Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с блоками Дьенеша
Математика детям
Автор: Карманова Елена Николаевна   
20.03.2019 12:46

Методическая разработка по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с блоками ДьенешаМетодическая разработка по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с блоками Дьенеша

Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Красносельский детский сад» Карманова Е.Н. с.Красное 2019 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад» Арзамасского района

Пояснительная записка

В данной методической разработке представлено многофункциональное дидактическое пособие «Умное дерево», которое можно использовать в работе с блоками Дьенеша, как на НОД, так и в индивидуальной работе с детьми.

Благодаря налаженному производству и доступности дидактического материала педагоги и родители всё больше и больше внедряют различные методики в воспитании и развитии подрастающего поколения. Очень популярна методика математической логической игры Золтана Дьенеша, или просто, блоки Дьенеша, предназначенная для развития свободного мышления у дошкольников и младших школьников. Эта система игровых упражнений, а также авторский комплекс наглядных пособий, который успешно практикуется педагогами для решения задач познавательного и интеллектуального развития детей. Накоплен положительный опыт практического применения данной методики в работе с дошкольниками.

 

Скачать конспект

Золтан Дьенеш — знаменитый венгерский математик, практикующий педагог и психолог, изменивший стереотипное восприятие математики как рутинной и нетворческой научной дисциплины. Игровая методика Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить различные математические понятия, формировать и развивать интеллектуальные навыки и психологические процессы, необходимые для осуществления самостоятельного логического мышления.

Методика разработана для детей от двух до восьми лет, учитываются интеллектуальные и психологические особенности, поэтому математические занятия воспринимаются с восторгом и заинтересованностью. Педагогам перед началом работы необходимо изучить теоретический материал метода, а также разобраться с наполняемостью дидактического пособия. Способность малыша быстро и увлеченно справляться со сложными мыслительными упражнениями станет достойной наградой родителям и воспитателям за проявленные ими усердие и настойчивость.

Интеллектуальное путешествие будет более интересным и продуктивным для детей, если, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться. Если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим, то занятия будут более эффективными в плане обучения. Прежде чем приступить к упражнениям с данным дидактическим материалом, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они поиграют с ними, а вы понаблюдайте, как малыши используют блоки в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок». После самостоятельного исследования материала можно перейти к играм и упражнениям. Работа с детьми младшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша проводится 1 раз в неделю во второй половине дня небольшими подгруппами, является вариантом организации совместной деятельности педагога с детьми по развитию математических представлений. Детей привлекает данный логический материал, так как он обеспечивает выполнение разнообразных предметных действий. В процессе разбиения, выкладывания по определённым правилам, перестроения дети овладевают различными мыслительными навыками, важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». При работе с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С применением данной методики у малышей тренируется внимание, память, восприятие. Игры с логическими блоками учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов.

Изучив методическую литературу и различные варианты работы с данным пособием начала применять методику на практике. Родители так же принимают активное участие в развитии своих детей с помощью блоков. На тематическом родительском собрании рассказала присутствующим о важности применения данной методики в развитии у детей элементарных математических представлений, учились применять её в работе с детьми. Вовлечению родителей в образовательный процесс способствовало использование разнообразных форм работы с родителями, что позволило повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах формирования у воспитанников младшего дошкольного возраста умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьенеша.

Впоследствии родители изготовили дидактическое пособие «Умное дерево», которое мы используем в играх с блоками Дьенеша, либо как сезонное дерево в пространственной предметно развивающей среде нашей группы.

Цель работы с данным дидактическим пособием: формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьенеша.

Провела педагогическую диагностику воспитанников группы. Автором педагогической диагностики является З. А. Михайлова «Диагностика освоенности математических представлений».

Диагностику проводила в начале учебного года. Была обследована вся группа.

Поставила перед собой задачи: Учить детей сравнивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию в процессе игр с блоками Дьенеша. Развивать память, внимание, воображение. Развивать активность и самостоятельность, поощрять проявление элементов творчества. Воспитывать интерес к играм с блоками.

Педагогический процесс по формированию умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьенеша у воспитанников 4-го года жизни осуществлялся через организацию совместной деятельности (занятия, образовательную деятельность в режимных моментах) и организацию самостоятельной деятельности воспитанников.

В работе с воспитанниками использовала разнообразные методы и приёмы:

  1. Словесные: объяснение, пояснение, художественное слово, вопрос, поощрение.
  2. Наглядные: кодовые карточки, карточки-схемы, рисунок, алгоритм, демонстрация способов действия, игровые персонажи, игр. игровые пособия.
  3. Практические: обследование, наложение, упражнения.
  4. Игровые: игровые проблемные ситуации, игры-путешествия.

В своей работе использовала принципы работы с занимательным математическим материалом: от простого к сложному; доступность игр возрастным, индивидуальным особенностям ребенка; введение проблемных игровых ситуаций; системность игр и занятий (НОД).

Использование логических блоков в других видах деятельности (продуктивной, музыкальной, двигательной) способствовало успешному освоению математических представлений, развитию умения решать интеллектуальные задачи, активности и самостоятельности, поддержанию интереса к играм с блоками.

В конце года была проведена педагогическая диагностика воспитанников. Подводя итог проделанной работы, и сравнив результаты педагогической диагностики, можно увидеть положительную динамику развития формирования у воспитанников младшего дошкольного возраста умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьенеша, что даёт наглядное подтверждение необходимости их использования в образовательном процессе. Результаты работы: Воспитанники сравнивают, классифицируют, обобщают информацию в процессе игр с блоками. У детей развиты память, внимание, воображение. Воспитанники проявляют активность и самостоятельность, элементы творчества. У воспитанников сформирован интерес к играм с блоками Дьенеша.

Авторская идея З. Дьенеша предлагает бесконечное разнообразие игр, которые можно брать из готовых методических пособий, а можно придумывать вместе с ребёнком, тогда игра станет увлекательным досугом для всей семьи, любимым хобби младшего и старшего поколений. Кроме того, методика поможет развить и усовершенствовать интеллектуальные способности, сделает умственные операции гибкими и нестандартными, что важно и актуально для любого возраста.

Список использованной литературы

  • Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт. -сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997.
  • Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  • Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн. – Кн. 2. – 2-е. изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
  • Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год