Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических способностей в средней группе на тему «Геометрические фигуры»
Математика детям
Автор: Михаева Светлана Борисовна   
22.12.2019 10:23

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических способностей в средней группе на тему «Геометрические фигуры»Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических способностей в средней группе на тему «Геометрические фигуры»

Разработала: Михаева С.Б. Реутов, 2019 Муниципальное автономное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8

«Планета детства»

Математическое развитие детей 4-5 лет жизни осуществляется в основном под влиянием целенаправленного обучения на коллективных занятиях по математике. Параллельно с этой работой проводится работа с детьми в повседневной жизни и на других занятиях.

 

Скачать конспект

В этой возрастной группе формируются достаточно определенные знания о форме предметов и геометрических фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, пользуясь приемами обследования этих фигур с помощью тактильно-двигательного и зрительного анализаторов. Кроме того, на занятиях по конструированию они знакомятся с некоторыми элементами строительного материала: кубиками, кирпичиками, пластинами, призмами, брусками.

Разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это? Какого цвета шары? Какой из них меньше?»

Цель: развитие памяти, логического мышления на основе установления причинно — следственных связей методом сравнения и анализа групп предметов.

Задачи:

Образовательные

  1. Закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, о понятии «четырехугольники».
  2. Повторить счет до 4, называть числительные по порядку.
  3. Закреплять умение детей отвечать на вопрос: «Который по счету?»
  4. Закрепить умения определять равенство и неравенство двух групп предметов по количеству, уравнивать неравные группы.

Развивающие

  1. Находить и называть в окружении предметы квадратной, прямоугольной, треугольной, круглой, овальной формы.
  2. Закреплять умение обследовать предмет, выделяя его характерные признаки.
  3. Развивать слуховое восприятие.

Воспитательные

Воспитывать коммуникабельность.

Тип занятия: фронтальное.

Форма занятия: наглядный, словесный, практический, игровой

Продолжительность: 25 минут.

Участники: дети и воспитатели.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Предварительная работа. Проведение бесед о формах и фигурах, дидактические игры, чтение стихов, отгадывание ребусов.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийная презентация «Геометрические фигуры»;
  • геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; изображение предметов, похожих на геометрические фигуры;
  • мягкая игрушка — Мышонок, конверт с заданиями, металлофон, мешочек для игры.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Мышонок. Сегодня он грустный, он не может справиться с заданиями. Давайте ему поможем. А вот и первое задание «Отгадай загадку» (слайд 2)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад

Как зовут его? (Квадрат)

Дети отвечают, на экране появляется квадрат.

И чему же это рад (Слайд 3)

Нарисованный квадрат?

Рад, что у него равны

Все четыре стороны!

На экране поочерёдно появляются квадраты разного цвета и размера. Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета квадраты? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, квадраты одинакового размера или нет?
  • Сколько треугольниковквадратов на слайде, давайте посчитаем!
  • А кто назовёт квадраты от маленького до большого по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на квадрат (окно, стул, коробка для игрушек, книжка- малышка, доска и т.д.)

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на квадрат. (Слайд 4)

Второе задание «Отгадаем загадку» (слайд 5)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны,

Ну, пожалуй, и довольно! –

Что ты видишь? (Треугольник)

Дети отвечают, на экране появляется треугольник.

Слайд 6

Три мои стороны, могут разной быть длины.

Где стороны встречаются — угол получается.

Что же вышло посмотри! Ведь углов тоже три.

Вы подумайте друзья и скажите кто же я? (треугольник)

На экране поочерёдно появляются треугольники разного цвета и размера.

Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета треугольники? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, треугольники одинакового размера или нет?
  • Сколько треугольников на слайде, давайте посчитаем!
  • Кто поможет мышонку расставить треугольники от большого до маленького по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на треугольник (крыша кукольного домика, колпак куклы, пирамидки, горы)

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на треугольник. (Слайд 7)

Физкультминутка: (Воспитатель поочерёдно показывает геометрические фигуры, дети выполняют движения):

Треугольник — прошагай,

Квадрат — приседай,

Ну, а если круг — дружок,

Выполняй скорей прыжок. (под музыку).

Воспитатель: Ой, ребята, а после зарядки мышонок наш совсем растерялся, ему нужно помочь.

Третье задание «Отгадаем загадку» (слайд 8)

Нет углов у меня и похож на блюдце я,

Не медаль, не блинок,

Не осиновый листок

Вы подумайте друзья

И скажите Кто же я? (Круг)

Дети отвечают, на экране появляется круг.

Слайд 9

Эта форма у клубка,

У планеты, колобка,

Но сожми ее немножко,

И получится лепёшка.

На экране поочерёдно появляются круги разного цвета и размера.

Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета круги? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, треугольникикруги одинакового размера или нет?
  • Сколько кругов на слайде, давайте посчитаем!
  • Кто поможет мышонку найти круги одинакового размера по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на круг (часы, колесо, тарелка, мяч).

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на круг. (Слайд 10)

Четвёртое задание «Отгадаем загадку» (слайд 11)

Что сейчас увидим мы?

Все углы мои прямы,

Есть четыре стороны,

Но не все они равны

Я – четырехугольник! Какой? (Прямоугольник)

Дети отвечают, на экране появляется прямоугольник.

Слайд 12

На экране поочерёдно появляются прямоугольники разного цвета и размера.

Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета прямоугольники? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, прямоугольники одинакового размера или нет?
  • Сколько прямоугольников на слайде, давайте посчитаем!
  • Помогите мышонку назвать прямоугольники по размеру от маленького до большого по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на прямоугольник (столы, фрамуга, ковер, полки, альбом, двери и т. д.).

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на круг. (Слайд 13)

Воспитатель: Молодцы! Устали? Отдохнем?!

Руки требуют заботы, (руки вытягивают перед собой)

Ведь у них полно заботы:

Трудно целый день писать, (сжимают и разжимают кулачки)

И лепить, и рисовать (хлопать в ладоши).

Потянулись вверх, потом (поднимают руки вверх)

Руки шире разведем (разводят руки в стороны)

Вот и все. Конец зарядке.

Сели вновь за стол, ребятки.

Пятое задание «Отгадаем загадку» (слайд 14)

Если б взял я, дети, круг,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте, дети, дружно –

Получился бы... (Овал)

Дети отвечают, на экране появляется овал.

Слайд 15

На экране поочерёдно появляются овалы разного цвета и размера.

Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета овалы? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, овалы одинакового размера или нет?
  • Сколько овалов на слайде, давайте посчитаем!
  • Помогите мышонку назвать овалы по размеру от большого до большого по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на овал (зеркало в парикмахерской, поднос, расческа, лицо, шар и т.д.).

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на овал. (Слайд 16)

Молодцы ребята, вы хорошо знаете геометрические фигуры. А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Смотри внимательно», посмотрим на экран и поможем мышонку определить из каких геометрических фигур составлены рисунки

А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Угадай, какая фигура спряталась» (Воспитатель подходит к каждому ребенку с мешочком, в котором лежат плоские фигуры: треугольник, круг, треугольник, квадрат, овал. Ребята с закрытыми глазами вытягивают с мешочка геометрическую фигуру и называют ее).

Рефлексия

Ребята, мы помогли Мышонку выполнить все задания. Скажите, а какие задания, игры были у Мышонка? (ответы детей). свой выбор.

Ребята, расскажите, что нового вы сегодня узнали на нашем занятии? С какой новой цифрой мы сегодня познакомились? (цифра 4).

Список использованных источников:

  1. Ефанова З. А. «Познание предметного мира. Комплексные занятия. Средняя группа». / З.А. Ефанова. – Учитель, 2016.
  2. Финогенова Н. В. Математика в движении. Планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Средняя группа. / Н. В. Финогенова, М. Ю. Рыбина, Е. В. Ремизенко. — ИП Гринин Л. Е., Учитель, 2014.
  3. Шевелев К.В. Занимательная математика. Рабочая тетрадь для дошкольников 4-5лет. / К.В. Шевелев. — М.: /Издательство «Ювента», 2013. — 40 с.: ил.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 13 (134) выйдет
12 апреля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год
Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год