Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
Математика детям
Автор: Шеремет Е.А., Фадеева О.Н., Филиппова И.А.   
30.01.2020 22:21

Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию образовательных программ в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Развивающая образовательная среда должна обеспечивать условия для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Игровой набор «Дары Фребеля» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО и открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации как основной общеобразовательной программы дошкольного образования, так и адаптированной программы для детей с ОВЗ.

 

Скачать конспект

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцци, исходил из того, что дети- цветы и воспитывать их должны "добрые садовницы". Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста.

Ф. Фребель разработал свой первый в мире дидактический материал для детей дошкольного возраста. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания и т. д. Дары пронумерованы по степени сложности. Всего 6 основных наборов. Первый набор предлагается ребенку уже с начала первого года, последующие вводятся позже, по мере готовности ребенка к новым знаниям.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» может быть использован для развития социальных и коммуникативных умений, сенсорного развития, развития мелкой моторики, развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирования элементарных математических представлений, развития логических способностей. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка.

 

Разрабатывая дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • формирование умения действовать по зрительному образцу, словесной инструкции
  • расширение и уточнение представление детей о геометрических фигурах, цвете и форме
  • развитие мыслительных операций: синтеза, анализа, сравнения, классификации, обобщения; операций кодирования и декодирования информации
  • развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики

- воспитание коммуникативных качеств через умение работать в группах, в парах.

Игры с использованием набора «Дары Фребеля» можно применять как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе по формированию и закреплению математических представлений. А также дети могут играть самостоятельно.

Таким образом, можно обогатить и разнообразить работу по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

«Геометрическое лото»

Задачи:

Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), о цвете; развивать зрительное восприятие, произвольное внимание.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, непрозрачный мешочек, геометрические фигуры из набора №7.

Содержание игры: ведущий (педагог или ребенок) достает из мешочка по одной фигуре. Ребенок, у которого на карточке есть такая фигура, называет, что это и цвет, затем закрывает фигурой её изображение на своей карточке.

«Продолжи ряд»

Задачи:

Формировать умение находить закономерность в расположении фигур, располагать фигуры в определенной последовательности; развивать мелкую моторику.

Оборудование: полоски с изображением трех геометрических фигур, геометрические фигуры из набора №7.

Содержание игры: детям предлагаются карточки, на которых расположены геометрические фигуры в определенной последовательности. Детям нужно определить, в какой последовательности расположены геометрические фигуры на карточках, и продолжить ряд.

«Разложи витамины»

Задачи:

Формировать умение соотносить число с определенным количеством предметов, упражнять в количественном счете, развивать мелкую моторику

Оборудование: баночки, на крышках которых приклеены цифры от 1 до 10, точки из набора № 10.

Содержание игры: педагог предлагает детям для игры в аптеку или больницу разложить витамины (или таблетки) по баночкам. В каждую баночку нужно положить столько витаминок, сколько обозначает число на крышке.

«Геометрически лабиринт»

Задачи:

Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Оборудование: карточки с изображением лабиринта из геометрических фигур, геометрические фигуры из набора №7.

Содержание игры: педагог предлагает помочь курочке найти цыпленка, выложив дорожку к нему только из кругов (аналогично выполняется задание на других карточках, но дорожку ребенок выкладывает из других геометрических фигур).

«Найди свой домик»

Задачи:

формировать представления об основных цветах и о геометрических

фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Оборудование: геометрические фигуры из набора №7, карточки – домики с геометрическими фигурами.

Содержание игры:

Первый вариант: Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по геометрическим формам. Назвать цвет своих фигур.

Второй вариант: Воспитатель предлагает собрать фигуры определенного цвета. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.

Собери ромашку» (состав числа)

Задачи:

Закреплять знания об образовании чисел, умение составлять их из двух меньших; развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать задачу, выполнять ее самостоятельно.

Оборудование:

Карточка – ромашка, набор геометрических фигур из набора №7.

Содержание игры:

Детям предлагается карточка – ромашка с лепестками двух разных цветов. Нужно выложить число, которое находится в центре цветка и объяснить, каким способом составлено это число.

«Мозаика»

Задачи:

закреплять умение ориентироваться на мозаичном поле, подбирать правильно цветовые фишки согласно образцу;

развивать зрительное и тактильно-двигательное восприятие, мелкую моторику рук, точность и координацию движений; воспитывать самостоятельность, умение пользоваться карточкой — схемой.

развивать у детей зрительно-пространственную ориентацию, развивать слуховое внимание, гибкость и быстроту мышления

Материалы: набор Фребеля №12, карточки-схемы.

Содержание игры:

Ребенку предлагают выложить из мозаики по образцу узор, дом, лодку, флаг и т.п., также ребенок может выложить картинку по своему желанию.

Детям старшего возраста можно предложить задания по ориентировке на мозаичном поле. Например, положи красную деталь в верхний левый угол, зеленую – в правый нижний и т.д.

«Собери бусы»

Задачи:

Формировать умение находить геометрические формы по двум признакам (цвету и форме), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур, умение работать по схеме; развивать внимание, логическое мышление, интерес к математическим действиям; воспитывать бережное отношение к пособию.

Оборудование:

Карточки-схемы с изображением формы и цвета, набор №1.

Содержание игры:

Детям предлагаются карточки-схемы. Детям нужно собрать бусы, предварительно определив (опираясь на карточку-схему) из каких геометрических тел они будут состоять, в какой последовательности будут расположены эти тела и какого цвета.

«Повтори узор»

Задачи:

Развивать внимание, мыслительные операции, умение анализировать положение предметов в пространстве, закреплять знание основных цветов; развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Двойные карточки: слева поле с геометрическим узором, справа поле с пустыми окошками; плоские геометрические фигуры (круги) из набора №7.

Содержание игры:

Детям предлагаются двойные карточки, на которых слева расположен узор из кругов разного цвета. Детям нужно выбрать круги определенного цвета и справа выложить такой же узор, как слева.

«Найди, что потерялось»

Задачи:

Закреплять знание геометрических фигур; развивать внимание, логическое мышление, закреплять знание основных цветов; развивать математические способности, воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.

Оборудование:

Карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, геометрические фигуры из набора №7.

Содержание игры:

Ребенку предлагается карточка, которая разбита на 9 окошек. В восьми окошках расположены геометрические фигуры разного цвета, а одно пустое. Ребенку нужно выбрать определенную геометрическую фигуру, определенного цвета, чтобы заполнить пустое окно. Но по горизонтали и по вертикали фигуры не должны повторятся формой и цветом.

«Каждой фигуре свое место»

Задачи:

Формировать умение находить фигуры по двум признакам (форме и цвету), закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), о цвете; развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику; развивать интерес к математическим действиям; воспитывать бережное отношение к пособию.

Оборудование:

Карточки-схемы, геометрические фигуры из набора №7.

Содержание игры:

Детям предлагаются карточки, на которых расположены слева в столбик геометрические фигуры, а справа пустые окошки. Вверху по горизонтали значки с цветом. Детям нужно заполнить пустые окошки геометрическими фигурами в соответствии с их формой и цветом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год