Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»
Математика детям
Автор: Исхакова Айгуль Тимерьяровна   
02.01.2019 14:00

«Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»«Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»

Автор:

Исхакова Айгуль Тимерьяровна МАДОУ ЦРР Детский сад №7 «Улыбка» г. Бирска РБ

«Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

 

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Другими словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Игры, способствующие развитию математических наклонностей

  1. Счетные палочки — с их помощью можно знакомить ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям.
  2. Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что липшее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.
  3. 3агадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
  4. Игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» — дети выкладывают из геометрических фигур силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода.

«Пифагор» — силуэты животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлов 5.3адачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, всё это замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола). 3) Сколъко концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

6. Шашки. Это игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Основа: Научить детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры. Ведь шашки являются одной из самых распространённых народных игр в мире. Шашки — незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Эта игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся. Шашки вырабатывают умение мыслить абстрактно, воспитывают усидчивость и пространственное воображение.

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она пронизывает их всю жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира.

Руководя игрой, организуя жизнь в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю, на поведение в целом.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе: посторонних и определенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.

Однако если для воспитанника цель в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель развитие детей, усвоение ими определенных знаний формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны отсутствие цели в игре, а с другой — игра есть средство целенаправленного формирования личности.

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира.

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

Литература

  1. Абрамов И. А. Особенности детского возраста. — М., 1993г.
  2. Аргинская И.И. Математика, математические игры. — Самара: Федоров, 2005г. — 32 с.
  3. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных

представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. — 2002г. — №8. — С.30-39

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр В ЛАД ОС, 2003г.

5. Васина В.В., Праздник числа. М., 1991г.

6. Волина В. «Веселая математика» — Москва, 1999г.

7. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике» — Москва, 1989г.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — М., 1989г.

9. «Играем в числа» — серия пособий.

10. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пос. — М., 1974г.

11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. — СПб: «Детство-Пресс», 2010г.

12. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова — кандидат педагогических наук.

13. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

14. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

15. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» — ООО «Издательство Астрель», 2002г

16. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (358) выйдет
18 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год