Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
Логопедия
Автор: Аликина Тамара Ивановна   
27.12.2014 16:47

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей  подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема:  Дифференциация звуков Ф – ФЬ.Аликина Тамара Ивановна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка»
МДОУ «Детский сад «Росинка»
Учитель-логопед
Г. Надым, Тюменская область, ЯНАО
Дифференциация звуков Ф – ФЬ

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей  подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема:  Дифференциация звуков Ф – ФЬ. Скачать конспект
Коррекционно - обучающие задачи:  
    закрепить навык произношения и различения звуков Ф,ФЬ;
    упражнять в  характеристике звуков Ф, ФЬ,  соотнесении  звуков с буквой;
    выделять заданный звук в различных позициях (в начале, середине, в конце слова);
    совершенствовать умение составлять распространенные предложения с заданным словом, выделять в предложении предлог;
    упражнять в подборе родственных слов.                                                           
Коррекционно - развивающие задачи:
    развивать навык  звукобуквенного анализа и синтеза;
    продолжать развивать  фонематический слух и слуховое восприятие;
    активизировать  зрительное и слуховое внимание;
    способствовать развитию мыслительной деятельности (умение рассуждать, анализировать),
    развивать навыки произвольности поведения.
Коррекционно - воспитательные задачи:
    развивать навыки сотрудничества, взаимопроверки;
    поощрять доброжелательные взаимоотношения;
    совершенствовать учебные навыки (усидчивость, аккуратность в работе,
 уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, действовать в соответствии с инструкцией).
Оборудование: магнитная доска, цветные магниты, предметные картинки (фокусник, ёж, ежонок, цилиндр, факел, букет), звуковые дорожки, мяч, силуэт дерева, 8 цветов на липкой ленте, карточки с предметными картинками и карандаши  на каждого ребенка, полоски схемы предложения, интерактивная доска.
             Ход занятия:
I.Организационный  момент.
Логопед читает четверостишие:
                  Фокусник во фрак одет,
                  Факел превратил в букет.
На интерактивной доске поочередно появляются изображение фокусника, факела,
букета.  

II. Сообщение темы.
 - Какой звук чаще других  слышится в стихотворении? (Звук Ф)
 - Сегодня мы погорим о звуках Ф, ФЬ.

III.Основная часть занятия.
1. Артикуляция звука. Характеристика звуков.
- У фокусника под цилиндром кто-то сидит.
(На интерактивной доске изображение фокусника и цилиндра. Убирается картинка «цилиндр», появляется картинка « ёж»).
- Ёж недоволен и фыркает: Ф-Ф-Ф. Давайте повторим, что сказал ёж.(Дети произносят звук Ф)
- Что при  произнесении звука делают губы, зубы? (Верхняя губа приподнимается, нижняя  
   губа соединяется с верхними зубами, воздушная струя встречает препятствие).
- Дайте характеристику звука Ф. (Звук Ф – согласный, твердый, глухой)
- У ежа есть маленький ежонок и он говорит: Фь-Фь-Фь. Как говорит маленький ежонок?   
   (Дети произносят : Фь-Фь-Фь)
 -  Дайте характеристику звука Фь. (Звук Фь– согласный, мягкий, глухой)
2. Речевая зарядка с упражнением мелкой моторики рук.
   Фа-фо-фу-фы    -  кисти рук соединены, на каждый слог пальцы рук соединяются.
   Фя-фе-фи-фю    -  пальцы рук перекрещиваются.
   Пфа-пфо-пфу-пфы - пальцы рук перекрещиваются.
   Сфа-сфо-сфу-сфы – упражнение "корзиночка".
3. Дифференциация звуков Ф-Фь.
 -  Хлопни, если услышишь звук Ф, стукни кулачками, если услышишь звук Фь.
Словарный материал: фабрика, шофёр, фикус, светофор, филин, пуфик, кофта, фен.
4. Дидактическая игра "Мы фокусники" с мячом.
а)    Измени первый звук в слове:
             пара – фара                               плот – флот
             бантик – фантик                       мишка – фишка
             вены – фены                             вата – фата
             норма – форма                         марш - фарш
Дети, стоя в колонне, произносят слово и передают мяч позади стоящему ребенку.
б)    Замени третий звук в слове:
              Косточка – кофточка             каштан – кафтан                 букет – буфет
              Пудик – пуфик -                     каре –кафе
              Лист – лифт                            арка – арфа                  
Дети, стоя в кругу, произносят слово и предают мяч рядом стоящему ребенку.
5.  Дидактическое упражнение "Чудо-дерево". Подбор родственных слов к слову ФОТО.
- Ребята, вы будите сегодня фокусниками и поможете дереву расцвести
  Дети называют родственные слова и наклеивают цветок на дерево.
 - Как много слов вы придумали. Посмотрите, какое чудо-дерево у нас получилось.
Словарный материал: фотограф, фотокарточка, фоторужьё, фотобумага, фотоальбом, фотовыставка, фотоаппарат, фотомодель.
6.  Дидактические игры на развитие фонематического восприятия.
   а)    Дидактическая игра "Четвертый лишний".
На интерактивной доске изображены растения (фиалка, ромашка, колокольчик, незабудка, клевер)
 -  Посмотрите на доску. Фокусник нарисовал цветы. У вас на карточках нарисованы такие же растения. Внимательно рассмотрите их, и если найдете лишний предмет, обведите его  карандашом. (Дети выполняют задание, сидя за столами). Что это за растение? (Фиалка). Почему она лишняя? (Фиалка – комнатное растение, а остальные предметы – луговые цветы).  Сейчас мы это проверим. (Логопед нажимает  на изображение   фиалки и оно исчезает).                       
б)     Игра "Светофор".
    Поиграем в игру Светофор». Лера будет называть  звуки по порядку в слове фиалка, а вы поднимите те сигналы светофора, которые соответствуют каждому звуку.
7. Составление схемы слова и выкладывание слова из разрезной азбуки.
 - Фокусник хотел показать фокус с буквами, но у него получилось очень странное слово:
                                                 Ф О С К У
(Буквы написаны на интерактивной доске).
   - Как вы думаете, какое слово хотел сложить фокусник?  (ФОКУС).
   На интерактивной доске появляется  слово ФОКУС. Дети читают слово и оно исчезает.
   Далее предлагается детям поделить слово на слоги. Выложить из разноцветных фишек схему
   данного слова. А затем дети выкладывают  слово ФОКУС из разрезной азбуки.
   Взаимопроверка выполнения  задания.


8. Составление распространенных предложений.
  - Давайте порадуем Фокусника и придумаем о нем красивые предложения.
Дети составляют распространенные предложения, считают количество слов в предложении, выделяют предлог.
 
IV. Заключительная часть занятия.
 Анализ деятельности детей.
 - Дети, сегодня вы стали тоже немного фокусниками и умеете  совершать различные  чудеса со звуками и буквами. Вспомните, какие чудеса вы совершали со звуками  и словами?
Дается оценка деятельности каждого ребенка на занятии.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год