Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект по познавательно-речевому развитию «Одежда, обувь, головные уборы – все по полочкам» для детей старшего дошкольного возраста
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Михайлова Анна Александровна   
27.07.2025 17:10

Конспект по познавательно-речевому развитию «Одежда, обувь, головные уборы – все по полочкам» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект по познавательно-речевому развитию «Одежда, обувь, головные уборы – все по полочкам» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»
  • расширять и активизировать словарь по данной теме
  • упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение согласовывать слова в предложении
  • развивать умение подбирать прилагательные к существительным: солнечная, теплая, холодная, дождливая, ветреная
  • развивать внимание, логическое мышление, выполняя опытнические действия
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи по результатам проведенного опыта

 

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своим вещам
  • воспитывать желание помогать
  • воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, работать дружно.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация к занятию, предметные картинки, с изображением одежды, головных уборов, обуви, картинки с изображением маминой и Машиной одеждой, картинки с изображением шкафов для одежды взрослого человека и ребенка, магнитная доска, разноцветные бумажные лупы, контурные картинки с изображением платьев, тарелочки для опытов, салфетки, кусочки разной ткани, шприцы с водой.

Ход занятия:

I. Организационный блок

Учитель- логопед: Здравствуйте, ребята! Проходите, возьмитесь за руки и встаньте в круг. Меня зовут Анна Александровна. Давайте поприветствуем друг друга. Повторяйте за мной слова и движения:

«В нашей группе все друзья,

Я, ты, он, она.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева,

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Все мы дружная семья,

Я, ты, он, она!»

II. Мотивационный блок

На экране – дверь. Внезапно звучит громкий, резкий стук в дверь.

Учитель — логопед: Что это?

Дети: Кто – то пришел. В дверь стучат.

Учитель — логопед: Кто же может к нам прийти? Посмотрим? (педагог с детьми подходят к двери — экрану).

Дверь открывается. За дверью – девочка неряшливо одетая, громко плачет.

Учитель — логопед: Девочка, не плачь. Лучше расскажи нам кто ты, как тебя зовут. Что случилось с тобой, а мы, может быть, сможем тебе помочь.

Девочка: Меня зовут Маша, а дразнят – Маша – растеряша. За своими вещами я не следила, всегда их разбрасывала. И вот теперь я их не могу разобрать, они все перепутались. А меня пригласили на праздник, и я хочу пойти в красивом платьице! А найти ничего не могу. (Громкий плачь)

III. Основной блок

Учитель — логопед: Что же делать, дети?

Дети: Надо Маше помочь разобрать ее вещи и разложить по полочкам.

Учитель — логопед: Правильно, давайте научим Машу, как правильно ухаживать за своими вещами. Согласны? Тогда приступаем! Научим Машу поддерживать порядок в своем шкафу.

1. Дидактическая игра интерактивная «Наведи порядок в шкафу»

Учитель — логопед: Разложите все вещи на три полки: на верхнюю — головные уборы, на среднюю – одежду, на нижнюю – обувь. Объясняйте так: «Шляпу я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор».

Дети:

  • шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор
  • кофту я положу на среднюю полку, потому что это – одежда
  • тапки я положу на нижнюю полку, потому что это – обувь
  • штаны я положу на среднюю полку, потому что это – одежда
  • сапоги я положу на нижнюю полку, потому что это – обувь
  • кроссовки я положу на нижнюю полку, потому что это – обувь
  • шляпа я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор
  • кепку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор
  • майку я положу на среднюю полку, потому что это – одежда

Девочка Маша: Спасибо ребята за то, что помогли навести порядок в моем шкафу. Но еще я перепутала свои вещи и мамины. И никак не могу разложить все по местам.

Учитель – логопед: Поможем?

Дети: Да!

Учитель – логопед: Тогда проходите, садитесь на стульчики.

2. Дидактическая игра «Чья одежда? Назови ласково»

Учитель – логопед: Разберите одежду мамы и Маши по разным шкафам. Вещи Маши нужно обязательно назвать ласково.

Вот так: «У мамы платье, а у Маши … платьице».

- У мамы туфли, а у Маши … туфельки.

- У мамы брюки, а у Маши … брючки.

- У мамы куртка, а у Маши … курточка.

- У мамы юбка, а у Маши …юбочка

- У мамы шляпа, а у Маши – шляпочка

Учитель — логопед: Молодцы дети, вы, наверное, всегда убираете свои вещи на место. Поэтому так быстро справились с заданием.

3. Артикуляционная гимнастика

Учитель - логопед: Ребята, мы отлично потрудились, а сейчас потренируем свои язычки:

1. «Застегивание и расстегивание молнии».

У нас на одежде бывает замок. Изобразим губами, как он расстегивается и застегивается. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти. Застегнули молнию.

2. «Большие и маленькие пуговицы»

Большие пуговицы – максимально округлить губы;

Маленькие пуговки – вытянуть губы узкой трубочкой.

3. «Иголочка»

Шить можно иголочкой. Представим, что наш язык - это иголочка, вытянем его – получился острый язычок.

Девочка Маша: Друзья, вы мне очень помогли. Спасибо. Я недавно сильно болела, но до сих пор не могу понять почему. Мама сказала, что я заболела, потому что надела на прогулку недостаточно теплые вещи. А я не умею подбирать вещи по погоде. Может быть, вы меня и этому научите?

Учитель - логопед: Ребята, сколько на свете разных тканей: и гладкие и пушистые, и лёгкие, и тяжёлые, и мягкие и жесткие! У каждой ткани есть свой секрет и когда шьют одежду, эти  секреты всегда учитывают.
Ребята, я вас приглашаю в лабораторию секретов ткани. Пройдите за столы.

4. Речевая лаборатория «Секреты ткани» (опытно-экспериментальная деятельность)

Опыт Промокает – не промокает

Учитель – логопед: Маша пожаловалась нам на то, что она не может подобрать одежду по погоде. А вы умеете? Давайте разбираться. Скажите, какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Учитель – логопед: А какая погода обычно бывает весной?

Дети: Теплая, холодная, ветреная, дождливая, солнечная.

Учитель – логопед: Молодцы, правильно. В теплую погоду, конечно, не заболеешь. А вот когда ветреная и дождливая погода, нужно правильно подобрать одежду, чтобы не простудиться. Как вы думаете, из какой ткани, материала должна быть верхняя одежда, если на улице дождь?

Дети: Чтобы не промокала.

Учитель- логопед: Правильно, вот сейчас мы и проверим, какая ткань промокнет, а какая нет. Возьмите тарелочку, на ней лежит сухая салфетка, на нее положите кусочек ткани. А теперь изобразим дождь. Будем потихоньку шприцом капать на ткань воду. Что происходит?

Дети: вода на ткани, не уходит, материал не промокает.

Учитель- логопед: Осторожно приподнимите ткань и посмотрите: салфетка промокла или нет?

Дети: Не промокла, вода скатывается с ткани.

Учитель- логопед: Теперь возьмите другую тарелочку с другой тканью. Накапайте на нее воды. Что произошло?

Дети: Мокрая стала ткань и салфетка промокла.

Учитель – логопед: Какой же вывод из этого опыта мы можем сделать?

Дети: Для куртки или плаща надо выбирать ткань, которая не промокнет под дождем.

Учитель – логопед: Да, есть разные ткани. И одежду изготавливают, учитывая свойства ткани. Что же мы посоветуем Маше?

Дети: Чтобы в дождливую погоду надевала куртку из непромокаемой ткани.

Девочка Маша: Я все поняла и теперь не буду Машей – растеряшей. Вы научили меня бережно относиться к одежде, правильно подбирать ее по погоде. Но случилась неприятность! Все мои платьица почему – то стали некрасивыми. Как же я пойду на праздник? Теперь я точно не попаду туда!

Учитель - логопед: Как вы думаете, дети, сможем ли мы помочь Маше? Что можно сделать, чтобы платья не были бесцветными и невзрачными?

Дети: купить новые, раскрасить, украсить блестками, добавить бантик, попросить у подружек и т.д.

Учитель - логопед: Да, все ваши предложения хорошие, ноМаша не успеет ни купить новое платье, ни у подружки попросить. А у меня есть волшебный инструмент, который превратит невзрачные платья в самые красивые! (Показ лупы). Что это? Да, это волшебная лупа, смотрите, как она действует: «Платье было белым, а стало…красным». (раздать лупы и картинки с изображением платьев). Попробуйте превратить бесцветные платья в яркие и красивые!

Дети: Платье было белым, а стало…красным

Платье было белым, а стало…синим и т.д.

Девочка Маша: Благодарю вас за помощь и за такие красивые платья!

Учитель - логопед: Дети, а что вы хотели бы сказать Маше?

Дети: Нам понравилосьпомогать Маше. Пусть приходит к нам еще.

Логопед: Спасибо ребята. Наше занятие подошло к концу до свидания.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 27 (389) выйдет
31 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год