Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Интегрированный подход к формированию элементарных математических представлений у дошкольников на логопедических занятиях.
Математика детям
Автор: Суркова Светлана Юрьевна   
21.11.2020 11:32

Интегрированный подход к формированию элементарных математических представлений у дошкольников на логопедических занятиях.Интегрированный подход к формированию элементарных математических представлений у дошкольников на логопедических занятиях.

Структурное подразделение «Детский сад №16 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Подготовила: Учитель-логопед Суркова С.Ю.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д. Математика дает огромные возможности для развития мышления.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

 

Скачать конспект

Главная задача обучения математики – развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связанно с формированием у них «стойких» познавательных интересов.

Для повышения уровня сформированности математических представлений в логопедических группах организованна система работы, как с детьми, так и с педагогами и родителями. Систематическая, последовательная работа, с учетом индивидуальных и специфических речевых особенностей детей, положительно влияет на уровень развития элементарных математических представлений у детей в логопедических группах.

Коррекционная работа с использованием математического материала осуществляется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Несомненно, необходимо учитывать степень выраженности речевого дефекта и уровень общего интеллектуального развития ребёнка.

Наиболее эффективными методами и приемами являются организованная образовательная деятельность, во время которой используется наглядный, раздаточный, демонстрационный материал. Для закрепления полученных знаний, наиболее эффективны дидактические игры. Дидактические игры способствуют развитию интереса, к созданию у детей эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой работе, улучшают общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

Работа по коррекции и развитию речи в логопедической группе перекликается с программным материалом по формированию элементарных математических представлений. Коррекционная работа с использованием математического материала осуществляется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Несомненно, необходимо учитывать степень выраженности речевого дефекта и уровень общего интеллектуального развития ребёнка.

Развитие слухового и фонематического восприятия.

Дети, имеющие речевые нарушения имеют недостаточно развитое слуховое внимание, развить которое возможно, используя следующие игры и приёмы:

Игра «Стук-стук»

Ребёнку предлагается с закрытыми глазами послушать звуки, издаваемые музыкальными инструментами или другими звучащими предметами (барабан, бубен, треугольник, игрушка-пищалка, свисток и т. д), а затем столько же раз похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть (вариантов множество).

Игра «Сколько раз кричал?»

Игра используется при изучении лексических тем «Домашние животные», «Домашние птицы». Проводится аналогично предыдущей игре. Дети становятся в круг, водящий стоит в центре круга. Ребёнок в центре закрывает глаза, а ребёнок, на которого укажет педагог, издаёт несколько звукоподражаний животных (количество показывает взрослый). Водящий должен произнести соответствующее количество раз название животного, издающего эти звукоподражания. Кроме того, здесь отрабатываются трудные для детей слова-действия (глаголы): мычит, кукарекает, блеет и т.д.

 

Игры на автоматизацию поставленных звуков.

Игра «Рыболов» — на автоматизацию звука Р. Ребёнок ловит и считает рыбок: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб и т.д.

Игра «Посчитай» используется для автоматизации любого звука. Ребёнку предлагается пересчитать кукол, яблоки и т.д. и сказать, чего больше.

Игра «Бросай кубик».

Используется для автоматизации звуков в словах. Ребёнок бросает кубик и проговаривает слово столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Как вариант, можно использовать кубик с цифрами вместо точек.

Лексико-грамматический строй речи.

Игра «Волшебная коробочка» — закрепление в речи количественных числительных. Дети достают из коробочки карточки с изображением предметов в количестве от 2 до 10 и произносят: пять вёдер, четыре яблока.

Игры на закрепление временных понятий (времена года, части суток, дни недели).

Игра “Скажи наоборот” зима-лето, день-ночь, светло-темно, понедельник (начало недели) — воскресенье (конец недели). “Какой день недели стоит перед вторником, какой день недели следует за пятницей”.

Игры “Скажи наоборот” — на закрепление понимания и различения предметов по величине, размеру и количеству. Игра с картинками или с мячом.

Высокий- низкий
Большой-маленький
Тонкий-толстый
Широкий-узкий

Длинный-короткий
Много-мало

Задания на карточках «Считай и называй» по всем лексическим темам: «Птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Зима», «Насекомые», «Головные уборы», «Рыбы», «Транспорт», «Мебель», «Игрушки»

Дидактические игры с использованием лего-технологий

«Дорожка для звуковичка»

Цель: Дифференциация звуков по гласности-согласности, твердости-мягкости, формирование фонематического слуха

Ход игры

Логопед проговаривает звуки, ребенок проговаривает вслед за логопедом и выкладывает схему из кирпичиков красного (для гласных звуков) синего (для согласных твердых звуков) или зеленого цвета.

«Составь слово-дорожку»

Цель: Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове.

Ход игры

Ребенок проговаривает слово, отхлопывает слоговую структуру слова. Затем выкладывает из кирпичиков слоговую схему слова, располагая кирпичики в ряд.

«Доскажи словечко»

Цель: Профилактика нарушений слоговой структуры слов.

Логопед проговаривает слово без последнего слога и выкладывает слоговую схему слова из кирпичиков. Ребенок (опираясь на картинку) договаривает последний слог и «достраивает дорожку».

«Дорожка сломалась»

Цель: Делить слова на слоги, выделять лишний или недостающие слоги.

Ребенок проговаривает слово, делит его на слоги, выкладывает «слоговую дорожку», закрывает глаза, логопед убирает кирпичик-слог, ребенок называет недостающий слог и выкладывает кирпичик.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год