Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группепо теме «Творческое рассказывание «Перелетные птицы»
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Гостищева Екатерина Васильевна   
28.12.2025 08:01

Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе по теме «Творческое рассказывание «Перелетные птицы»Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе по теме «Творческое рассказывание «Перелетные птицы»

Цель: формирование у детей умения составлять небольшие рассказы о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

  • побуждать детей ориентироваться на план, строя свой рассказ;
  • формировать у детей умения называть некоторых перелетных птиц по описанию и загадке;
  • закреплять у детей знания о перелетных птицах.

Развивающие:

  • развивать умение грамотно строить предложение;
  • развивать выразительную речь, логическое мышление
  • развивать воображение у детей.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей любовь к птицам;
  • воспитывать у детей желание помогать птицам.

 

Методы и приемы: словесный (объяснения, вопросы к детям, похвала, рассказ педагога, уточнение), практический (показ детям действий для физкультминутки), наглядный (использование картинок, иллюстраций «Перелетные птицы»).

Материал и оборудование: перо, картинки «Перелетные птицы», мнемотаблица.

Предварительная работа: беседа на тему «Птицы в родных краях», рассматривание иллюстраций с различными птицами, проведение дидактических игр «Перелет птиц», «Жилье для птиц», чтение художественной литературы на тему «Перелетные птицы»

Ход:

Мотивация:

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, то увидела, что на нашем участке лежит вот такое чудо. (Показ детям пера) И мне так стало интересно, знаете ли вы, что это. Расскажите, что это? А как вы считаете, чье это перо? (Дети рассматривают и рассказывают про перо)

Воспитатель: Вы так интересно рассказываете! А пока я вас слушала, вспомнила, что скоро в детском саду будет проводится конкурс на тему «Знатоки птиц». И нашей группе тоже предложили поучаствовать. Какие будут предложения? Как вы считаете, может нам стоит поучаствовать? (Ответы детей)

Планирование деятельности:

Детям предлагается поучаствовать в конкурсе «Знатоки птиц», тем самым подводя детей к обсуждению и составлению творческого рассказа про перелетных птиц.

Воспитатель: Но чтобы участвовать в конкурсе, как вы считаете, что мы с вами должны сделать? А что вы знаете о птицах? (Ответы детей) Сегодня я предлагаю вспомнить перелетных птиц и поговорить о них.

Реализация замысла:

Воспитатель: Предлагаю вспомнить, каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы детей) А может кто-то хочет добавить?

Воспитатель: Я с вами согласна. Предлагаю посмотреть на картинку и сказать какие перелетные птицы изображены. Согласны? (Ответы детей)

Воспитатель показывает картинку с изображением перелетных птиц, дети называют их.

Воспитатель: А что вы можете о них рассказать? (Ответы детей)

Дети рассматривают картинку и рассказывают о перелетных птицах, таких как грачи, ласточки, аисты, соловьи, кукушки, скворцы.

Воспитатель: А может кто-то из вас может рассказать, каким образом улетают и прилетают к нам птицы? (Ответы детей)

Воспитатель: Согласна! А я вот знаю, что гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы – стаей; журавли – клином; кукушки – поодиночке.

Воспитатель: Ребята, мне по секрету сказали, что на конкурсе будет задание где нужно отгадать загадку. Предлагаю нам тоже потренироваться и по отгадывать загадки про птиц. Как вы считаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда я вам буду зачитывать загадку, а вы постараетесь ее отгадать и назвать птицу. После того, как вы назовете ответ, мы проверим правильно ли вы отгадали, появится картинка с изображением птицы. Ребята, вы готовы? (Ответы детей)

Воспитатель загадывает детям загадки, дети отгадывают, затем совместно проверяют, с помощью картинки.

Ноги – длинны, длинен нос,

Что он на обед принёс?

Змей, улиток, лягушат

Для любимых… (аистят).

Спрятавшись среди ветвей,

Поёт славно… соловей.

Перелётных птиц черней.

Чистит пашню от червей. (Грач)

Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счёт годам ведут… (Кукушки).

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Теперь мы точно знаем, что с этим заданием вы точно справитесь.

Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть и сделать физкультминутку, которая называется «Перелетные птицы»

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. ( «клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели (улетают», садятся)

Воспитатель: Но на конкурсе будет и сложнее задание, и чтобы победить его нужно выполнить. Как вы считаете, что нам нужно сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: Согласна! Предлагаю потренироваться.

Воспитатель: А задание вот какое. Каждому участнику конкурса нужно придумать свой творческий рассказ, про перелетных птиц. Для того, чтобы было его легче составить, предлагается мнемотаблицапо которой участники и будут составлять свой собственный рассказ. Но правила таковы, что картинка дается одна, но каждый участник должен составить свой рассказ на тему «Перелетные птицы».

Воспитатель: Ребята, вы готовы принять участие в составлении и рассказывании рассказа про птиц? (Ответы детей)

Вывешивается мнемотаблица «Перелетные птицы», дети совместно с воспитателем рассматривают ее.

Воспитатель: Посмотрите, вот дается подсказка и мы придумываем рассказ. Посмотрите внимательно, и начните придумывать свой рассказ. Я могу начать первая рассказ, а вы послушаете, как правильно рассказывать. Согласны? (Ответы детей)

Рассказ воспитателя:

Наступает зима. Становится холодает. Небо затягивает облаками, солнце светит все меньше. Некоторым птицам становится холодно жить в таких условиях. Перелетные птицы улетают в теплые края. Они летят туда, где можно добыть себе пропитание. Но после холодной зимы наступает тепло. И все кругом оживает, появляютсяжучки, червячки, насекомые, на деревьях появляются почки, а затем и листья. А птицам, которые остаются зимовать должен помогать человек. Птицы возвращаются в родные края. Человек помогает птицам, строит скворечники, мастерит кормушки, развешиваем их на деревьях, заботится о птицах.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам рассказать свой рассказ, можно для подсказки использовать данную мнемотаблицу.

Дети рассказывают свои рассказы. Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! У вас получились такие интересные рассказы про перелетных птиц. Вот мы с вами и подготовились к конкурсу. Теперь я уверена, что вы ребята, сможете постоять за честь нашей группы.

Рефлексия:

- Как вы считаете, с пользой ли мы провели время или нет?

- У нас получилось задуманное?

- Расскажите, к какому конкурсу мы готовились?

- Что нового вы для себя узнали?

- Что больше всего вам понравилось? Что было самым интересным?

Воспитатель: Ребята, я так удивлена, вы такие молодцы! Вы столько много знаете о пролётных птицах. Я с удовольствием слушала вами рассказы, мне они все понравились. Я горжусь вами!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год