Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я»
Логопедия
Автор: Богдан Ольга Ивановна, Романченко Светлана Сергеевна, Швед Ольга Викторовна, Мельник Марина Александровна   
14.03.2017 17:31

Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я»Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Солнышко» Муниципального образования Староминский район Ст. Староминская 2017г.

Пояснительная записка

Воспитание – дело трудное,
и улучшение его условий – одна из священных
обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более
важного, как образование самого себя и своих близких.

Сократ.

В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего ДОУ. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности имеет главное значение в речевом развитии ребенка. Многие родители не придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, иногда открыто игнорируют, «не замечают» выраженные речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами ДОУ. Родители не хотят заниматься со своими детьми, и тому есть ряд причин, одной из главных — отсутствие соответствующих знаний.

 

Скачать конспект

Родители-естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много в их руках очень сильное воспитательное средство-любовь к своему ребенку. Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Для благополучного речевого развития ребенка требуются взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, доверительность, взаимодействие.

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон "Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Контингент участников проекта: учитель-логопед, родители.

Цель: включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства

Задачи:

  • установить партнерские отношения с родителями дошкольников
  • повысить компетентность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики
  • побуждать интерес у родителей к процессу развития ребенка в разных видах деятельности.

Содержание проекта.

Тему проекта я выбрала не случайно. Так как многолетний опыт работы показывает, что родители все больше отдаляются от воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и применяемые формы работы не дают желаемого результата, мною было принято решение о поиске новых современных форм сотрудничества с родителями. Главной моей целью было заинтересовать и привлечь родителей к образовательному процессу группы.

Я начала выстраивать своё общение с родителями, таким образом, чтобы для них было четко понятно, что наше взаимодействие– необходимое условие полноценного речевого развития их детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. А повышение их компетентности в вопросах коррекции речевого развития дошкольников значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений.

Понятие «взаимодействие с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Реализация проекта проходила в три этапа:

  • 1-й этап – подготовительный (информационно-аналитический).
  • 2-й этап – основной (практический).
  • 3-й этап – заключительный.

На первом этапе проекта мною были изучены передовые опыты работников дошкольных учреждений по направлению «Взаимодействие с родителями» и пришла к выводу, что в любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. С целью выявления уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей и круга вопросов, которые для родителей актуальны, я оформила информационную корзину «Грамотейка-Болтунишка».

Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировала особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявила уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития и ряд вопросов волнующих родителей. Далее притупила к подбору методов и форм своего общения с каждым родителем.

Реализация проекта на втором этапе строилась на непрерывной связи с родителями нашей группы и осуществлялась с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:

Одной из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей, я выделяю, родительские собрания. Однако все мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов, монологов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Я нашла выход из этого положения.

Форму проведения родительского собрания выбирала после обработки анкет, т. е. зависело от запросов и интересов родителей.

Формы, которые я применяла, были следующие:

  • деловая игра или вечер вопросов и ответов
  • собрание в виде «аукциона», т. е. проходило в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, педагогической лаборатории, либо заседание в виде круглого стола, где в нетрадиционной обстановке обсуждались с родителями актуальные проблемы речевого развития детей. В конце таких встреч проводили обсуждения с родителями – что понравилось, какие советы логопеда применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.
  • собрание по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами ребенка» и других.

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

На родительских собраниях использовала следующие приемы и методы активизации родителей: «мозговой штурм», «список прилагательных и определений» (например, подберите синонимы к слову «ребенок», «ассоциации», «мини — эксперимент»).

Никогда не превращала родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, вместе мы находили ответы. Данный подход к проведению родительского собрания требовал от меня более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее, именно поэтому процент посещения родителями собраний достаточно высок.

Но кроме организации родительских собраний в нетрадиционной форме в своей работе использовала такуюформу педагогического просвещения родителей, которую я назвала «Логопедическая гостиная».

Данное направление работы включало в себя:

1)совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Главным принципом данного направления стала пословица: «Расскажи — и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями дети были участниками проектов по теме «Пальчики играют — речь развивают», «Самомассаж для нас», позволившие, родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного материала.

2) информационный журнал «Учимся, играя» содержит материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома.

3) индивидуальные занятия-практикумы «Логопед+Родитель + Ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: «Учимся у тех, кого любим».

Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

4) индивидуальные встречи с родителями, на которых их информировали о динамике речевого развития;

5) журнал достижений, который информируют родителей об успеваемости ребёнка. Рекомендую работать с готовыми печатными изданиями, но я всё же советую использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

6) информационный стенд, который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации образовательного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т. п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии «Логопед рекомендует», как позаниматься дома по лексической теме и т. д. Разделы на этом стенде периодически обновляются и отражают актуальные вопросы и проблемы речевого развития детей и пути их решения и т. д.

Не оставляла без внимания и такие формы сотрудничества с родителями как:

  • досуговое направление, которое оказалось самым привлекательным, востребованным, и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях
  • речевые праздники, которые полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала
  • дни открытых дверей проводились для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним
  • «домашняя игротека». Родители могли взять домой на время необходимые пособия, игры чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Сочетая в своей работе традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, могу отметить, что эффективность коррекционно – образовательного процесса значительно повысилась. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы, с точки зрения вопросов его речевого развития.

Эти две стороны вопроса взаимосвязаны между собой – если нет первой (заинтересованность родителей), то и результативность второй (речевое развитие) будет относительной.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно — педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Именно такого результата я хотела достичь, организовывая работу с родителями таким образом. Ведь сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно- логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.

Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду продолжать искать новые пути, формы и методы сотрудничества с родителями.

Ожидаемые результаты

Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.

Родители самостоятельно используют материалы с библиотеки игр и упражнений «Домашняя игротека»

Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Полученные результаты.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты:

  • родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками наших встреч и помощниками учителя-логопеда и своих детей
  • сформировалось желание помогать ребенку
  • повысилась грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики
  • заинтересованность в успехах своего ребенка и информированность с точки зрения вопросов его речевого развития.

Список используемой литературы

  • Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  • Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
  • Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей) — Москва, 2006.
  • Сидельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда. — Дошкольное воспитание. 1998. № 3.

Авторы:

  • учитель-логопед Богдан Ольга Ивановна

Воспитатели:

  • Романченко Светлана Сергеевна
  • Швед Ольга Викторовна
  • Мельник Марина Александровна
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год