Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для воспитателей «Методика организации и проведения ООД по ФЭМП»
Математика детям
Автор: Хайрова Мениря Асымовна   
02.12.2021 12:12

Консультация для воспитателей «Методика организации и проведения ООД по ФЭМП»Консультация для воспитателей «Методика организации и проведения ООД по ФЭМП»

Подготовила: воспитатель высшей кв. категории Мениря Асымовна Хайрова

ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

Задача педагога — сделать формирование элементарных математических представлений занимательным и необыкновенным.

ООД является основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На неё возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

 

ООД по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей строятся с учетом обще дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.

Поскольку ООД по ФЭМП требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня, сочетать с более подвижными, физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству. Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми.

Во время ООД по ФЭМП решается ряд программных задач.

  1. образовательные — чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять),
  2. развивающие – что развивать, закреплять (развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности; продолжить формирование приёмов логического мышления),
  3. воспитательные — что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),
  4. речевые — работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала. Обязательно должен быть сюрпризный момент, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.

Обозначив задачи, можно переходить к построению структуры ООД, которая обусловлена программным содержанием.

В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей. Общая тенденция такова: чем старше дети, тем больше частей в занятиях. В самом начале обучения (во второй младшей группе) занятия состоят из одной части. Однако не исключается возможность проведения занятий с одной программной задачей и в старшем дошкольном возрасте (новая сложная тема и т. д.). Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств. Внимание детей сохраняется: 3-4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.

Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.

В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки — кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т. д.

На ООД обязательно должна происходить смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность.

Основными структурными компонентами занятия являются:

  1. Организация занятия или вводная часть: математическая разминка, игра-загадка, проблемный вопрос.
  2. Основная часть: объяснение, показ, дидактические игры, физминутка, поисковая деятельность, использование средств ИКТ...
  3. Заключительная часть. Итог: игра-загадка, словесные методы, сюрпризные моменты...

Организация ООД или вводная часть. Основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом в начале занятия — вызвать интерес к предстоящей деятельности, к содержанию; собрать внимание детей и доступно сформулировать задачу. Организационная часть в ООД по ФЭМП отличается от других областей (занятие может начаться не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание; может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя на ковре).

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным. Если в младших группах используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты, то в старших группах целесообразно использовать проблемные ситуации, в подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

2. Основная часть: объяснение, показ, дидактические игры, физминутка, поисковая деятельность, использование средств ИКТ...

Она предусматривает собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность. В соответствии с целью строится план работы, разворачивается поиск решения, определение имеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и учебно-воспитательным программным задачам.

Примерные части хода математического занятия

  1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).
  2. Работа с демонстрационным материалом.
  3. Работа с раздаточным материалом.
  4. Физкультминутка (обычно со средней группы).
  5. Дидактическая игра.
  6. Заключительная часть. Итог: игра-загадка, словесные методы, сюрпризные моменты...

Итог занятия. Заключительная часть связана с подведением итогов познавательной деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей /дифференцированная оценка деятельности может вводиться уже в среднем дошкольном возрасте. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало к эмоциональной оценке занятия.

Методы и приёмы, используемые в структурных частях ООД

Часть занятия как его структурная единица включает упражнения и другие методы и приемы, разнообразные дидактические средства, направленные на реализацию конкретной программной задачи. Это игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения…

  1. Наглядные методы. ООД по ФЭМП строится на наглядности. В детском саду используются два вида наглядного материала: демонстрационный, раздаточный. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям. Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным, в достаточном количестве. Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям. И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее.
  2. Словесные методы используют в тесной связи со словом, пояснением, в основном заключается в вопросах к детям и зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. (в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? В старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?). С развитием наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением и педагог чаще пользуется приемом объяснения, рассказа, беседы, чтения.
  3. Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений. Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи.
  4. Игровые методы — это дидактические игры, такие как «Танграм», «Монгольская игра», «Листик», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Сфинкс» и др (игры-путешествия, игры-предложения, игры – загадки, игры-беседы), игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.). В условиях игры педагогу легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании.

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети используют модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов; при воспроизведении такой же величины. Мы используем палочки Кюизенера для лучшего запоминания состава чисел детьми, счетные палочки, также блоки Дьенеша помогают детям запомнить размер, форму, цвет и толщину геометрических фигур. При измерении величины условной меркой дети фиксируют отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (слова-числительные).

Использование разнообразных приёмов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий — все это помогает решать задачи математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Итак, выдерживание правильной структуры ООД обеспечивает:

  • сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем),
  • активность как отдельных детей, так и всей группы в целом,
  • использование разнообразных методов и дидактических средств,
  • усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год