Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС
Логопедия
Автор: Гаева Оксана Николаевна   
05.09.2022 15:48

ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОСПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС

О.Н. Гаева, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 28» Малышок», городской округ Рефтинский

Вопрос организации коррекционно-развивающей среды дошкольной организации (ДО) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

 

Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. В связи с этим считаю, что логопедическая работа будет более эффективна, если в ходе обучения будет использован принцип интеграции специалистов: сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (учитель-логопед – психолог, учитель-логопед – музыкальный руководитель, учитель-логопед – воспитатель, учитель-логопед – физкультурный работник).

Задачи интеграции:

  • координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, учителей, воспитателей) по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка;
  • совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения;
  • систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками;
  • объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса.

Существуют возможные модели совместной работы разных специалистов.

1. Учитель-логопед – психолог

Учитель-логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия учителя-логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

  • несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;
  • нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
  • речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • развитие звуковой стороны речи;
  • развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
  • формирование связной речи;
  • формирование полноценных учебных умений и навыков.

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

  • развитие и коррекция высших психических функций;
  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие эмоционально-волевой сферы.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение образовательной деятельности, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и учитель-логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

2. Учитель-логопед – музыкальный работник

При организации комплексной коррекционной работы с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи необходимо придерживаться принцип «разносторонности усилий», в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе учителя-логопеда и музыкального руководителя. Особенно перспективным в данном вопросе также является интегрированный подход, позволяющий расширить зону воздействия на ребенка с речевой патологией. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • развитие лицевой и артикуляционной моторики;
  • развитие звуковой стороны речи;
  • развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
  • развитие просодической стороны речи;
  • формирование связной речи.

Работа музыкального руководителя в условиях интеграции может решать следующие задачи:

  • развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи;
  • формирование правильного дыхания;
  • развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность;
  • формирование навыка осознанного восприятия пространства.

Каждая образовательная деятельность включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, элементарное музыцирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). В ходе интегрированной образовательной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику.

Таким образом, интегрированная деятельность (учитель-логопед — музыкальный руководитель) способствуют формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей, развивает и корректирует речевую функциональную систему, слуховые функции, оптико-пространственные представления, праксис, тактильный гнозис, интеллектуальные и творческие способности, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии.

3. Учитель-логопед – воспитатель

Наиболее тесно учитель-логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В группах компенсирующей направленности взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование образовательной деятельности, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.

Однако как в первом, так и во втором случае эффективно проведение интегрированной деятельности, если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:

Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
  • формирование и развитие словарного запаса;
  • закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи;
  • формирование познавательного интереса, любознательности;
  • развитие связной речи;
  • развитие слухового восприятия, внимания, и памяти;
  • формирование учебных знаний, умений и навыков.

Работа учителя-логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:

  • развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей (развитие грамматических категорий посредством решения математических задач; развитие связной речи на материале по изодеятельности, путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе).

4. Учитель-логопед – физкультурный работник.

Работа физкультурного работника в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие пространственных ориентировок;
  • координации и ритмизации движений;
  • снятие мышечного напряжения.

Работа логопеда в рамках интеграции ставит перед собой такие задачи:

  • учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию;
  • развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за…);
  • развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать – семенить – нестись…; высоко – низко, далеко – близко, широкий – узкий и др.)

Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.

Важной задачей ДО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации коррекционной развивающей среды (в данном случае).

При создании развивающей образовательной среды в нашем учреждении педагогический коллектив руководствовался ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДО и к условиям ее реализации. Организуя предметную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (учителя-логопеда, музыкального руководителя), учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников, показатели их здоровья, психофизилогические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы.

Таким образом, организация коррекционно-развивающей среды в ДО с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая коррекционно-развивающую среду любой возрастной группы в ДО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература:

  1. Белая К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4
  2. Дуева Т.И., Суворова Е.Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. №8.
  3. Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О.Е. Громова. М.2008.
  4. Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.
  5. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год