дети освоили данный материал, они уже сами строили алгоритм на листе бумаги с помощью стрелок или картинок и по своей программе программировали мини-робота.

В процессе работы с использованием «Умной пчелы» учитываются следующие принципы:

  • принцип системности. Работа проводилась в течение всего учебного год, при гибком распределении содержания, в неразрывной последовательности так, чтобы все знания и умения, полученные детьми в процессе работы, закреплялись в регулярной и систематической дальнейшей деятельности.
  • принцип доступности. Подбор заданий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их развития.
  • принцип наглядности и интерактивности.

Использование «Умной пчелы» на занятиях позволило перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становился активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия — это способствовало осознанному усвоению знаний. Применение программируемого робота Bee-Bot позволяло моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в коррекционно-развивающую деятельность, активизировали познавательную и речевую активность и усиливали усвоение материала.

Весь процесс обучения состоял в том, что ребенок совместно с педагогом, а затем самостоятельно занимался разработкой заданий для устройства и назначал ему путь передвижения, что помогало в развитии воображения, умении планировать. А также для развития пространственной ориентировки, обучения грамоте, изучения математических представлений, для развития речи, что немаловажно для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Например, с помощью коврика «Цвета и формы» у детей закреплялись знания об основных цветах спектра, геометрических фигурах, умение классифицировать предметы по одному из признаков.

С помощью ковриков, сделанных с опорой на лексические темы, дети обобщали свои знания по основным категориям: посуда, одежда, продукты питания и т.д. Угадывали предмет по описанию, отгадывали предмет по его частям, находили пару и т.д.

Используя коврик «Домашние Животные», дети актуализировали свои знания о животных и их детенышах (кошка — котенок, собака — щенок и т.д.). Знакомились с жизнью на ферме и сельскохозяйственными культурами.

С помощью ковриков «Где что растет», «Где кто живет» актуализировали свои знания по теме «Грибы», «Растения», «Дикие животные» и т.д.

С помощью набора ковриков «Сказки» дети без особых трудностей вспоминали последовательность сказки, пересказывали её.

На непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детям помогали закрепить полученные знания коврики «Цифры», «Геометрические фигуры». С помощью мини робота Bee-Bot решали примеры, находили соседей числа, закрепляли счёт, состав числа, находили предметы по форме геометрических фигур и т.д.

Совершать путешествия, искать клад, самостоятельно составлять карту помогал коврик «Остров». Это было самое любимое игровое поле у моих детей.

На коврике «Животные холодных и жарких стран» дети закрепляли свои знания о животных холодных и жарких стран, узнавали их по описанию, отгадывали загадки и т.д.

Работая с ковриками «Осень», «Времена года» дети актуализировали свои знания по темам «Овощи и фрукты», «Деревья и листья», «Ягоды» и т.д.

Чаще всего я использовала коврик «Универсальный» – на нем нет изображений, он разделен на сектора (сделан был своими руками). Возможности его безграничны, так как позволяют решать образовательные задачи по любой тематике, стоит только выложить необходимый картинный материал или фигурки (манекены).

Мини робот Bee-Bot «Умная пчела» я использовала как в индивидуальной, так и групповой деятельности, как часть занятия, и как самостоятельную игру.

Таким образом, стало очевидно, что использование в педагогической практике мини-робота Bee-Bot с детьми ОВЗ способствует решению многих задач:

развитие логического мышления;

развитие умения составлять алгоритмы;

развитие пространственной ориентации;

закрепление умения считать;

формирование речи детей;

развитие мелкой моторики;

развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских взаимоотношений в группе.

В результате образовательной деятельности с использованием интерактивной игрушки могу отметить, что мини-робот «Умная пчела» действительно стал нашим групповым другом, для детей все игровые ситуации очень интересны, увлекательны, познавательны и очень разнообразны. Ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности, у него развивается интерес к получению новой информации в том объеме, котором он готов усвоить. Но следует отметить, что игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае возможно получить положительный эффект.

Игра (коврик) «Найди предмет такой же формы»

Цель: — Учить различать предметы по форме, называть некоторые

геометрические фигуры, развивать зрительное восприятие, память,

воображение, мелкую моторику, речь.

-Дать детям понятие о том, что многие предметы напоминают ту или

иную геометрическую форму.

На непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детям помогали закрепить полученные знания коврики «Цифры, «Половинки» С помощью мини робота Bee-Bot решали примеры, находили соседей числа, закрепляли счёт, состав числа и т.д.

Игра (серия ковриков) «Кто что ест?»

Цель: -закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные.

-Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику

рук.

-Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.

Игра «Сказка» (серия ковриков)

Цель: — развивать связанную речь

  • развивать зрительное восприятие, память, воображение

Игра (серия ковриков) «Профессии»

Цель: -Закрепить знания детей о профессиях

  • учить составлять последовательность

Примеры ковриков используемых в работе:

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год